Центральная Европа в период пандемии: первые последствия для экономики

 
Код статьиS013122270014431-5-1
DOI10.20542/0131-2227-2021-65-3-92-101
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник Центра европейских исследований
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: 117997, Россия, Москва, ул. Профсоюзная, д. 23
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 65 Выпуск №3
Страницы92-101
Аннотация

Излагаются меры, предпринятые Венгрией, Польшей, Словакией и Чехией (Вишеградская группа, В4) по поддержке экономики в условиях пандемии. Дана оценка основных экономических показателей этих стран за первое полугодие 2020 г. в свете последствий введенных ограничений. Отдельно анализируется динамика внешнеторговых связей В4 с Евросоюзом, между собой, а также с Россией. Представлены прогнозы развития стран группы.

Ключевые словаВишеградская группа (В4), коронавирус, экономические последствия, государственные меры, прогнозы
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках проекта “Посткризисное мироустройство: вызовы и технологии, конкуренция и сотрудничество” по гранту Министерства науки и высшего образования РФ на проведение крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития (Соглашение № 075-15-2020-783).
Дата публикации30.03.2021
Кол-во символов27156
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Кризисные процессы, возникшие по всему миру вследствие пандемии в 2020 г., затронули многие сферы жизни людей и хозяйства стран. Не стали исключением и государства Центральной Европы, которые одними из первых стали вводить жесткие ограничения во избежание резкого роста заболеваемости [1]. Страны Вишеградской группы относительно успешно справились с проблемой заболеваемости в период первой волны COVID-19, когда показатели в “четверке” были лучше, чем во многих других государствах Европы. При первой встрече с распространением коронавируса руководство центральноевропейских стран, как, впрочем, и многих других государств, сделало выбор в пользу социальных факторов, смирившись с неизбежными негативными последствиями для экономической сферы. В период начавшейся осенью второй волны пандемии власти пытаются найти баланс между социальными и экономическими рисками, учитывая опыт весенних ограничений.
2

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ БОРЬБЫ С ПАНДЕМИЕЙ

3

Уже сейчас можно констатировать, что борьба с COVID-19 дорого обошлась странам Вишеградской группы. Провести окончательную оценку можно будет только после завершения пандемии, однако очевидно, что на урегулирование ситуации потребуются значительные финансовые ресурсы.

4 В целом по сравнению с весной ограничения, введенные в период второй волны пандемии, были более мягкими. Согласно индексу GRSI1, Оксфордского правительственного трекера реагирования на COVID-19 (OxCGRT), на 10 ноября 2020 г. он составил для Венгрии 54.41 (на 1 апреля 2020 г. – 76.85), Польши – 71.3 (81.48), Чехии – 73.15 (82.41), Словакии – 73.15 (75.0) [2]. Многие меры, принятые в регионе, имели схожий характер и были направлены на поддержку отдельных, наиболее пострадавших секторов, малого и среднего бизнеса, а также на избежание резкого ухудшения ситуации на местных рынках труда. 1. GRSI (Government Response Stringency Index) – индекс жесткости реагирования правительства базируется на основе оценки 18 различных индикаторов. Значение, равное 100, соответствует максимальным ограничениям, 0 – отсутствию ограничений.
5 В Чехии расходы, связанные с пандемией, составили 2.2% ВВП, в том числе компенсации от освобождения от налогов – почти 1.8% ВВП [3, р. 9]. На 2021 г. создан резерв в размере 4% ВВП. Непредвиденные расходы в связи с коронавирусом потребовали неоднократных корректировок государственного бюджета и увеличения его дефицита: сначала с 1.5 до 7.4 млрд евро, в дальнейшем – до 18.5 млрд евро.
6 Весной в стране была принята специальная программа, согласно которой государство компенсирует расходы на заработную плату сотрудников тем работодателям, которые испытывают проблемы с ликвидностью. Кроме того, предусмотрены государственные компенсации компаниям за аренду помещений. Отдельная поддержка выделена для самозанятых и малых предприятий. Среди секторальных мер помощь была оказана сельскому и лесному хозяйству, туристическому бизнесу, включая гостиничный сектор, транспорту и инфраструктуре в целом. Позднее поддержку получили сферы культуры и спорта, включая такие меры, как снижение НДС на 5 п.п.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 721

Оценка читателей: голосов 0

1. Шишелина Л.Н. Вишеградские страны: ответственность государства в борьбе с пандемией. Аналитическая записка № 11, 2020 (№ 194). Москва, Институт Европы РАН, 2020. 6 с. [Shishelina L.N. Vishegradskie strany: otvetstvennost' gosudarstva v bor'be s pandemiei. Analiticheskaya zapiska № 11, 2020 (№ 194) [Visegrad countries: state responsibility in the fight against the pandemic. Analytic note № 11, 2020 (№ 194)]. Moscow, IE RAS, 2020. 6 р.] Available at: http://instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/2020/an194.pdf (accessed 13.11.2020).

2. Coronavirus Government Response Tracker. University of Oxford. Available at: https://www.bsg.ox.ac.uk/research/research-projects/coronavirus-government-response-tracker (accessed 13.11.2020).

3. Policy Measures Taken against the Spread and Impact of the Coronavirus – 12 October 2020. European Commission. Directorate General Economic and Financial Affairs. 2020. 98 p. Available at: https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/coronovirus_policy_measures_12_october.pdf (accessed 13.11.2020).

4. Measures Adopted by the Czech Government against the Coronavirus. Government of the Czech Republic. Press Advisories, 03.11.2020. Available at: https://www.vlada.cz/en/media-centrum/aktualne/measures-adopted-by-the-czech-government-against-coronavirus-180545/ (accessed 03.11.2020).

5. Sapir A. Why Has COVID-19 Hit Different European Union Economies so Differently? Policy Contribution, 2020, no. 18, pp. 1-13.

6. Eurostat Database. Labour Productivity and Unit Labour Costs. Available at: https://ec.europa.eu/eurostat/databrowser/view/NAMQ_10_LP_ULC__custom_86177/bookmark/table?lang=en&bookmarkId=de0891f3-ebe8-4977-b038-7399f0f3a42e (accessed 03.11.2020).

7. Gross Domestic Product in the 2nd Quarter of 2020. Bratislava, Statistical Office of the Slovak Republic, 04.09.2020. 1 p.

8. Public Opinion in the European Union. Annex. European Commission, Standard Eurobarometer 93, Summer 2020. 178 p. Available at: https://ec.europa.eu/commfrontoffice/publicopinion/index.cfm/survey/getsurveydetail/instruments/standard/surveyky/2262 (accessed 13.11.2020).

9. Elteto A. Coronavirus Crisis – Trade Effects for the Iberian and Visegrad Countries. Centre for Economic and Regional Studies Institute of World Economics. Working Paper no. 260. May 2020. 33 р. Available at: https://visegrad-coetus.pl/lib/jezext/200511_WP260_Elteto_Corona_Iberia_V4-kb0jja7d.pdf (accessed 13.11.2020).

10. Четверикова А.С. Пределы экономических взаимосвязей Вишеградской группы. Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН, 2020, № 2, сc. 87-97. [Chetverikova A.S. Predely ekonomicheskikh vzaimosvyazei Vishegradskoi gruppy [The Limits of economic relations of the Visegrad Group]. Analiz i prognoz. Zhurnal IMEMO RAN, 2020, no. 2, рр. 87-97.] DOI: 10.20542/afij-2020-2-87-97

11. Орлик И.И. Дифференциация Центрально-Восточной Европы и отношения с Россией. Москва, Институт Европы РАН, 2015. 50 с. [Orlik I.I. Differentsiatsiya Central'no-Vostochnoi Evropy i otnosheniya s Rossiei [Differentiation of Central and Eastern Europe and relation with Russia]. Moscow, IE RAS, 2015. 50 р.]

12. Куликова Н.В., Синицина И.С. Торговые отношения России со странами Центрально-Восточной Европы. Современная Европа, 2019, № 3, сс. 150-160. [Kulikova N.V., Sinicina I.S. Torgovye otnosheniya Rossii so stranami Central'no-Vostochnoi Evropy [Trade Relations Between Russia and Central-Eastern European Countries]. Sovremennaya Evropa, 2019, no. 3, pp. 150-160.] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope32019150160

13. Macroeconomic Forecast. Ministry of Finance of the Slovak Republic. Available at: https://www.mfsr.sk/en/finance/institute-financial-policy/economic-forecasts/macroeconomic-forecasts/#collapse-332851592408307174 (accessed 03.11.2020).

14. Macroeconomic Forecast of the Czech Republic. Ministry of Finance of the Czech Republic, September 2020. 56 p. Available at: https://www.mfcr.cz/en/statistics/macroeconomic-forecast/2020/macroeconomic-forecast-september-2020-39480 (accessed 03.11.2020).

15. Makrogazdasagi kilatasok in flaciós jelentés – 2020. Szeptember. Magyar Nemzeti Bank. 2020. 39 p. [Macroeconomic outlook in inflation report – September 2020. The Central Bank of Hungary. 2020. 39 p. (In Hung.)] Available at: https://www.mnb.hu/letoltes/elemzo-prezentacio-szeptember-final.pdf (accessed 03.11.2020).

16. Prognozy makroekonomiczne profesjonalnych prognostów. Wyniki Ankiety Makroekonomicznej. NBP Runda: wrzesień 2020 r. Nr 3/2020. Narodowy Bank Polski. 2020. 19 p. [Macroeconomic forecasts of professional forecasters. Results of the Macroeconomic Survey. NBP Round: September 2020, no. 3/2020. National Bank of Poland. 2020. 19 p. (In Polish)] Available at: https://www.nbp.pl/statystyka/amakro/am2020q3.pdf (accessed 03.11.2020).

17. Шишелина Л.Н. Успех Вишеградских стран на постковидном саммите ЕС. Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, № 4, сc. 51-57. [Shishelina L.N. Uspekh Vishegradskikh stran na postkovidnom sammite ES [Success of Visegrad Countries in the first Post-COVID Summit of the EU]. Nauchno-analiticheskii vestnik IE RAN, 2020, no. 4, pp. 51-57.] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran420205157

18. COVID-19: the EU’s Response to the Economic Fallout. European Council, 2020. Available at: https://www.consilium.europa.eu/en/policies/coronavirus/covid-19-economy/ (accessed 13.11.2020).

19. COVID-19: Council Agrees its Position on the Recovery and Resilience Facility. European Council Press Release, 09.10.2020. Available at: https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2020/10/09/covid-19-council-agrees-its-position-on-the-recovery-and-resilience-facility/ (accessed 13.11.2020).

20. EU Countries Warn up Recovery Fund Engine. Euractive Network, 16.10.2020. Available at: https://www.euractiv.com/section/politics/news/eu-countries-warm-up-recovery-fund-engine/ (accessed 13.11.2020).

21. Lifting COVID-19 Measures May Hit Resilient Eastern EU. Oxford Analytica Expert Briefings, 2020. Available at: https://doi.org/10.1108/OXAN-DB254471 (accessed 13.11.2020).

22. Jorda O., Singh S.R., Taylor A.M. Longer-run Economic Consequences of Pandemics. Working Paper 26934. Cambridge, National Bureau of Economic Research, April 2020. 22 p. Available at: https://www.nber.org/system/files/working_papers/w26934/w26934.pdf (accessed 13.11.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх