Британия после Брекзита: особенности военно-политической стратегии

 
Код статьиS013122270013799-9-1
DOI10.20542/0131-2227-2021-65-2-37-44
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
ООО “Стратегические инициативы”
ФГБОУ ВО Вятский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Киров
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 65 Выпуск №2
Страницы37-44
Аннотация

Выход Великобритании из ЕС требует новых концептуальных и практических подходов к военно-политической стратегии. В изменившихся условиях еще более актуальными становятся проблемы финансирования и  модернизации британских вооруженных сил. Возрастает значение НАТО и  других многосторонних форматов военного сотрудничества, а также взаимодействия в сфере обороны и безопасности на двусторонней основе. При этом, несмотря на все сложности, поставленные Брекзитом вызовы могут способствовать активизации британской военно-политической стратегии, направленной на укрепление глобального влияния Соединенного Королевства.

Ключевые словаВеликобритания, Брекзит, военно-политическая стратегия, оборона, безопасность
Получено09.02.2021
Дата публикации09.02.2021
Кол-во символов27009
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 31 января 2020 года, после нескольких лет острых дебатов и тяжелых переговоров, Великобритания официально прекратила свое членство в Европейском союзе. Процесс Брекзита, запущенный летом 2016 г., когда по итогам референдума 51.9% ее граждан проголосовали против сохранения членства в ЕС [1], кардинально изменил положение Британии в мире, отразился на ее внешней и внутренней политике. Традиционное размежевание на левых и правых уступило место делению на брекзитеров и бремейнеров, за последние пять лет в стране трижды проводились всеобщие парламентские выборы, своего апогея достигло противостояние исполнительной, законодательной и судебной власти [2, c. 77, 83]. На международной арене Соединенное Королевство решительно отказалось от прежней роли и преимуществ членства в едином рынке в пользу призрачного глобального статуса, адаптация к которому может растянуться на долгие годы [3, c. 26]. Процесс выхода Великобритании из ЕС не мог не повлиять и на ее военно-политическую стратегию.
2

Концептуальные основы

3 Концептуальные основы британской военно-политической стратегии были заложены еще в 2015 г., когда кабинет Дэвида Кэмерона представил очередной ключевой документ в этой сфере – Стратегию национальной безопасности и Стратегический обзор обороны и безопасности [4] (далее – Стратегия-2015), которые пришли на смену аналогичным документам 2010 г. и в целом дополняли и развивали их положения.
4 В Стратегии-2015 достаточно подробно рассматриваются различные виды угроз, стоящие перед Великобританией, включая терроризм и экстремизм, региональные конфликты, незаконную миграцию, организованную преступность, угрозы, исходящие от государств, в том числе России, глобальные эпидемии, кибер-угрозы, стихийные бедствия, изменения климата и др. [4, pp. 15-22]. Для эффективного противодействия этим угрозам Лондон, по замыслу авторов документа, должен сохранить военные расходы на уровне не ниже 2% ВВП, модернизировать силы ядерного сдерживания, а также реформировать свои неядерные вооруженные силы, повысив их боеспособность, гибкость и возможность противодействия новым вызовам. Эта программа реформирования вооруженных сил получила название Объединенные силы 2025 (Joint Force 2025) и была рассчитана на период до 2025 г. [4, pp. 27-29, 34].
5 Особо важная роль отводилась международному сотрудничеству в сфере обороны и безопасности, в первую очередь с США, Францией, Германией и государствами – членами Содружества. Отдельный раздел посвящался военно-политическим аспектам сотрудничества с Европейским союзом, в котором отмечался высокий вклад Британии в Общую политику безопасности и обороны ЕС (в первую очередь в проведение операций “София” и “Аталанта” по борьбе с незаконной миграцией в Средиземноморье и пиратством у берегов Сомали соответственно), приверженность тесной координации военных усилий с НАТО, а также стремление к реформированию Евросоюза с целью повышения его гибкости и конкурентоспособности [4, p. 53]. На момент опубликования Стратегии-2015 в ноябре того же года до референдума оставалось чуть более полугода, однако в документе не рассматривались возможные последствия для национальной безопасности и оборонной политики в случае принятия решения о прекращении членства в ЕС, что в конечном итоге и произошло.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 749

Оценка читателей: голосов 0

1. Results and turnout at the EU Referendum. Available at: https://www.electoralcommission.org.uk/who-we-are-and-what-we-do/elections-and-referendums/past-elections-and-referendums/eu-referendum/results-and-turnout-eu-referendum (accessed 05.05.2020).

2. Ананьева Е.В. “Странные выборы” в Британии. Современная Европа, 2019, № 6 (92), сс. 76-85. [Anan'eva E.V. “Strannye vybory” v Britanii [Strange Elections in Britain]. Contemporary Europe, 2019, no. 6 (92), pp. 76-85.] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope620197684

3. Капитонова Н.К. Британия в поисках новой роли: неоимперский и глобальный проекты тори в свете Брекзита. Вестник Российского фонда фундаментальных исследований, 2020, № 1 (105), сс. 24-27. [Kapitonova N.K. Britaniya v poiskakh novoi roli: neoimperskii i global'nyi proekty tori v svete Brekzita [In Search of a New Role: Neo-Imperial and Global Britain Tory Projects in the Light of Brexit]. Vestnik Rossiiskogo fonda fundamental'nykh issledovanii, 2020, no. 1 (105), pp. 24-27.]

4. National Security Strategy and Strategic Defence and Security Review 2015. November 2015. Available at: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/478933/52309_Cm_9161_NSS_SD_Review_web_only.pdf (accessed 05.05.2020).

5. UK's International Defence Engagement Strategy (2017). Available at: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/596968/06032017_Def_Engag_Strat_2017DaSCREEN.pdf (accessed 05.05.2020).

6. Андреева Т. Политика первого кабинета Т. Мэй в области обороны и безопасности. Мировая экономика и международные отношения, 2018, т. 62, № 6, сс. 45-55. [Andreeva T. Politika pervogo kabineta T. May v oblasti oborony i bezopasnosti [T. May's First Cabinet Defence and Security Policies]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2018, vol. 62, no. 6, pp. 45-55.] DOI: 10.20542/0131-2227-2018-62-6-45-55

7. National Security Strategy and Strategic Defence and Security Review 2015: Third Annual Report. July 2019. Available at: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/819613/NSS_and_SDSR_2015_Third_Annual_Report_-_FINAL__2_.pdf (accessed 05.05.2020).

8. Chalmers M. Taking Control. Rediscovering the Centrality of National Interest in UK Foreign and Security Policy. RUSI Whitehall Report 1–20, February 2020. Available at: https://rusi.org/sites/default/files/202002_whr_taking_control_web.pdf (accessed 23.06.2020).

9. GDP growth (annual %) – the United Kingdom. The World Bank. Available at: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.KD.ZG?locations=GB (accessed 05.05.2020).

10. Military expenditure by country, in local currency, 1988–2019. SIPRI 2020. Available at: https://www.sipri.org/sites/default/files/Data%20for%20all%20countries%20from%201988–2019%20in%20local%20currency.pdf (accessed 05.05.2020).

11. Leaving the European Union: UK Armed Forces and Diplomatic Service, House of Lords Library note LLN 2016/066. UK Parliament. December 2, 2016. Available at: https://lordslibrary.parliament.uk/research-briefings/lln-2016-0066/ (accessed 05.05.2020).

12. GDP monthly estimate, UK: September 2020. Office for National Statistics. Available at: https://www.ons.gov.uk/economy/grossdomesticproductgdp/bulletins/gdpmonthlyestimateuk/september2020 (accessed 29.11.2020).

13. Honeycombe-Foster M. Defence set for spending boost as Boris Johnson launches biggest foreign policy review since Cold War. PoliticsHome, 26.02.2020. Available at: https://www.politicshome.com/news/article/defence-set-for-spending-boost-as-boris-johnson-launches-biggest-foreign-policy-review-since-cold-war (accessed 05.05.2020).

14. The Military Balance 2019. Available at: https://www.iiss.org/publications/the-military-balance/the-military-balance-2019 (accessed 05.05.2020).

15. Farmer B. Royal Marines to lose 200 men so Navy can crew its aircraft carriers. The Telegraph, 10.04.2017. Available at: http://www.telegraph.co.uk/news/2017/04/10/royal-marines-lose-200-men-navy-can-crew-aircraft-carriers/ (accessed 05.05.2020).

16. MPs vote to renew Trident weapons system. BBC-News, 19.07.2016. Available at: http://www.bbc.com/news/uk-politics-36830923 (accessed 05.05.2020).

17. EU Referendum Results. BBC-News. Available at: http://www.bbc.com/news/politics/eu_referendum/results (accessed 05.05.2020).

18. Охошин О. Перспективы второго референдума о независимости Шотладии. Итоги правления Терезы Мэй. Ананьева Е.В., отв. ред. Москва, ИЕ РАН, 2019, сс. 82-89. [Okhoshin O. Perspektivy vtorogo referenduma o nezavisimosti Shotlandii [Prospects of New Independence Referendum in Scotland]. Itogi pravleniya Theresa May [Theresa May's Governance – Summing Up]. Anan'eva E.V., ed. Moscow, IE RAN, 2019, pp. 82-89.]

19. Brooks L. Boris Johnson refuses to grant Scotland powers to hold independence vote, The Guardian, 14.01.2020. Available at: https://www.theguardian.com/politics/2020/jan/14/boris-johnson-refuses-to-grant-scotland-powers-to-hold-independence-vote (accessed 05.05.2020).

20. HMS Queen Elizabeth to join NATO rapid reaction force. HM Government, 04.06.2019. Available at: https://www.gov.uk/government/news/hms-queen-elizabeth-to-join-nato-rapid-reaction-force (accessed 05.05.2020).

21. Алешин А.А., Кислицын С.В. Брекзит и будущее "особых отношений" США и Великобритании. Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика, 2019, № 1, сс. 138-171. [Aleshin A.A., Kislitsyn S.V. Brekzit i budushchee "osobykh otnoshenii" SShA i Velikobritanii [Brexit and the Future of the Special Relationship Between the United States and the United Kingdom]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 25: Mezhdunarodnye otnosheniya i mirovaya politika, 2019, no. 1, pp. 138-171.]

22. Treaty between the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland and the French Republic for Defence and Security Co-operation. London, November 2, 2010. Available at: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/238153/8174.pdf (accessed 05.05.2020).

23. Allison G. UK and France step up defence cooperation. UK Defence Journal, November 22, 2017. Available at: https://ukdefencejournal.org.uk/uk-france-step-defence-cooperation/ (accessed 05.05.2020).

24. Ricket P. National Security Relations with France after Brexit. RUSI Briefing Paper, January 2018. Available at: https://rusi.org/sites/default/files/briefingpaper-france-uk-2017.pdf (accessed 23.06.2020).

25. Protecting Europe: meeting the EU's military level of ambition in the context of Brexit. The International Institute for Strategic Studies, November 2018. Available at: https://www.iiss.org/blogs/research-paper/2018/11/could-eu-deliver-military-ambitions-brexit (accessed 23.06.2020).

26. Importer/Exporter TIV Tables. Stockholm International Peace Research Institute (SIPRI). Available at: http://armstrade.sipri.org/armstrade/page/values.php (accessed 26.06.2020).

27. Годованюк К.А. Британо-японское стратегическое партнерство в условиях брекзита. Научно-аналитический вестник Института Европы РАН, 2019, № 3 (9), сс. 89-95. [Godovanyuk K.A. Britano-yaponskoe strategicheskoe partnerstvo v usloviyakh brekzita [UK-Japan Strategic Partnership in Light of Brexit]. Nauchno-analiticheskii vestnik Instituta Evropy RAN, 2019, no. 3 (9), pp. 89-95.]

28. Saxi H.L. The UK Joint Expeditionary Force. IFS Insights, 5/2018. Available at: https://fhs.brage.unit.no/fhs-xmlui/bitstream/handle/11250/2498483/IFS%20Insights_5_2018_Saxi.pdf?sequence=1&isAllowed=y (accessed 05.05.2020).

29. Терентьев В.О. Военный компонент концепции "Глобальная Британия". Итоги правления Терезы Мэй. Ананьева Е.В., отв. ред. Москва, ИЕ РАН, 2019, cc. 117-125. [Terent'ev V.O. Voennyi komponent konseptsii "Global'naya Britaniya" [The Military Component of Global Britain]. Itogi pravleniya Theresa May [Theresa May's Governance – Summing Up]. Anan'eva E.V., ed. Moscow, IE RAN, 2019, pp. 117-125.]

30. Vitor Tossini J. A look at the considered locations for new British military bases overseas. UK Defence Journal, March 01, 2019. Available at: https://ukdefencejournal.org.uk/a-look-at-the-considered-locations-for-new-british-military-bases-overseas/ (accessed 05.05.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх