Оборонные инициативы ЕС и позиции Вашингтона

 
Код статьиS013122270013189-8-1
DOI10.20542/0131-2227-2020-64-10-29-39
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: РФ, 17997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 64 Выпуск №10
Страницы29-39
Аннотация

В статье рассматриваются противоречия между США и ЕС, проявившиеся в результате запуска Постоянного структурированного сотрудничества по вопросам безопасности и обороны (PESCO) и Европейского оборонного фонда (EDF). Внимание уделяется критике со стороны Вашингтона по отношению к этим инициативам, а также проблемам союзников в сфере экспортного контроля и торговли вооружениями. Делается вывод о системных противоречиях между США и ЕС. Они побуждают Вашингтон сохранять существующую систему с целью сохранения ее контроля. В то же время преодоление противоречий крайне важно для развития инициатив ЕС в сфере обороны и безопасности.

Ключевые словатрансатлантические отношения, PESCO, EDF, внешняя политика США, внешняя политика ЕС
Получено25.12.2020
Дата публикации25.12.2020
Кол-во символов38145
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В американской системе союзов трансатлантические отношения занимают особое место. Они традиционно рассматриваются Вашингтоном как одна из основ его влияния в мире. Их важнейшая составляющая – военно-политические и военно-экономические связи. Окончание холодной войны способствовало закреплению неравноценной зависимости ЕС от США в сфере безопасности. Возникли противоречия и в вопросах стратегического мышления. Вашингтон ориентируется на реализацию своих национальных интересов по всему миру, ЕС более сосредоточен на обеспечении безопасности своего региона и ближайшей периферии – востока Европы, севера Африки, восточной части Средиземноморья. Эта разница подходов неоднократно становилась поводом для противоречий между союзниками. Соединенные Штаты традиционно критикуют европейцев за недостаточность военных расходов и низкий уровень готовности их вооруженных сил. Вне зависимости от того, кто руководит внешней политикой Вашингтона – демократы или республиканцы, – основные претензии и требования не меняются.
2 С приходом в Белый дом республиканца Дональда Трампа в трансатлантических отношениях обнаружилось углубление некоторых противоречий. Классическая критика в адрес союзников по НАТО, в связи с недостаточностью их военных расходов, была дополнена односторонними действиями администрации. Введение ряда торговых пошлин, затрагивающих ЕС, отказ от участия в международных организациях (выход из ЮНЕСКО в 2018 г., приостановка спонсирования ВОЗ в 2020 г.) и договорах (прекращение действия ДРСМД в 2019 г., участия в Парижском соглашении в 2020 г.) послужили негативным сигналом для европейцев. Лидеры стран − членов ЕС реагировали в эмоциональном ключе. Канцлер Германии Ангела Меркель заявляла о необходимости для Европы “взять свою судьбу в собственные руки” [1], президент Франции Эммануэль Макрон высказывался о необходимости создания европейской армии [2] или же констатировал “смерть мозга” у НАТО [3]. На этом фоне представители американских правящих элит демонстрировали глубину внутренних межпартийных противоречий на международной арене. Например, на Мюнхенской конференции по безопасности в 2019 г. выступавшие друг за другом вице-президент, республиканец Майк Пенс и его предшественник демократ Джо Байден (2009−2017 гг.) придерживались диаметрально противоположных позиций. Если первый требовал от европейских союзников повышения их доли в обеспечении трансатлантической безопасности, то второй обещал, что США “вернутся” к Европе после смены администраций и ухода Д. Трампа [4].
3 Параллельно с обнаружившимися разногласиями, ЕС предпринял наиболее серьезную попытку повышения своей оборонной самостоятельности не только на уровне вооруженных сил, но и в сфере ВПК, что отразилось в запуске в 2018 г. Постоянного структурированного сотрудничества по вопросам безопасности и обороны (Permanent Structured Cooperation, PESCO), а также создания в 2017 г. Европейского оборонного фонда (European Defence Foundation, EDF). Участие в их работе приняли все члены ЕС за исключением Дании, Мальты и Великобритании, покинувшей Союз в начале 2020 г. В отличие от предыдущих инициатив, новые носят обязывающий характер для государств участников, а заявленные планы представляются амбициозными и далеко идущими. Предполагается, что в рамках PESCO при поддержке EDF будет реализован ряд инфраструктурных, организационных, научно-технологических проектов для повышения обороноспособности ЕС.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 772

Оценка читателей: голосов 0

1. Merkel: Europe must take fate in hands. BBC News, 28.05.2017. Available at: https://www.bbc.com/news/av/world-europe-40078188/merkel-europe-must-take-fate-in-hands (accessed 04.06.2019).

2. Momtaz R., Gray A. France's Macron pushes for “true European army”. BBC News, 06.11.2018. Available at: https://www.bbc.com/news/world-europe-46108633 (accessed 04.06.2019).

3. Nato alliance experiencing brain death, says Macron. BBC News, 07.11.2019. Available at: https://www.bbc.com/news/world-europe-50335257 (accessed 04.06.2019).

4. Rogers K., Sanger D.E. Among European Allies, Americans Offer Competing Visions. The New York Times, 16.02.2019. Available at: https://www.nytimes.com/2019/02/16/world/europe/mike-pence-joe-biden.html (accessed 04.06.2019).

5. Приходько О.В. Евроатлантическая политика Д. Трампа: особенности текущей повестки дня. США & Канада: экономика, политика, культура, 2019, № 11 (49), сс. 5-19. [Prikhod'ko O.V. Evroatlanticheskaya politika D. Trampa: osobennosti tekushchei povestki dnya [Trump’s Euro-Atlantic policy: main features of the current agenda]. USA & Canada: Economics, Politics, Culture, 2019, no. 11 (49), pp. 5-19.] DOI:10.31857/S032120680007283-5

6. Журкин В., Носов М. Дональд Трамп и Европа. Современная Европа. 2018, № 4, сс. 17-33. [Zhurkin V., Nosov M. Donal'd Tramp i Evropa [Donald Trump and Europa]. Contemporary Europe, 2018, no. 4, pp. 17-33.] DOI:10.15211/soveurope420181733

7. Уткин С.В. “Фактор Трампа” в трансатлантических отношениях: реакция Европейского союза. Проблемы европейской безопасности, 2018, № 3, сс. 25-46. [Utkin S.V. “Faktor Trampa” v transatlanticheskikh otnosheniyakh: reaktsiya Evropeiskogo soyuza [The Trump`S Factor in Transatlantic Relations: European Union Reaction]. Problemy evropeiskoi bezopasnosti, 2018, no. 3, pp. 25-46.] DOI:10.31249/poes/2019.01.00

8. Громыко Ал.А. Расколотый запад: Последствия для Евроатлантики. Современная Европа, 2018, № 4, cc. 5-16. [Gromyko Al.A. Raskolotyi zapad: Posledstviya dlya Evroatlantiki [The West Divided: Consequences for Euro-Atlantic]. Contemporary Europe, 2018, no. 4, pp. 5-16.] DOI:10.15211/soveurope420180516

9. Золотарев В.А., Трунов Ф.О. Вопросы обеспечения атлантической солидарности европейских партнеров США на современном этапе. Актуальные проблемы Европы, 2019, № 1, сс. 36-55. [Zolotarev V.A., Trunov F.O. Voprosy obespecheniya atlanticheskoi solidarnosti evropeiskikh partnerov SShA na sovremennom etape [The issues of ensuring Atlantic solidarity of the European partners of the United States at the present stage]. Urgent Problems of Europe, 2019, no. 1, pp. 36-55.]

10. Надточей Ю.И., Христенко Д.Н. Разделение финансового бремени в НАТО: Старая проблема в новом звучании. Актуальные проблемы Европы, 2019, № 1, сс. 56-77. [Nadtochei Yu.I., Khristenko D.N. Razdelenie finansovogo bremeni v NATO: Staraya problema v novom zvuchanii [Sharing the NATO financial burden: New image of the old problem]. Urgent Problems of Europe, 2019, no.1, pp. 56-77.] DOI:10.31249/ape/2019.01.03

11. Чернега В. ЕС и инициатива Э. Макрона относительно “европейской армии”. Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы, 2019, № 52 (68), сс. 10-15. [Chernega V. ES i initsiativa E. Makrona otnositel'no “evropeiskoi armii” [EU and E. Macron's “European Army” Initiative]. Evropeiskaya bezopasnost': sobytiya, otsenki, prognozy, 2019, no. 52 (68) pp. 10-15.]

12. Чернега В. О перспективах “европейской обороны”. Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы, 2018, № 48 (54), сс. 8-11. [Chernega V. O perspektivakh “evropeiskoi oborony” [On the Prospects of “European Defense”]. Evropeiskaya bezopasnost': sobytiya, otsenki, prognozy, 2018, no. 48 (54), pp. 8-11.]

13. Тимофеев П.П. Сравнительный анализ приоритетов Франции и ФРГ в развитии PESCO. Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН, 2019, № 2, сс. 33-47. [Timofeev P. Sravnitel'nyi analiz prioritetov Frantsii i FRG v razvitii PESCO [Comparative Analysis of French and German Priorities in the Elaboration of PESCO]. Analysis and Forecasting. IMEMO Journal, 2019, no. 2, pp. 33-47.] DOI:10.20542/afij-2019-2-33-47

14. Bolton J. Europes’s Election. Pittsburgh Tribune Review, 13.05.2017. Available at: http://triblive.com/opinion/featuredcommentary/12277158-74/europes-elections (accessed 30.06.2019).

15. Kristol W. Why NATO Enlargement is in America’s Strategic Interest. Project for the New American Century, 08.10.1997. Available at: https://web.archive.org/web/20130609160436/http://www.newamericancentury.org/nato-19971008.htm (accessed 04.06.2019).

16. Protocol (No 10) on permanent structured cooperation established by Article 42 of the Treaty on European Union. Available at: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A12008M%2FPRO%2F10 (accessed 06.04.2020).

17. Gordon P.H. Their Own Army? Foreign Affairs, July/August 2000. Available at: https://www.foreignaffairs.com/articles/europe/2000-07-01/their-own-army (accessed 06.04.2020).

18. Gardner A.L., Eizenstat S. New Treaty, New Influence? Foreign Affairs, March/April 2010. Available at: https://www.foreignaffairs.com/articles/europe/2010-03-01/new-treaty-new-influence (accessed 06.04.2020).

19. Larrabee F.S., Lindley-French J. A Trans-Atlantic Moment. RAND Corporation, 22.02.2009. Available at: https://www.rand.org/blog/2009/02/a-trans-atlantic-moment.html (accessed 06.04.2020).

20. Военно-экономические связи стран НАТО: цели, масштабы, формы реализации. Москва, ИМЭМО АН СССР, 1988. 244 с. [Military-economic Relations of NATO Сountries: Goals, Scope, Forms of Implementation. Moscow, IMEMO AN SSSR, 1988. 244 p. (In Russ.)]

21. About PESCO. Available at: https://pesco.europa.eu (accessed 18.03.2020).

22. A European Defence Fund: €5.5 billion per year to boost Europe's defence capabilities. European Comission, 07.06.2017. Available at: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_17_1508 (accessed 18.03.2020).

23. “Means identified” to create European Union defense directorate with Commissioner. The Defense Post, 03.05.2019. Available at: https://www.thedefensepost.com/2019/05/03/eu-defense-directorate-commissioner-means-identified/ (accessed 18.03.2020).

24. Chazan G., Peel M. US warns against European joint military project. Financial Times, 14.05.2019. Available at: https://www.ft.com/content/ad16ce08-763b-11e9-bbad-7c18c0ea0201 (accessed 18.03.2020).

25. Joint Declaration on EU-NATO Cooperation by the President of the European Council, the President of the European Commission, and the Secretary General of the North Atlantic Treaty Organization, 10.07.2018. Available at: https://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_156626.htm?selectedLocale=ru (accessed 09.04.2020).

26. Joint declaration by the President of the European Council, the President of the European Commission, and the Secretary General of the North Atlantic Treaty Organization, 08.07.2016. Available at: https://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_133163.htm (accessed 09.04.2020).

27. Erlanger S. Europe Vows to Spend More on Defense, but U.S. Still Isn’t Happy. The New York Times, 06.06.2019. Available at: https://www.nytimes.com/2019/06/06/world/europe/us-defense-spending-nato.html (accessed 19.04.2020).

28. Larsen C. EU Should Remain Open to U.S. Defense Industry. NDIA’s Business and Technology Magazine, 13.12.2019. Available at: https://www.nationaldefensemagazine.org/articles/2019/12/13/eu-should-remain-open-to-us-defense-industry (accessed 16.03.2019).

29. Insinna V. US officials threaten retribution for European Union’s restrictions on defense fund. Defense News, 19.06.2020. Available at: https://www.defensenews.com/digital-show-dailies/paris-air-show/2019/06/19/us-officials-threaten-retribution-for-european-unions-restrictions-on-defense-fund/ (accessed 16.03.2019).

30. Mehta A. US warns against “protectionism” with new EU defense agreement. Defense News, 14.02.2018. Available at: https://www.defensenews.com/smr/munich-security-forum/2018/02/14/us-warns-against-protectionism-with-new-eu-defense-agreement/ (accessed 16.03.2019).

31. Кириченко Э.В. Экспортный контроль как инструмент внешней политики США. США & Канада: экономика, политика, культура, 2015, № 10 (550), сс. 40-52. [Kirichenko E.V. Eksportnyi kontrol' kak instrument vneshnei politiki SShA [Export Controls as the Means of U.S. Foreign Policy]. USA & Canada: Economics, Politics, Culture, 2015, no. 10 (550), pp. 40-52.]

32. Reciprocal Defense Procurement and Acquisition Policy Memoranda of Understanding. Office of the Under Secretary of Defense for Acquisition & Sustainment, Defense Pricing and Contracting. Available at: https://web.archive.org/web/20200305171942/https://www.acq.osd.mil/dpap/cpic/ic/reciprocal_procurement_memoranda_of_understanding.html (accessed 16.03.2019).

33. Defence Industrial Links Between the EU and the US. IRIS, 2017, 51 p. Available at: https://www.iris-france.org/wp-content/uploads/2017/09/Ares-20-Report-EU-DTIB-Sept-2017.pdf (accessed 01.04.2019).

34. Алёшин А.А., Кислицын С.В. Брекзит и будущее “особых отношений” США и Великобритании. Вестник Московского университета. Серия 25: международные отношения и мировая политика, 2019, № 1, сс. 138-171. [Aleshin A.A., Kislitsyn S.V. Brekzit i budushchee “osobykh otnoshenii” SShA i Velikobritanii [Brexit and the Future of the Special Relationship between the United States and the United Kingdom]. Moscow University Bulletin of World Politics, 2019, no. 1, pp. 138-171.]

35. SIPRI Arms Transfers Database, Importer/exporter TIV tables. Available at: http://armstrade.sipri.org/armstrade/page/values.php (accessed 16.04.2020).

36. Trade registers. SIPRI Arms Transfers Database. Available at: http://armstrade.sipri.org/armstrade/page/trade_register.php (accessed 01.04.2019).

37. Кислицын С.В. Военно-политическое сотрудничество США с Финляндией и Швецией на современном этапе. Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения, 2018, т. 11, № 4, сс. 376-389. [Kislitsyn S.V. Voenno-politicheskoe sotrudnichestvo SShA s Finlyandiei i Shvetsiei na sovremennom etape [Military and Political Cooperation of The United States with Finland And Sweden in Modern Times]. Vestnik of Saint Petersburg University International Relations, 2018, vol. 11, no. 4, pp. 376-389.] DOI:10.21638/11701/spbu06.2018.404

38. OECD.Stat. Available at: https://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=GBARD_NABS2007 (accessed 16.04.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх