Феномен экополитического риска на примере движения “желтых жилетов” во Франции

 
Код статьиS013122270009007-8-1
DOI10.20542/0131-2227-2020-64-3-36-46
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: МГУ им. М.В. Ломоносова
Адрес: РФ, 119991 Москва, ГСП-1, Ломоносовский пр-т, д. 27, корп. 4
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 64 Выпуск №3
Страницы36-46
Аннотация

Глобальный экологический кризис требует серьезных государственных реформ, которые в условиях рекордного уровня мирового долга станут дополнительной финансовой нагрузкой для населения. Вместе с тем, несмотря на общественное осознание экологических угроз, граждане выражают неготовность индивидуального участия в экологическом транзите и нежелание жертвовать даже частью своих социально-экономических благ в целях преодоления кризиса. Движение “желтых жилетов” во Франции – иллюстрация данного конфликта, все чаще принимающего насильственную форму. Общественные беспорядки представляют собой классическое проявление политического риска, однако с учетом их экологической природы уместно говорить о новом феномене экополитического риска. В силу комплекса обстоятельств в развитых странах, где венчурная компонента политического процесса традиционно менее выражена, чем в развивающихся, экополитический риск тем не менее будет возрастать пропорционально интенсивности экологического транзита.

Ключевые словаполитический риск, глобальный экологический кризис, изменение климата, движение “желтых жилетов”, гражданские беспорядки, энергетический переход, государство всеобщего благосостояния
Получено29.03.2020
Дата публикации29.03.2020
Кол-во символов38679
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Движение “желтых жилетов” во Франции стало одной из главных тем политической дискуссии на рубеже 2018 г. и 2019 г. Объединявшее на пике своего развития менее 300 тыс. активистов, но нашедшее поддержку у миллионов пассивных сограждан, оно оказалось на перекрестке таких актуальных сегодня вопросов политического анализа, как эволюция механизмов работы гражданского общества, становление новых демократических институтов и форм представительства, кризис западной модели демократии и государства всеобщего благосостояния. Вместе с тем движение должно вызывать интерес и у исследователей политических рисков, так как оно довольно точно иллюстрирует отмеченную в современной литературе тенденцию распространения последних на территории индустриально развитых стран [1; 2; 3, pp. 260-265]. Настоящая статья продолжает серию работ по данной тематике, однако главное внимание здесь уделено не столько самой манифестации классического политического риска гражданских волнений, сколько ее глубинным источникам, связанным с крайне актуальной проблемой глобального экологического кризиса.
2 В основе работы лежит гипотеза, что в ряде стран политический риск будет иметь преимущественно экологическое происхождение. Актуальность подобного аналитического среза объясняется усилением внимания со стороны общественности и государства к проблеме экологической чрезвычайности, а также мерами, которые будут приняты либеральными правительствами в ближайшие годы и, несомненно, окажут влияние на существующие в этих странах социально-экономические стандарты. Ввиду исторических и социально-психологических особенностей развитие риска гражданский волнений, связанных с экологической тематикой, наиболее вероятно в индустриально развитых западных странах, которым со времени окончания Второй мировой войны удалось избежать крупных потрясений и где укоренилась модель всеобщего благосостояния, переживающая сегодня свой самый серьезный кризис экономической сбалансированности [4; 5].
3 Влияние экологического фактора на политическую стабильность все чаще становится объектом научного интереса. Практически весь спектр классических манифестаций политических рисков – экспроприации, войны, восстания и забастовки, государственное вмешательство – могут быть продиктованы экологическими обстоятельствами. Важно также отметить, что не просто проблема климата и глобального потепления становится дополнительным фактором политического риска, напротив, она получает роль главной венчурной силы ряда политических катаклизмов. Таким образом, вместе с политическими рисками гражданских восстаний или экспроприаций, формирующихся под воздействием классических социально-экономических факторов, сегодня получают развитие и их новые формы, где главную функцию выполняет экологическая составляющая. В связи с этим представляется целесообразным использование в их отношении нового термина – “экополитического” риска, – который позволит уточнить его особую природу.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1121

Оценка читателей: голосов 0

1. Campisi J.M. Reconsidering Political Risk in Developed Economies. Journal of Political Risk, 2016, vol. 4, no. 8 (August). Available at: http://www.jpolrisk.com/re-considering-political-risk-analysis-in-developed-economies/ (accessed 31.03.2019).

2. Marcilly J., Ly H.,Ternisien V. European Economies: Will Political Risk Spoil the Party in 2017? Panorama, October 2016. Available at: http://www.coface.cz/en/content/download/142454/2228002/file/B-Panorama+Risque+Politique-GB+10-2016-WEB.pdf (accessed 31.03.2019).

3. Staiger U., Martill B., eds. Brexit and Beyond: Rethinking the Futures of Europe. London, UCL Press, 2018. 293 p. DOI:10.14324/111.9781787352759

4. Rosanvallon P. La Crise de l'Etat-Providence. Paris, Seuil, 1981. 192 p.

5. Greve B., ed. The Times They Are Changing? Crisis and the Welfare State. Oxford, Wiley-Blackwell, 2012. 191 p.

6. Соколов А. Политический риск от теории к практике. Мoсква, Поколение, 2009. 144 c. [Sokolov A. Politicheskii risk ot teorii k praktike [Political Risk from Theory to Practice]. Moscow, Pokolenie, 2009. 144 p.]

7. Соловьев А.И. Принятие государственных решений. Москва, Кнорус, 2006. 344 c. [Solov'ev A.I. Prinyatie gosudarstvennykh reshenii [Political Decision Making]. Moscow, Knorus, 2006. 344 p.]

8. Толстухин О.Д. Политический риск как функциональная составляющая современной системы национальной безопасности России. Дисc. канд. полит. наук. Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2010. 163 c. [Tolstukhin O.D. Politicheskiĭ risk kak funktsional'naya sostavlyayushchaya sovremennoĭ sistemy natsional'noĭ bezopasnosti Rossii. Diss. kand. polit. nauk [Political Risk as a Functional Element of Russian National Security System. Cand. Diss (Polit.)]. Moscow, Lomonosov MSU, 2010. 163 p.]

9. Knight F. Risk, Uncertainty and Profit. New York, Augustus M. Kelley, 1964. 381 p.

10. Root F. US Business Abroad and Political Risk. MSU Business Topics, 1968, vol. 16, no. 1, pp. 73-80.

11. Rummel R., Heenan D. How Multinationals Analyse Political Risk. Harvard Business Review, 1978, vol. 56. no. 1 (Jan-Feb.), pp. 67-76.

12. Whitman M. Government Risk-Sharing in Foreign Investment. Princeton, NJ, Princeton University Press, 1965. 358 p.

13. Бордовских А.Н. Политические риски международного бизнеса в условиях глобализации. Москва, Аспект Пресс, 2015. 318 c. [Bordovskikh A.N. Politicheskie riski mezhdunarodnogo biznesa v usloviyakh globalizatsii [Political Risks of International Business in the Face of Globalization]. Moscow, Aspekt Press, 2015. 318 p.]

14. Kennedy C.R. Political Risk Management: a Portfolio Planning Model. Business Horizons, 1998, vol. 31, issue 6, pp. 26-33.

15. “Gilets jaunes”: 200 millions d'euros de dégradations (Le Maire). Le Figaro, 21.03.2019. Available at: http://www.lefigaro.fr/flash-actu/gilets-jaunes-200-millions-d-euros-de-degradations-le-maire-20190321 (accessed 21.03.2019).

16. Карякин М.Ю. Страхование политических рисков внешнеторговых операций и международных инвестиций. Москва, Авуарконсалтинг, 2002. 144 c. [Karyakin M.Yu. Strakhovanie politicheskikh riskov vneshnetorgovykh operatsii i mezhdunarodnykh investitsii [Insurance of Political Risks in Foreign Trade Operations]. Moscow, Avuarkonsalting, 2002. 144 p.]

17. Бордовских А.Н. Политические риски: современные проблемы оценки и теоретического моделирования. Дисс. канд. полит. наук. Москва, 2009. 195 с. [Bordovskikh A.N. Politicheskie riski: sovremennye problemy otsenki i teoreticheskogo modelirovaniya. Diss. kand. polit. nauk [Political Risks: Recent Problems in Evaluation and Theoretical Modeling. Cand. Diss (Polit.)]. Moscow, 2009. 195 p.]

18. Amewokunu Y., Su Z. Repenser l’evaluation du risque-pays dans le contexte de la mondialisation. Management International, 2009, vol. 13, no. 2, pр. 35-52.

19. Борисов Н.А., Волков В.А. Экологическая парадигма как основание политической экологии. Власть, 2013, № 2, сc. 167-170. [Borisov N.A., Volkov V.A. Ekologicheskaya paradigma kak osnovanie politicheskoi ekologii [Ecological Paradigm as a Foundation of Political Ecology]. The Authority, 2013, no. 2, pp. 167-170.]

20. Буссье Р. Изменение климата как вызов глобализации. На пути к новому определению чрезвычайной ситуации. Государственное управление. Электронный вестник, 2018, № 69, сc. 243-263 (статья на англ. яз.). [Boussier R. Climate Change and Emergency. Towards New Redefinition of Emergency Concept. Public Administration E-Journal, 2018, no. 69, pp. 243-263.]

21. Кравчук М.А., Краснов Ю.И., Малинин В.Н. Глобальный экологический кризис: стратегия выживания. Общество. Среда. Развитие (Terra Humana), 2009, № 1, cc. 194-205. [Kravchuk M.A., Krasnov Yu.I., Malinin V.N. Global'nyi ekologicheskii krizis: strategiya vyzhivaniya [Global Environmental Crisis: the Survival Strategy]. Society. Environment. Development (Terra Humana), 2009, no. 1, pp. 194-205.]

22. Beck U. The Risk Society: Towards a New Modernity. London, Sage, 1992. 260 p.

23. Beck U. Ecological Politics in an Age of Risk. Cambridge, Polity Press, 1995. 216 p.

24. Котова И.Н. Экологические риски и их влияние на социальные процессы в муниципальном районе. Социология власти, 2008, № 3, сc. 99-107. [Kotova I.N. Ekologicheskie riski i ikh vliyanie na sotsial'nye protsessy v munitsipal'nom raione [Ecological Risks and Their Influence on Social Processes in Municipal District]. Sociology of Power, 2008, no. 3, pp. 99-107.]

25. Карякин Ю.В. Природные и техногенные катастрофы: новые вызовы и угрозы устойчивому развитию. Свободная мысль, 2010, № 9(1616), cc. 77-90. [Karyakin Yu.V. Prirodnye i tekhnogennye katastrofy: novye vyzovy i ugrozy ustoichivomu razvitiyu [Natural and Anthropogenic Disasters: New Challenges and Threats to Sustainable Development]. Svobodnaya mysl', 2010, no. 9(1616), pp. 77-90.]

26. Shearman D., Smith J.W. The Climate Change Challenge and the Failure of Democracy. London, Praeger, 2007. 181 p.

27. Le Billon P., Duffy R. Conflict Ecologies: Connecting Political Ecology and Peace and Conflict Studies. Journal of Political Ecology, 2018, July 25(1), pp. 239-260.

28. Werrell C, Femia F., eds. The Arab Spring and Climate Change. A Climate and Security Correlations Series. Center for American Progress. February 2013. Available at: https://cdn.americanprogress.org/wp-content/uploads/2013/02/ClimateChangeArabSpring.pdf (accessed 15.01.2019).

29. Sternberg T. Chinese Drought, Bread and the Arab Spring. Applied Geography, 2012, May, no. 34, pp. 519-524.

30. Pepermans Y., Maeseele P. The Politicization of Climate Change: Problem or Solution? Wiley Interdisciplinary Reviews: Climate Change, May 2016, no. 7(4). Available at: https://www.researchgate.net/publication/303320767_The_politicization_of_climate_change_problem_or_solution_Politicization_of_climate_change (accessed 01.05.2019). DOI: 10.1002/wcc.405

31. Williams C. An Environmental Victimology. Social Justice, 1996, vol. 23, no. 4(66), pp. 16-40.

32. Соловьев А.И., Бордовских А.Н. Политические сети как новый источник политических рисков. Государственное управление. Электронный вестник, 2015, № 51, cc. 185-212 (статья на англ. яз.). [Solov‘ev A.I., Bordovskikh A.N. Policy Networks as a New Source of Political Risk. Public Administration E-Journal, 2015, no. 51, pp. 185-212.]

33. Boquet A., Badré M., Feldzer G., Constantin E. Rapport. Mission de médiation relative au projet d’aéroport du Grand Ouest. Ministère de la transition écologique et solidaire. 2017. 63 p. Available at: https://www.vie-publique.fr/sites/default/files/rapport/pdf/174000853.pdf (accessed 01.05.2019).

34. Baughen S. Expropriation and Environmental Regulation: the Lessons of NAFTA. Journal of Environmental Law, 2006, vol. 18, no. 2, pp. 207-228.

35. Piketty T. “Yellow Vests” and Tax Justice. Le Monde, 11.12.2018. Available at: http://piketty.blog.lemonde.fr/2018/12/11/yellow-vests-and-tax-justice/ (accessed 01.05.2019).

36. Rosanvallon P. Un Nouvel Age de Social. Le Monde, 10.12.2018, p. 23.

37. Bastié E. Christophe Guilluy: les “gilets jaunes” attestent la révolte de la France périphérique. Le Figaro, 19.11.2019. Available at: http://www.lefigaro.fr/vox/societe/2018/11/18/31003-20181118ARTFIG00132-christophe-guilluy-les-8220gilets-jaunes8221-attestent-la-revolte-de-la-france-peripherique.php (accessed 01.05.2019).

38. L’écotaxe poids lourds: un echec stratégique, un abandon coûteux. Rapport public annuel 2017. Cour des comptes. Février 2017. Available at: http://www.unionroutiere.fr/wp-content/uploads/2017/02/2017-02-08-Cour_des_comptes_2017_Ecotaxe_PL.pdf (accessed 08.05.2019).

39. Les Français et la politique economique et ecologique du gouvernement. Ifop pour Le Journal du Dimanche. Septembre 2018, FD/JPD N°115790. Available at: https://www.ifop.com/wp-content/uploads/2018/09/115790-Rapport-JDD.pdf (accessed 13.03.2019).

40. L’environnement et la présidentielle de 2017. Ifop pour WWF. Septembre 2018, FD/JPD N°114172. Available at: https://www.ifop.com/wp-content/uploads/2018/03/3566-1-study_file.pdf (accessed 15.03.2019).

41. Le regard des Français sur le mouvement des “Gilets jaunes”. Ifop pour Le Journal du Dimanche. Novembre 2018, FD N°115970. Available at: https://www.ifop.com/wp-content/uploads/2018/11/115970-Rapport-JDD.pdf (accessed 15.03.2019).

42. LOI n° 2018-1213 du 24 décembre 2018 portant mesures d'urgence économiques et sociales. Legifrance.gouv.fr. Available at: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000037851899&categorieLien=id (accessed 01.05.2019).

43. Compte general de l’etat 2017. Annexe au projet de la loi de reglement du budget et d’approbation des comptes. Available at: https://www.performance-publique.budget.gouv.fr/sites/performance_publique/files/files/documents/budget/comptes/2017/CGE2017.pdf (accessed 28.04.2019).

44. Moliner-Dubost M. Expropriation et environnement. Le bicentenaire de la loi du 8 mars 1810 sur l'expropriation pour cause d'utilité publique. Tours, dec. 2010. Université Lyon III Jean Moulin. Available at: https://hal-univ-lyon3.archives-ouvertes.fr/hal-00917442 (accessed 01.05.2019).

45. “Gilets jaunes” et niveau de vie, les dix graphiques de la colère. Le Monde, 05.12.2019. Available at: https://www.lemonde.fr/societe/article/2018/12/05/niveau-de-vie-les-10-graphiques-de-la-colere_5392911_3224.html (accessed 08.04.2019).

46. Guisse N., Hoibian S. Les Francais et leurs territoires: vecus et attentes vis-a-vis des pouvoirs publics. Collection des rapport N336. Paris, Credoc, Novembre 2017. 141 p. Available at: https://www.credoc.fr/download/pdf/Rapp/R336.pdf (accessed 08.05.2019).

47. Буссье Р.Ф.Ф. Эффективность современных демократий перед лицом глобальных чрезвычайных вызовов. Дисc. канд. полит. наук. Москва, 2018. 175 c. [Boussier R.F.F. Effektivnost' sovremennykh demokratii pered litsom global'nykh chrezvychainykh vyzovov. Diss. kand. polit. nauk. [The Effectiveness of Modern Democracy in the Face of Global Emergencies, Cand. Diss (Polit.)]. Moscow, 2018. 175 p.]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх