Перспективы урегулирования северокорейской ядерной проблемы в свете президентских выборов в США

 
Код статьиS013122270012032-6-1
DOI10.20542/0131-2227-2020-64-9-105-113
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Посол по особым поручениям МИД РФ (в отставке), старший научный сотрудник
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 64 Выпуск №9
Страницы105-113
Аннотация

В статье рассматриваются ключевые аспекты ситуации вокруг ядерной проблемы Корейского полуострова (ЯПКП) в контексте современной политики США в отношении КНДР, анализируются новые приоритеты и эволюция подходов республиканской администрации по вопросам корейского урегулирования. Показано, что за последние годы политика Д.Трампа на этом направлении претерпела значительные изменения в сторону решительного отказа от применения “военной опции” и поиска переговорных путей решения ЯПКП. При этом особое внимание уделено анализу результатов, достигнутых в ходе американо-северокорейского диалога, а также причин, приведших к его стагнации. 

Ключевые словамир и безопасность, Корейский полуостров, проблема ядерного урегулирования, денуклеаризация, американо-северокорейские переговоры, ракетно-ядерные программы КНДР, санкции, Совет Безопасности ООН
Получено29.09.2020
Дата публикации29.09.2020
Кол-во символов31537
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Острый региональный кризис, связанный с интенсивным продвижением Северной Кореей своих ОМУ-программ и проведением этой страной в 2016−2017 гг. серии ядерных испытаний, а также пусков баллистических ракет дальнего радиуса действия, вынудили международное сообщество прибегнуть к жестким ответным мерам, что выразилось в принятии пакета обширных экономических санкций в отношении КНДР. Однако наряду с этим проявилось стремление − в первую очередь соседних государств − использовать в полной мере дипломатический путь для урегулирования возникших проблем. Такая возможность наметилась в связи с решением Пхеньяна весной 2018 г. установить мораторий на проведение ракетно-ядерных тестов, а также его обращением к РК и США с предложением о проведении переговоров.
2

КУРС НА МИРНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ

3 Прошедший период вписался в историю урегулирования на Корейском полуострове как этап “дипломатии саммитов”. В течение 2018 г. состоялись три межкорейские встречи на высшем уровне, а также не имеющая прецедентов встреча в Сингапуре между лидером КНДР Ким Чен Ыном и президентом Д. Трампом (июнь), которая увенчалась принятием важного совместного документа.
4 Следует сказать, что новый курс Трампа на северокорейском направлении складывался непросто и за короткое время претерпел значительные изменения. Поначалу он эволюционировал в сторону отказа от проводившейся Б. Обамой политики “стратегического терпения” и декларированной еще в сентябре 2017 г. готовности “полностью уничтожить” КНДР в случае продолжения военных провокаций [1].
5 Однако позднее, тщательно взвесив все обстоятельства, президент США предпринял новый неожиданный разворот в своей политике: решил не только не доводить дело до открытого конфликта, чреватого опасностью большой войны, но и выступил в пользу создания таких переговорных каналов с Пхеньяном, которых в прошлом никогда не было.
6 По мнению многих экспертов, решение главы Белого дома напрямую вести диалог с северокорейским лидером было сопряжено с его представлениями о том, что главной причиной прошлых неудач американской политики на Корейском полуострове был “низкий профиль” контактов с Северной Кореей, что препятствовало поиску и нахождению взаимопонимания. Соответственно, задача теперь виделась в том, чтобы добиваться оперативной выработки и принятия ключевых договоренностей “в верхах”, минуя промежуточные звенья [2].
7 Состоявшиеся в 2018−2019 гг. три встречи между Д. Трампом и Ким Чен Ыном без преувеличения можно назвать продуктом политических импровизаций этих двух лидеров, что выразилось в их стремлении достичь быстрого положительного эффекта при отсутствии серьезной подготовительной работы на экспертном уровне. Результативным, и то с весьма большими оговорками, можно было считать только первый двусторонний саммит в Сингапуре (июнь 2018 г.), по итогам которого была принята совместная декларация, содержавшая довольно расплывчатые договоренности, допускавшие разноречивые толкования. По сути, они сводились к обязательствам КНДР “прилагать усилия в целях денуклеаризации Корейского полуострова”, и США − предоставить КНДР некие “гарантии безопасности” [3].

Всего подписок: 1, всего просмотров: 901

Оценка читателей: голосов 0

1. Nakamura David, Gearan Anne. In U.N. speech, Trump threatens to ‘totally destroy North Korea’ and calls Kim Jong Un ‘Rocket Man’. The Washington Post, 19.09.2017. Available at: https://www.washingtonpost.com/news/post-politics/wp/2017/09/19/in-u-n-speech-trump-warns-that-the-world-faces-great-peril-from-rogue-regimes-in-north-korea-iran/ (accessed 05.04.2020). (99999(

2. 2L Sigal Leon V. Premature Epitaphs for Nuclear Diplomacy with North Korea. 38 North, January 9, 2020. Available at: https://www.38north.org/2020/01/lsigal200109/ (accessed 05.04.2020).

3. Joint Statement of President Donald J. Trump of the United States of America and Chairman Kim Jong Un of the Democratic People’s Republic of Korea at the Singapore Summit. White House, June 12, 2018. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/joint-statement-president-donald-j-trump-united-states-america-chairman-kim-jong-un-democratic-peoples-republic-korea-singapore-summit/ (accessed 05.04.2020).

4. David Maxwell and Mathew Ha Stockholm breakdown reflects North Korea's failure to compromise. The Hill, December 10, 2019. Available at: https://thehill.com/opinion/international/465502-stockholm-breakdown-reflects-north-koreas-failure-to-compromise (accessed 05.04.2020).

5. Report on 5th Plenary Meeting of 7th C.C., WPK. KCNA Watch. January 1, 2020. Available at: https://kcnawatch.org/newstream/1577869229-462791867/report-on-5th-plenary-meeting-of-7th-c-c-wpk%e2%80%8b) (accessed 05.04.2020).

6. Hae-ah Lee. Fewer Americans view N. Korea as threat: survey. Newsday24, 27.02.2020. Available at: https://www.newsday24.com/north-korea/fewer-americans-view-n-korea-as-threat-survey/ (accessed 05.04.2020).

7. Lee Christy. Experts: U.S. Shifts Focus Away from North Korea. Voanews, February 14, 2020. Available at: https://www.voanews.com/east-asia-pacific/experts-us-shifts-focus-away-north-korea (accessed 05.04.2020).

8. Wilkinson Tracy, Bierman Noan. Trump’s impromptu approach to North Korea divides his administration. Los Angeles Times, 01.07.2019. Available at: https://www.latimes.com/nation/la-na-pol-us-north-korea-trump-bolton-divisions-policy-20190701-story.html (accessed 05.04.2020).

9. Kim Sung Andrew. Transcript: Andrew Kim on North Korea Denuclearization and U.S.-DPRK Diplomacy. Stanford Freeman Spogli Institute for International Studies. February 25, 2019. Available at: https://fsi.stanford.edu/news/transcript-andrew-kim-north-korea-denuclearization-and-us-dprk-diplomacy (accessed 05.04. 2020).

10. Interview Mike Pompeo Secretary of State with Hideki Yui of NHK. U.S. Department of State June 7, 2018. Available at: https://www.state.gov/interview-with-hideki-yui-of-nhk/ (accessed 05.04.2020).

11. Terry Sue Mi. North Korea Policy One Year after Hanoi. Statement before the Senate Foreign Relations Subcommittee on East Asia, the Pacific and International Cybersecurity Policy. CSIS, February 25, 2020 Available at: https://www.foreign.senate.gov/imo/media/doc/022520_Terry_Testimony.pdf (accessed 05.04.2020).

12. Coats Daniel R. Worldwide Threat Assessment of US intelligence community. Senate Select Committee on Intelligence. January 29, 2019. Available at: https://www.dni.gov/files/ODNI/documents/2019-ATA-SFR---SSCI.pdf (accessed 05.04. 2020).

13. Secretary of Defense Mark T. Esper Department of Defense Posture Statement. Senate Armed Services Committee. March 4, 2020. Available at: https://www.armed-services.senate.gov/imo/media/doc/Esper_03-04-20.pdf (accessed 05.04.2020).

14. Yi-jung Cho. N. Korea 'Has Built 10 More Nukes'. Chosun Ilbo, June 18, 2019. Available at: http://english.chosun.com/site/data/html_dir/2019/06/18/2019061800908.html?related_all (accessed 05.04.2020).

15. Dempsey Joseph. Assessment of the March 9 KN-25 Test Launch. 38 North, March 20, 2020. Available at: https://www.38north.org/2020/03/jdempsey031020/ (accessed 05.04.2020).

16. Bermudez Joseph, Cha Victor. Undeclared North Korea: The Kumchon-ni Missile Operating Base. Beyond Parallel, September 6, 2019. Available at: https://beyondparallel.csis.org/undeclared-north-korea-the-kumchon-ni-missile-operating-base/ (accessed 05.04.2020).

17. Report of the Panel of Experts established pursuant to resolution 1874 (2009). August 30, 2019. Available at: https://undocs.org/S/2019/691 (accessed 05.04.2020).

18. Wertz Daniel. China-North Korea Trade: Parsing the Data. 38 North, February 25, 2020. Available at: https://www.38north.org/2020/02/dwertz022520/ (accessed 05.04.2020).

19. Swan Jonathan. Exclusive: John Bolton hits Trump for bluffing on North Korea nukes. Axios, December 22, 2019. Available at: https://www.axios.com/bolton-john-trump-north-korea-missiles-94088bf9-4d2d-4d10-bfd9-80db7bc36a50.html?utm_source=twitter&utm_medium=twsocialshare&utm_campaign=organic (accessed 05.04.2020).

20. The Presidential Candidates on North Korea’s Nuclear Weapons Council on Foreign Relations. July 30, 2019. Available at: https://www.cfr.org/article/presidential-candidates-north-koreas-nuclear-weapons (accessed 05.04.2020).

21. Klingner Bruce. Stalled Denuclearization Talks: Waiting for the Phone to Ring or the Other Shoe to Drop Testimony before the Subcommittee on East Asia, the Pacific, and International Cybersecurity Policy of the Senate Committee on Foreign Relations. February 25, 2020 Available at: https://www.foreign.senate.gov/imo/media/doc/022520_Klingner_Testimony.pdf (accessed 05.04.2020).

22. Klinger Bruce, Pak Jung H., Terry Sue Mi. Trump Shakedowns are Threatening Two Key Alliances in Asia Brookings. December 18, 2019 Available at: https://www.brookings.edu/blog/order-from-chaos/2019/12/18/trump-shakedowns-are-threatening-two-key-u-s-alliances-in-asia/ (accessed 06.04.2020).

23. Friedman Uri. How South Korea Pulled Trump and Kim Back from the Brink. The Atlantic, May 27, 2018. Available at: https://www.theatlantic.com/international/archive/2018/05/trump-kim-summit-south-korea/561197/) (accessed 06.04.2020).

24. Pompeo tells Seoul nuclear progress must not lag better Korea ties. Reuters, November 21, 2018. Available at: https://www.reuters.com/article/us-northkorea-usa-southkorea/pompeo-tells-seoul-nuclear-progress-must-not-lag-better-korea-ties-idUSKCN1NQ00X (accessed 06.04.2020).

25. Cha Victor. Finding a Way Out from the Japan-Korea Crisis Newsletter. Center for Strategic and International Studies. August 8, 2019. Available at: https://www.csis.org/analysis/finding-way-out-japan-korea-crisis (accessed 06.04.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх