Пандемическое тестирование устойчивости развивающихся трендов высшего образования

 
Код статьиS013122270013815-7-1
DOI10.20542/0131-2227-2021-65-2-125-133
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: МГИМО МИД России
Адрес: Российская Федерация,
Аффилиация: МГИМО МИД России
Адрес: Российская Федерация
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 65 Выпуск №2
Страницы125-133
Аннотация

Статья посвящена объективизации последствий пандемии 2020 г. Проанализированы тенденции изменений в современной модели высшего образования с учетом стремления вузов к позиционированию в  мировых рейтингах. Сформирована основа для дискуссионного обсуждения выбора приоритетов развития с учетом нарастающей неудовлетворенности преподавателей от необходимости соответствия модели успешности и превосходства в своей образовательной и научной деятельности. Сделаны выводы о том, какие из трендов прошли испытание пандемической реальностью, что позволяет определить вектор будущего развития высшего образования.

Ключевые словаобразование, методика успешности и превосходства, образовательные рейтинги, прекаризация, интернализация ценностей, цифровизация, онлайн-обучение, мобильность
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-04-60109.
Получено09.02.2021
Дата публикации09.02.2021
Кол-во символов32084
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Мир столкнулся с разноплановым и интенсивным воздействием новой вирусной инфекции СOVID-19. Сфера образования не стала исключением. Как отрасль, являющаяся основой для взаимовыгодного экономического, социального, личностного и культурного обмена, образование за последние десятилетия обрело статус глобального поля, где не только решаются задачи развития человека, но и реализуется политическая повестка, в том числе – в условиях повышения академической мобильности студентов и преподавателей – развивается взаимовыгодное международное сотрудничество.
2 Распространение новой вирусной инфекции явилось вызовом результатам, которые были достигнуты при формировании системы глобального образования. Негативное влияние проявилось уже в закрытии границ и временной, но не имеющей определенности невозможности для студентов учиться в выбранных ими учреждениях, а для преподавателей – транслировать свои знания в университетских аудиториях. Частично эти проблемы были сняты через развитие систем дистанционного обучения, которые позволили не прерывать учебный процесс и осуществлять контроль его результатов, но не подтвердили однозначно предполагаемые преимущества онлайн-технологий [1]. Происходящее обнажило проблемы цифрового разрыва (когда отдельные студенты оказались лишены возможности пользоваться дистанционным обучением в связи с отсутствием необходимой техники и/или доступа в Интернет) и социально-экономического неравенства, что особенно актуально для населения развивающихся стран, социально незащищенных слоев населения, а также жителей инфраструктурно удаленных районов.
3 Тем не менее мировое единство стран в сложившихся условиях запустило процесс пересмотра ценностей, прежде всего социального порядка (важность человеческого общения, возрастающее внимание к коллективности, к способности к партнерству, бережное отношение к здоровью, переход на рациональные модели потребления и приобретения, единение в соблюдении правил самоизоляции, социального дистанцирования и личной гигиены и т.п.), что неизбежно будет оказывать влияние и на такую сферу, как образование.
4 Вместе с тем пандемия удивительным образом показала, что цифровые компетенции и навыки уже сформированы в обществе, а в образовательном пространстве – хотя и возник локальный дефицит инфраструктурных решений и технического обеспечения – практически нет сведений о том, что имеющихся soft skills (гибкие, социально-психологические навыки, которые не связаны с конкретной профессией, но помогают хорошо выполнять свою работу и важны для карьеры – это коммуникативные, лидерские, командные и др.) не хватило для организации обучения.
5

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ФОРМАТ БУДУЩЕГО

6 Вследствие объявления карантина абсолютное большинство университетов в мире вынуждено было почти одновременно прекратить очное обучение, полностью перейдя на дистанционный формат посредством Интернета (на середину апреля 2020 г. 191 страна объявила о закрытии школ и вузов, что затронуло 1.57 млрд учащихся [2]). Важно отметить, что организация образовательного процесса – весьма консервативная сфера деятельности. Соответственно, экстремальный переход к дистанционной форме фактически заменил собой длительный эволюционный период трансформации образования, который продлился бы не одно десятилетие. Несмотря на имеющиеся технические и социальные проблемы, которые сопровождали такой переход, мы видим, что университеты (преподаватели и студенты, прежде всего) оказались в состоянии работать в онлайн-пространстве вполне результативно.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 947

Оценка читателей: голосов 0

1. Huang R., Tlili A., Chang T. et al. Disrupted Сlasses, Undisrupted Learning During COVID-19 Outbreak in China: Application of Open Educational Practices and Resources. Smart Learning Environments, 2020, vol. 7, article no. 19. DOI: https://doi.org/10.1186/s40561-020-00125-8 Available at: https://slejournal.springeropen.com/articles/10.1186/s40561-020-00125-8 (accessed 09.07.2020).

2. Xiao Y., Fan Z. 10 Technology Trends to Watch in the COVID-19 Pandemic. The World Economic Forum COVID Action Platform. Available at: https://www.weforum.org/agenda/2020/04/10-technology-trends-coronavirus-covid19-pandemic-robotics-telehealth/ (accessed 09.07.2020).

3. Ghosh I. Chart: Which Universities Have the Richest Graduates? Available at: https://www.visualcapitalist.com/chart-which-universities-have-the-richest-graduates/ (accessed 09.07.2020).

4. Lu M. The Impact of International Students on the U.S. Economy. Available at: https://www.visualcapitalist.com/international-students-impact-u-s-economy/ (accessed 09.07.2020).

5. Coco G., Lagravinese R., Resce G. Beyond the Weights: a Multicriteria Approach to Evaluate Inequality in Education. The Journal of Economic Inequality, 2020, no. 18, pp. 469-489. DOI: https://doi.org/10.1007/s10888-020-09449-4 Available at: https://link.springer.com/article/10.1007/s10888-020-09449-4 (accessed 09.07.2020).

6. COVID-19 and Human Development: Assessing the Crisis, Envisioning the Recovery. United Nations Development Programme – Human Development Reports. Available at: http://hdr.undp.org/en/hdp-covid (accessed 09.07.2020).

7. Hogan A., Thompson G. Commercialization in Education. Oxford Research Encyclopedia of Education. December, 2017. DOI: https://doi.org/10.1093/acrefore/9780190264093.013.180 Available at: http://education.oxfordre.com/view/10.1093/acrefore/9780190264093.001.0001/acrefore-9780190264093-e-180?print=pdf (accessed 09.07.2020).

8. Selingo J. The Third Education Revolution. March 22, 2018. Available at: https://www.theatlantic.com/education/archive/2018/03/the-third-education-revolution/556091/ (accessed 09.07.2020).

9. Аникина Е.А., Иванкина Л.И., Силифонова Е.В. Проблемы и перспективы доступности высшего образования в условиях современных преобразований в России. Томск, STT Publishing, 2016. 162 с. [Anikina E.A., Ivankina L.I., Silifonova E.V. Problemy i perspektivy dostupnosti vysshego obrazovaniya v usloviyah sovremennyh preobrazovanii v Rossii [Problems and Prospects of Accessibility of Higher Education in the Conditions of Modern Transformations in Russia]. Tomsk, STT Publishing, 2016. 162 p.]

10. Осипова Н.Г. Роль классического университета в воспроизводстве элиты общества. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология, 2017, т. 23, № 4, cс. 9-31. [Osipova N.G. Rol' klassicheskogo universiteta v vosproizvodstve elity obshchestva [The Role of Classical University in the Reproduction of Society's Elite]. Bulletin of the Moscow University. Series 18. Sociology and Political Science, 2017, vol. 23, no. 4, pp. 9-31.]

11. Ицкович Г. Модель тройной спирали. Инновации, 2011, № 4 (150), cс. 5-10. [Itskovich G. Model' troinoi spirali [Model of the Triple Helix]. Innovacii, 2011, no. 4 (150), pp. 5-10.]

12. Lytras M.D., Daniela L., Visvizi A. Enhancing Knowledge Discovery and Innovation in the Digital Era. Hershey, IGI Global, 2018. 363 p. DOI: https://doi.org/10.4018/978-1-5225-4191-2

13. Стэндинг Г. Прекариат: новый опасный класс. Мoсква, Ад Маргинем Пресс, 2014. 400 c. [Stending G. Prekariat: novyi opasnyi klass [Precariat: a New Dangerous Class]. Moscow, Ad Marginem Press, 2014. 400 p.]

14. Бусыгина И.М. Прекариат: новый вызов для современных обществ и его концептуализация (Размышления над книгой Г. Стэндинга). Общественные науки и современность, 2016, № 3, сc. 34-47. [Busygina I.M. Prekariat: novyi vyzov dlya sovremennykh obshchestv i ego kontseptualizatsiya (Razmyshleniya nad knigoi G. Stendinga) [Precariat: a New Challenge for Modern Societies and its Conceptualization (Reflections on the Book by G. Standing)]. Obshchestvennye nauki i sovremennost', 2016, no. 3, pp. 34-47.]

15. Márquez-Ramos L., Mourelle E. Selecting a Suitable Approach to Analyze the Future of Higher Education. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 2016, vol. 228, pp. 86-91. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.07.013

16. Lynch K. Control by Numbers: New Managerialism and Ranking in Higher Education. Critical Studies in Education, 2015, vol. 56, no. 2, pp. 190-207.

17. Касаткин П.И., Ковальчук Ю.А., Степнов И.М. Роль современных университетов в формировании цифровой повышательной волны длинных циклов Кондратьева. Вопросы экономики, 2019, № 12, cс. 123-140. [Kasatkin P.I., Koval'chuk Yu.A., Stepnov I.M. Rol' sovremennykh universitetov v formirovanii tsifrovoi povyshatel'noi volny dlinnykh tsiklov Kondrat'eva [The Modern Universities Role in the Formation of the Digital Wave of Kondratiev’s Long Cycles]. Voprosy Ekonomiki, 2019, no. 12, pp. 123-140.] DOI: https://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-12-123-140

18. Иванчева М. Прекаризация, цифровизация и аутсорсинг. Тенденции развития труда в современной академии и призыв к профсоюзам. 20.04.2020. [Ivancheva M. Prekarizatsiya, tsifrovizatsiya i autsorsing. Tendentsii razvitiya truda v sovremennoi akademii i prizyv k profsoyuzam [Precarization, Digitalization and Outsourcing. Trends in the Development of Labor in the Modern Academy and the Call to Trade Unions]. 20.04.2020.] Available at: https://doxajournal.ru/uni/precarity_ivancheva (accessed 09.07.2020).

19. Ivancheva M. Precarización y digitalización en el trabajo academic o por qué deberían los sindicatos llamar a la huelga. Libre Pensamiento, 2020, no. 101, pp. 19-27. Available at: https://www.academia.edu/42082178/Precarizaci%C3%B3n_y_digitalizaci%C3%B3n_en_el_trabajo_acad%C3%A9mico_o_por_qu%C3%A9_deber%C3%ADan_los_sindicatos_llamar_a_la_huelga (accessed 09.07.2020).

20. Swartz R., Ivancheva М., Czerniewicz L., Morris N.P. Between a Rock and a Hard Place: Dilemmas Regarding the Purpose of Public Universities in South Africa. Higher Education, 2019, vol. 77, no. 4, pp. 567-583. DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-018-0291-9 Available at: https://www.researchgate.net/publication/325795294_Between_a_rock_and_a_hard_place_Dilemmas_regarding_the_purpose_of_public_universities_in_South_Africa (accessed 09.07.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх