Американо-китайские отношения в 2018—2019 гг.: торговая война и процесс декаплинга

 
Код статьиS013122270010278-6-1
DOI10.20542/0131-2227-2020-64-6-85-93
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: РФ, 199034 Санкт-Петербург, Университетская наб. д.7-9
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 64 Выпуск №6
Страницы85-93
Аннотация

В статье анализируются инициированная администрацией Д. Трампа в 2018 г. торговая война с Китаем и последовавший за ней процесс декаплинга (decoupling) американо-китайских торгово-экономических связей − процесс разрушения глубокой экономической взаимозависимости между США и Китаем, сформировавшейся за предшествующие четыре десятилетия. В фокусе внимания автора находятся принятые Вашингтоном ограничительные меры против китайских экспортеров и технологических компаний, призванные принудить Пекин изменить его экономическую политику, а также ответные действия Пекина.

Ключевые словаамерикано-китайские отношения, торговая война, Китай, США, торгово-экономическое взаимодействие, телекоммуникационные компании, технологии
Получено26.06.2020
Дата публикации26.06.2020
Кол-во символов34058
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Политика США в отношении КНР в период после установления дипломатических отношений в 1979 г. всегда была сложным сочетанием двух подходов – “вовлечения” и “сдерживания”, а двустороннее взаимодействие всегда характеризовалось сложным сочетанием противоречий и сотрудничества. За четыре десятилетия американо-китайские отношения преодолели немало кризисов, наиболее серьезными из которых стали тяньаньмэньский (1989 г.) и тайваньский (1995−1996 гг.) кризисы, а также кризисы, последовавшие после американской бомбардировки посольства КНР в Белграде в 1999 г. и столкновения американского и китайского самолетов над Южно-Китайским морем в 2001 г.
2 Возникающие между двумя государствами противоречия обусловлены принципиальными различиями их идеологий, систем ценностей и политико-экономических моделей. C конца 1980-х годов в повестке американо-китайских отношений неизменно присутствует целый спектр сложных вопросов: тайваньский, тибетский и уйгурский, правозащитный комплекс противоречий в целом, торгово-экономические трения. По мере комплексного усиления Китая и превращения его в великую державу с глобальными амбициями в дополнение к имеющимся традиционным противоречиям стало развиваться соперничество за лидерство в различных сферах и регионах.
3 При этом стабилизирующей основой отношений двух держав в XXI в. всегда оставалась сильная экономическая взаимозависимость [1, с. 177], которую некоторые эксперты даже расценивали как “экономический баланс устрашения” по аналогии с существовавшим в годы холодной войны “ядерным балансом устрашения” между США и СССР [2, p. 8]. Значительный масштаб торгово-экономического взаимодействия и экономическая взаимозависимость стабилизировали всю систему американо-китайских отношений и сдерживали перерастание политических разногласий в затяжные кризисы. Деловые круги обеих стран, имея тесные контакты и встречную заинтересованность, лоббировали углубление двусторонних отношений.
4 Однако с приходом к власти в 2017 г. нового американского президента Д. Трампа, вопреки экономической взаимозависимости, наличию многочисленных диалоговых механизмов в самых разных областях, объективно сложившейся необходимости налаживания сотрудничества в целях купирования множащихся нетрадиционных угроз безопасности, возобладала тенденция развития противостояния и соперничества. Механизмом, запустившим маховик взаимных претензий и противоречий, стал курс Трампа на принуждение Китая провести дальнейшую либерализацию его экономики и внешнеторгового режима, а также привести экономическую политику страны в соответствие со взятыми на себя обязательствами в рамках ВТО. За несколько десятилетий тесного экономического взаимодействия у Вашингтона накопилось большое количество претензий к Пекину в торгово-экономической плоскости. Сменявшие друг друга американские администрации безуспешно пытались обратить внимание Китая на углубляющиеся между ними противоречия в этой области. Пекин либо игнорировал просьбы Вашингтона, либо если и шел на уступки, то вносимые китайскими властями изменения в экономическую политику имели поверхностный характер и происходили слишком медленно. Для разрешения торгово-экономических противоречий, очевидно, требовались более решительные действия США.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1310

Оценка читателей: голосов 0

1. Тимофеев О.А. Китайско-американский торговый конфликт 2019 года и его перспективы: между пессимизмом и неизвестностью. Китай в мировой и региональной политике. История и современность, 2019, т. 24, № 24, сс. 173-186. [Timofeev O.A. Kitaisko-amerikanskii torgovyi konflikt 2019 goda i ego perspektivy: mezhdu pessimizmom i neizvestnost'yu [Sino-US trade conflict in 2019 and its prospects: between pessimism and the uncertainty]. Kitai v mirovoi i regional'noi politike. Istoriya i sovremennost', 2019, vol. 24, no. 24, pp. 173-186.] DOI:10.24411/2618_6888_2019_10010

2. 牛新春。中美关系的八大迷思, 现代国际关系, 2011, no. 5, pp. 5-12. [Niu Xinchun. Eight Myths of Sino-US Relations. Contemporary International Relations, 2011, no. 5, pp. 5-12 (In Chin.)]

3. Lawrence S. U.S.-China relations. CRS report, 29.08.2019. Available at: https://fas.org/sgp/crs/row/R45898.pdf (accessed 11.03.2020).

4. USTR Statement on Section 301 Tariff Action Regarding China. Office of the U.S. Trade Representative. 23.08.2019. Available at: https://ustr.gov/about-us/policy-offices/press-office/press-releases/2019/august/ustr-statement-section-301-tariff (accessed 03.03.2020).

5. Economic and Trade Agreement between the Government of the USA and the Government of the PRC. Article 6.2. Available at: https://ustr.gov/sites/default/files/files/agreements/phase%20one%20agreement/Economic_And_Trade_Agreement_Between_The_United_States_And_China_Text.pdf (accessed 01.04.2020).

6. Лексютина Я. Торг здесь неуместен. Профиль, 01.05.2018. [Leksyutina Ya. Torg zdes' neumesten [Trading is inappropriate here]. Profil', 01.05.2018.] Available at: http://m.profile.ru/politika/item/125565-torg-zdes-neumesten (accessed 23.03.2020).

7. Update Concerning China’s Acts, Policies and Practices Related to Technology Transfer, Intellectual Property, and Innovation. 20.11.2018. Available at: https://ustr.gov/sites/default/files/enforcement/301Investigations/301%20Report%20Update.pdf (accessed 21.02.2020).

8. Труш С.М. Торговая война Д.Трампа против КНР: события, мотивации, внутренний контекст. Россия и Америка в XXI веке, вып. 3, 24.12.2018. [Trush S.M. Torgovaya voina D.Trampa protiv KNR: sobytiya, motivatsii, vnutrennii kontekst [D. Trump's Trade War against China: Events, Motivations, Internal Context]. Russia and America in 21st century, issue 3, 24.12.2018.] DOI:10.18254/S0000047-8-1. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760000047-8-1/ (accessed 26.03.2020).

9. Михеев В., Луконин С. Китай−США: многовекторность “торговой войны”. Мировая экономика и международные отношения, 2019, т. 63, № 5, сс. 57-66. [Mikheev V., Lukonin S. Kitai−SShA: mnogovektornost' “torgovoi voiny” [China−USA: Multiple Vector of “Trade War”]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2019, vol. 63, no. 5, pp. 57-66.] DOI:10.20542/0131-2227-2019-63-5-57-66

10. 2019 Annual report to Congress. U.S.-China Economic and Security Review Commission. Available at: https://www.uscc.gov/annual-report/2019-annual-report (accessed 06.03.2020).

11. Zhang A. The U.S.-China Trade Negotiation: A Contract Theory Perspective. 01.12.2019. Available at: https://hub.hku.hk/bitstream/10722/279684/1/Content.pdf?accept=1 (accessed 21.03.2020).

12. Findings of the Investigation into China’s Acts, Policies, and Practices Related to Technology Transfer, Intellectual Property, and Innovation under Section 301 of the Trade Act of 1974. 22.03.2018. Available at: https://ustr.gov/sites/default/files/Section%20301%20FINAL.PDF (accessed 21.03.2020).

13. Hearing on Risks, Rewards, and Results: U.S. Companies in China and Chinese Companies in the United States, written testimony of Mark Wu. 28.02.2019. Available at: https://www.uscc.gov/hearings/risks-rewards-and-results-us-companies-china-and-chinese-companies-united-states (accessed 11.03.2020).

14. 2018 Report to Congress on China’s WTO Compliance. United States Trade Representative. February 2019. Available at: https://ustr.gov/sites/default/files/2018-USTR-Report-to-Congress-on-China%27s-WTO-Compliance.pdf (accessed 15.03.2020).

15. Lim D., Ferguson D. Decoupling and the Technology Security Dilemma. 31.10.2019. Available at: https://www.lowyinstitute.org/the-interpreter/huawei-and-decoupling-dilemma (accessed 20.03.2020).

16. BIS Removes ZTE from Entity List. Wiley, 30.03.2017. Available at: https://www.wiley.law/alert-Client_Alert-BIS_Removes_ZTE_from_Entity_List (accessed 21.03.2020).

17. Glaser B., Flaherthy K. U.S.-China Relations: Tit-for-Tat Tariffs. Comparative Connections, 2018, vol. 20, no. 2, pp. 21-36.

18. John S. McCain National Defense Authorization Act for Fiscal Year 2019. Public Law 115-232. 13.08.2018. Section 889. Available at: https://www.congress.gov/115/plaws/publ232/PLAW-115publ232.pdf (accessed 21.03.2020).

19. Executive Order on Securing the Information and Communications Technology and Services Supply Chain. 15.05.2019. Available at: https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/executive-order-securing-information-communications-technology-services-supply-chain/ (accessed 10.03.2020).

20. Lewis J. China’s Pursuit of Semiconductor Independence. CSIS, 27.02.2019. Available at: https://csis-prod.s3.amazonaws.com/s3fs-public/publication/190115_Lewis_Semiconductor_v6.pdf (accessed 21.03.2020).

21. U.S. Won't Partner with Countries that Use Huawei Systems: Pompeo. Reuters, 21.02.2019. Available at: https://www.reuters.com/article/us-huawei-tech-usa-pompeo/us-wont-partner-with-countries-that-use-huawei-systems-pompeo-idUSKCN1QA1O6 (accessed 21.03.2020).

22. Segal A. Seizing Core Technologies: China Responds to U.S. Technology Competition. WITA, 06.01.2019. Available at: https://www.wita.org/nextgentrade/china-responds-u-s-tech-competition/ (accessed 21.03.2020).

23. Чун Яту, Ван Цзюньлин. Китай на страже свободной торговли. Китай, 2019, № 7 (165), cс. 52-53. [Chun Yatu, Van Tszyun'lin. Kitai na strazhe svobodnoi torgovli [China is the guardian of free trade]. Kitai, 2019, no. 7 (165), pp. 52-53]. Available at: https://www.pressreader.com/china/china-russian/20190708/282029033820428 (accessed 02.04.2020).

24. Ломанов А. Китайские дискуссии об отношениях с США и торговой войне. Мировая экономика и международные отношения, 2019, т. 63, № 10, сс. 17-29. [Lomanov A. Kitaiskie diskussii ob otnosheniyakh s SShA i torgovoi voine [Chinese Discussions About Relations with the U.S. and the Trade War]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2019, vol. 63, no. 10, pp. 17-29.] DOI:10.20542/0131-2227-2019-63-10-17-29

25. Wang Jisi. Assessing the Radical Transformation of U.S. Policy toward China. China International Strategy Review, 2019, no. 1, pp. 195-204. DOI:10.1007/s42533-019-00029-4

Система Orphus

Загрузка...
Вверх