Мировой рынок нефти: пандемия приблизит пик глобального спроса на нефть

 
Код статьиS013122270012024-7-1
DOI10.20542/0131-2227-2020-64-9-26-36
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 64 Выпуск №9
Страницы26-36
Аннотация

Обосновывается тезис, что экономический кризис, триггером которого в 2020 г. стала пандемия коронавируса, приблизит пик спроса на нефть в мировой экономике. Проанализированы основные факторы, ускоряющие долгосрочную тенденцию к снижению зависимости мирового экономического роста от потребления нефти: сдвиги в авиаперевозках и легковом дорожном транспорте, государственная энергетическая и климатическая политика, стимулирующая электрификацию транспорта; изменение формата глобализации из-за нарастания системных противоречий между США и Китаем. 

Ключевые словамировой рынок нефти, пик спроса на нефть, пандемия коронавируса, дорожный транспорт, авиация, поведение потребителей, цифровизация, Евросоюз, Китай, США
Получено29.09.2020
Дата публикации29.09.2020
Кол-во символов22271
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 На мировом рынке нефти наблюдается острая разбалансированность спроса и предложения. К началу мирового экономического кризиса 2020 г. дисбаланс фундаментальных рыночных факторов существовал латентно. За последние 10–15 лет высокие цены на нефть способствовали привлечению значительных инвестиций в новые нефтегазовые проекты, в экономический оборот были введены крупные запасы углеводородов. На этом фоне динамика мирового спроса на нефть, напротив, последовательно замедлялась, главным образом из-за завершения экстенсивного экономического роста в Китае и перехода в фазу интенсивного роста, имманентной характеристикой которой является снижение удельного потребления ресурсов, включая нефть.
2 Сложившийся структурный навес предложения сдерживался картельными соглашениями сначала ОПЕК, а затем ОПЕК+, участники которых добровольно ограничивали свою нефтедобычу. Как только картельные соглашения прекращали действовать, цена нефти немедленно снижалась, и картельные соглашения восстанавливались [1, 2]. Мировой экономический кризис и последствия пандемии, приведшие к деструкции спроса, предельно обнажили этот дисбаланс. В апреле 2020 г. глобальное потребление нефти снизилось до 70–75 млн барр./день, мировая экономика в вынужденно форсированном режиме фактически проходит стресс-тестирование по спросу на нефть. Анализ его результатов имеет принципиальное значение для понимания динамики будущего спроса на нефть.
3

НАСКОЛЬКО БЫСТРО МОЖЕТ ВОССТАНОВИТЬСЯ СПРОС НА НЕФТЬ?

4 Экономический кризис всегда представляет собой шоковое испытание для рынка нефти. В настоящее время обычный для кризиса шок дополнен и многократно усилен экзогенным шоком со стороны спроса на нефть, порожденным запретами на мобильность и наложенными на экономику ограничениями, введенными в связи с пандемией. По самым оптимистичным прогнозам, глобальный спрос на нефть в 2020 г. снизится относительно 2019 г. на 5–6%. Таких масштабов снижения спроса на нефть, как в апреле и мае 2020 г., не наблюдалось никогда за более чем сто пятидесятилетнюю историю мировой нефтяной промышленности (рис. 1).
5 Мировой спрос на нефть, если только возможные повторные волны пандемии коронавируса не приведут к новым ограничениям на мобильность и экономику, не вернется к предкризисному уровню ранее 2022 г. (рис. 2). Спрос на нее будет следовать за динамикой экономического роста. Страны Европы надолго останутся на траектории низких темпов роста, трендовый темп роста американской экономики не превысит 2% в год, а китайская экономика в силу структурных факторов продолжит замедляться. Китай не окажет прежней поддержки спросу, хотя первым среди крупнейших мировых экономик приступил к нормализации экономической активности. По прогнозам Исследовательского института экономики и развития компаний Sinopec и China National Petroleum Corp., спрос на нефть в китайской экономике в 2020 г. просядет на 5% [12, 13]. На состоявшейся в мае 2020 г. сессии Всекитайского собрания народных представителей, главного законодательного органа КНР, впервые за последние десятилетия не был объявлен целевой темп роста ВВП на текущий год, который задается для ориентирования экономических агентов [14].

Всего подписок: 1, всего просмотров: 1640

Оценка читателей: голосов 0

1. Жуков С.В., Резникова О.Б. ОПЕК в новой конфигурации мировой нефтедобычи. Год планеты. (ИМЭМО РАН) Москва, Идея-Пресс, 2016, cс. 31-41. [Zhukov S.V., Reznikova O.B. OPEK v novoi konfiguratsii mirovoi neftedobychi [OPEC in the new configuration of world oil production]. God planety [The Year of the Planet]. (IMEMO) Moscow, Ideya-Press, 2016, pp. 31-41.]

2. Жуков С.В., Резникова О.Б. Соглашение ОПЕК+: конъюнктурные задачи и фундаментальные вызовы. Год планеты. (ИМЭМО РАН) Москва, Идея-Пресс, 2018, cс. 19-28. [Zhukov S.V., Reznikova O.B. Soglashenie OPEK+: kon"yunkturnye zadachi i fundamental'nye vyzovy [OPEC+: temporary goals and fundamental challenges.] God planety [The Year of the Planet]. (IMEMO) Moscow, Ideya-Press, 2018, pp. 19-28.]

3. Smil V. Energy Transitions: History, Requirements, Prospects. Santa Barbara, Praeger, 2010. 178 p.

4. World Energy Consumption – Beyond 500 Exajoules. Available at: http://theoildrum.com/node/8936 (accessed 10.03.2020).

5. BP. Statistical Review of World Energy – all data, 1965–2018. Available at: https://www.bp.com/en/global/corporate/energy-economics/statistical-review-of-world-energy.html (accessed 15.05.2020).

6. World Energy Outlook 2019. Available at: https://www.iea.org/reports/world-energy-outlook-2019 (accessed 15.05.2020).

7. Rystad Energy. COVID-19 REPORT 11th Edition. Global Outbreak Overview and its Impact on the Energy Sector. 20 May 2020. Available at: https://www.rystadenergy.com/globalassets/pdfs/rystad-energy_covid-19-report_20_may2020_public-version.pdf (accessed 22.05.2020).

8. Stanley A. Oil’s Demanding Road to Recovery. Instant Insight, The King Abdullah Petroleum Studies and Research Center (KAPSARC), 17 May 2020. Available at: https://www.kapsarc.org/wp-content/uploads/2020/05/KS-2020-II13-The-Oil-Market-Road-to-Recovery-Begins-1.pdf (accessed 22.05.2020).

9. OPEC. Monthly Oil Market Report. May 2020. Available at: https://www.opec.org/opec_web/en/publications/338.htm (accessed 22.05.2020).

10. Oil Market Report May 2020. Available at: https://www.iea.org/reports/oil-market-report-may-2020 (accessed 22.05.2020).

11. Energy Information Administration. Short-Term Energy Outlook. May 2020. Available at: https://www.eia.gov/outlooks/steo/ (accessed 22.05.2020).

12. Teo K. China’s Sinopec Forecasts Bleak Oil Demand Outlook. Available at: https://www.argusmedia.com/en/news/2103661-chinas-sinopec-forecasts-bleak-oil-demand-outlook?backToResults=true (accessed 08.05.2020).

13. Muyu Xu and Tom Daly. China's Crude Oil Imports to Rise 2% y/y in 2020 – CNPC Research. Available at: https://www.reuters.com/article/china-energy-oil-gas/chinas-crude-oil-imports-to-rise-2-y-y-in-2020-cnpc-research-idUSB9N2C500O?rpc=401& (accessed 21.05.2020).

14. Weinland D., Shepherd C. China Drops GDP Target for First Time in Wake of Coronavirus. Available at: https://www.ft.com/content/4c2c6642-04c4-4fc5-bf80-12591975c215 (accessed 22.05.2020).

15. Denning L., Sutherland B. All Those Parked 747s Herald Peak Oil Demand. Jet Fuel Was Once the Last Great Hope for Long-Term Growth. No Longer. Available at: https://www.bloomberg.com/opinion/articles/2020-04-30/coronavirus-air-travel-shutdowns-foretell-peak-oil-demand (accessed 30.04.2020).

16. Clark G., Gupte E. FEATURE: Airlines Prepare for Slow, Gruelling Return. Available at: https://www.spglobal.com/platts/en/market-insights/latest-news/oil/052220-feature-airlines-prepare-for-slow-gruelling-return (accessed 22.05.2020).

17. Жуков С.В., отв. ред. Трансформация мирового рынка нефти. Москва, ИМЭМО РАН, 2016. 300 c. [Zhukov S.V., ed. Transformatsiya mirovogo rynka nefti [Transformation of world oil market]. Moscow, IMEMO, 2016. 300 p.]

18. Жуков С.В., отв. ред. Мировой рынок нефти в процессе перемен. Москва. ИМЭМО РАН, 2017. 118 c. [Zhukov S.V., ed. Mirovoi rynok nefti v protsesse peremen [World oil market in the process of change. Moscow]. Moscow, IMEMO, 2017. 118 p.]

19. Dale S., Fattouh B. Peak Oil Demand and Long-Run Oil Prices. The Oxford Institute for Energy Studies. January 2018. 11 p. Available at: https://www.oxfordenergy.org/wpcms/wp-content/uploads/2018/01/Peak-Oil-Demand-and-Long-Run-Oil-Prices-Insight-25.pdf (accessed 10.04.2020).

20. Oil 2020. Analysis and Forecast to 2025. DOI: https://doi.org/10.1787/cf9397c0-en

21. OPEC World Oil Outlook 2019. Available at: https://www.opec.org/opec_web/en/publications/340.htm (accessed 15.05.2020).

22. Долгосрочный прогноз динамики мирового спроса на нефть до 2040 г. (2019). (Центр энергетических исследований ИМЭМО РАН) [Long-term forecast of world oil demand until 2040 (2019). (Center for energy research IMEMO) (In Russ.)] Available at: https://www.imemo.ru/energyeconomics/index.php?page_id=1663 (accessed 15.06.2020).

23. Edwards A., Hurst L. Shell CEO Says Pandemic May Change the Oil Business Forever. Available at: https://www.bloomberg.com/news/articles/2020-04-30/shell-sees-lasting-change-in-consumer-behavior-beyond-pandemic?sref=EtqQfjch (accessed 30.04.2020).

24. Raval A. BP Chief Sees Risk of Oil Demand Passing Peak as Pandemic Hits. Available at: https://www.ft.com/content/21affff2-1e57-4000-a439-62cfef6344fb (accessed 12.05.2020).

25. Biosecurity for Air Transport. A Roadmap for Restarting Aviation. Vol. 2. IATA. 2020. 5 P. Available at: https://www.iata.org/contentassets/4cb32e19ff544df590f3b70179551013/roadmap-safely-restarting-aviation.pdf (accessed 29.05.2020).

26. Whitley A. How Coronavirus Will Forever Change Airlines and the Way We Fly. Available at: https://www.bloomberg.com/news/features/2020-04-24/coronavirus-travel-covid-19-will-change-airlines-and-how-we-fly (accessed 24.05.2020).

27. United States Strategic Approach to the People’s Republic of China. 2020. 16 p. Available at: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2020/05/U.S.-Strategic-Approach-to-The-Peoples-Republic-of-China-Report-5.20.20.pdf (accessed 29.05.2020).

28. Coronavirus Could Change Travel Behavior Forever, Putting 3 Million B/D Oil Demand at Risk. April 17, 2020. Available at: https://blogs.platts.com/2020/04/17/coronavirus-oil-demand-risk-travel/ (accessed 17.04.2020).

29. Kazokoglu C. Why the Coronavirus Crisis Won’t Mark a Peak in Oil Demand. 1 May 2020. Available at: https://www.ft.com/content/b956c056-b22f-4db7-96e1-be0035c743a1 (accessed 01.05.2020).

30. The Car Is Staging a Comeback, Spurring Oil’s Recovery. 10 May 2020. Available at: https://www.bloomberg.com/news/articles/2020-05-10/the-car-is-staging-a-comeback-spurring-oil-s-recovery?sref=EtqQfjch (accessed 10.05.2020).

31. Idle Reduction Benefits and Considerations. Available at: https://afdc.energy.gov/conserve/idle_reduction_benefits.html (accessed 10.05.2020).

32. Синицын М.В. Электрификация дорожного транспорта и риски спроса на нефть. Глобальные энергетические и экономические тренды. Жуков С.В., отв. ред. Москва. ИМЭМО РАН, 2019, cс. 88-92. [Sinitsyn M.V. Elektrifikatsiya dorozhnogo transporta i riski sprosa na neft' [Road transport electrification and risks for oil demand]. Global'nye ehnergeticheskie i ehkonomicheskie trendy [Global energy and economic trends]. Zhukov S.V., ed. Moscow, IMEMO, 2019, pp. 88-92.] DOI:10.20542/978-5-9535-0551-2

33. Синицын М.В. Ценовая конкурентоспособность электромобилей. Мировая энергетика: основные тенденции, динамика, перспективы. Жуков С.В., отв. ред. Москва, ИМЭМО РАН, 2018, сс. 9-12. [Sinitcyn M.V. Tsenovaya konkurentosposobnost' elektromobilei [Price competitiveness of electric vehicles]. Mirovaya ehnergetika: osnovnye tendentsii, dinamika, perspektivy [World Energy: Main Tendencies, Dynamics and Perspectives]. Zhukov S.V., ed. Moscow, IMEMO, 2018, pp. 9-12.] DOI:10.20542/978-5-9535-0531-4

34. E-Mobility Sales Review Q2 2020. April 2020. 19 p. Available at: https://www.strategyand.pwc.com/de/de/studien/2020/e-mobility-sales-review-q1/e-mobility-sales-reviewq1.pdf (accessed 10.05.2020).

35. EV-Volumes. Available at: https://www.ev-volumes.com/ (accessed 10.04.2020).

36. Global Electric Vehicle Sales to Drop 43% in 2020. 8 April 2020. Available at: https://www.woodmac.com/press-releases/global-electric-vehicle-sales-to-drop-43-in-2020/ (accessed 08.04.2020).

37. Kah M. Electric Vehicle Penetration and its Impact on Global Oil Demand: a Survey of 2019 Forecast Trends. December 2019. Available at: https://energypolicy.columbia.edu/research/report/electric-vehicle-penetration-and-its-impact-global-oil-demand-survey-2019-forecast-trends (accessed 19.05.2020).

38. Electric Vehicle Sales to Fall 18% in 2020 but Long-term Prospects Remain Undimmed. 19 May 2020. Available at: https://about.bnef.com/blog/electric-vehicle-sales-to-fall-18-in-2020-but-long-term-prospects-remain-undimmed/ (accessed 19.05.2020).

39. China Extends Rebates for Electric-Car Purchases to Revive Sales. 31 March 2020. Available at: https://news.bloombergtax.com/daily-tax-report-international/china-extends-rebates-for-electric-car-purchases-to-revive-sales (accessed 31.03.2020).

40. EU Communication from the Commission to the European Parliament, the European Council, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. The EU Budget Powering the Recovery Plan for Europe. Available at: https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/about_the_european_commission/eu_budget/1_en_act_part1_v9.pdf (accessed 27.05.2020).

41. Krukowska E., Shankleman J. World’s Greenest Coronavirus Recovery Package Arriving in Europe. 20 May 2020. Available at: https://www.bloomberg.com/news/articles/2020-05-20/eu-to-unveil-world-s-greenest-virus-recovery-package (accessed 20.05.2020).

42. Franke A. Germany Agrees Eur25/mt Start to CO2 Tax for Transport, Heating. S&P Global. 20 May 2020. Available at: https://www.spglobal.com/platts/en/market-insights/latest-news/electric-power/052020-germany-agrees-eur25mt-start-to-co2-tax-for-transport-heating (accessed 20.05.2020).

43. The Climate Deregulation Tracker. Columbia University Earth Institute. Available at: https://climate.law.columbia.edu/climate-deregulation-tracker (accessed 24.05.2020).

44. Popovich N., Albeck-Ripka L., Pierre-Louis K. The Trump Administration Is Reversing Nearly 100 Environmental Rules. Here’s the Full List. Available at: https://www.nytimes.com/interactive/2020/climate/trump-environment-rollbacks.html (accessed 06.05.2020).

45. NHTSA Final Safer Affordable Fuel-Efficient (SAFE) Vehicles Rule Setting Corporate Average Fuel Economy (CAFE) and CO2 Emissions Standards for Model Years 2021-2026 Passenger Cars and Light Trucks. Available at: https://www.nhtsa.gov/corporate-average-fuel-economy/safe (accessed 31.03.2020).

46. Petroleum Refinery Sector Rule (Risk and Technology Review and New Source Performance Standards). 4 February 2020. 24 P. Available at: https://www.govinfo.gov/content/pkg/FR-2020-02-04/pdf/2020-01108.pdf (accessed 04.02.2020).

47. Proposed Policy Amendments 2012 and 2016 New Source Performance Standards for the Oil and Natural Gas Industry. Washington, EPA, 28 August 2019. Available at: https://www.epa.gov/controlling-air-pollution-oil-and-natural-gas-industry/proposed-policy-amendments-2012-and-2016-new (accessed 28.08.2019).

48. National Performance Management Measures; Assessing Performance of the National Highway System, Freight Movement on the Interstate System, and Congestion Mitigation and Air Quality Improvement Program. 31 May 2018. 17 P. Available at: https://www.federalregister.gov/documents/2018/05/31/2018-11652/national-performance-management-measures-assessing-performance-of-the-national-highway-system (accessed 31.05.2018).

49. Executive Order Regarding Efficient Federal Operations. 17 May 2018. Available at: https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/executive-order-regarding-efficient-federal-operations/ (accessed 17.05.2017).

50. Presidential Executive Order on Promoting Energy Independence and Economic Growth. 28 March 2017. Available at: https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/presidential-executive-order-promoting-energy-independence-economic-growth/ (accessed 28.03.2017).

51. Treadgold T. Back to the 90s for Oil, Says Goldman Sachs. Forbes. 21 May 2020. Available at: https://www.forbes.com/sites/timtreadgold/2020/05/21/back-to-the-90s-for-oil--says-goldman-sachs/#3d59700f3536 (accessed 21.05.2020).

52. World Energy Balances. Available at: https://www.iea.org/subscribe-to-data-services/world-energy-balances-and-statistics (accessed 21.05.2020).

53. EUROSTAT Energy Database. Available at: https://ec.europa.eu/eurostat/web/energy/data/database (accessed 21.05.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх