Место Африки в инициативе Китая “Один пояс, один путь”

 
Код статьиS013122270008999-9-1
DOI10.20542/0131-2227-2020-64-2-118-127
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт Африки РАН
Адрес: РФ, 123001 Москва, ул. Спиридоновка, д. 30/1
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 64 Выпуск №2
Страницы118-127
Аннотация

В статье рассматриваются инициатива “Один пояс, один путь”, выдвинутая Китаем и ставшая основным направлением внешней политики КНР последних лет, и место, которое отводится в ней странам Северной и Восточной Африки. Присоединение к китайскому проекту может обеспечить не только приток финансовых ресурсов в этот регион Африки, но и дать возможность использовать эти ресурсы для достижения целей устойчивого развития. Автор оценивает плюсы и минусы китайско-африканского сотрудничества и участия Африки в упомянутой инициативе как для Китая, так и для государств региона.

Ключевые словакитайский мегапроект, страны Африки, инвестиции, инфраструктура, морские порты, железные дороги
Получено29.03.2020
Дата публикации29.03.2020
Кол-во символов35632
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Инициатива “Один пояс, один путь” (Belt and Road Initiative, BRI)1, впервые озвученная во время визитов председателя КНР Си Цзиньпина в страны Центральной Азии и Индонезию осенью 2013 г., – это своего рода комбинация двух программ: “Экономического пояса шелкового пути” и “Морского шелкового пути XXI века”. В рамках “Экономического пояса шелкового пути” предполагается создать шесть сухопутных коридоров, связывающих Китай с Центральной Азией и Европой. “Морской шелковый путь”– это три “голубых” транспортных коридора, объединенных сетью морских портов, которые охватывают территорию от Южно-Китайского моря до Африки. Использование этих портов даст Китаю возможность существенно активизировать внешнюю торговлю, лучше контролировать цепочки снабжения товарами и перенаправлять потоки международной торговли. 1. Здесь и далее инициатива “Один пояс, один путь” будет обозначаться аббревиатурой BRI.
2 13-летний план развития Китая, принятый в 2016 г., предусматривает создание “хабов” для защиты прав и интересов КНР на море, что необходимо для превращения страны в великую морскую державу. В центре этих усилий – открытие новых водных путей сообщения и обеспечение доступа к крупнейшим портам всего мира. В 2017 г. китайские государственные компании объявили о планах купить доли в девяти морских портах, расположенных в регионах, где Пекин рассчитывает создать перспективные маршруты для судоходства в дополнение к 40 портам в Африке, Азии и Европе, доля китайского капитала в которых уже составляет 40 млрд. долл. Если в 2010 г. Китай вкладывал средства в каждый пятый из глубоководных морских портов мирового значения, то к 2019 г. – уже в два из каждых трех. Стоит заметить, что дивиденды, полученные КНР от инвестиций, направленных на развитие морских коммуникаций и на усовершенствование цепочек снабжения, не всегда связаны лишь с экономической сферой. Например, результатами притока китайского капитала в такие порты, как Джибути, Уолфиш-Бей (Намибия), Гвадар (Пакистан), Хамбантота (Шри-Ланка), Пирей (Греция), стали размещение там кораблей Народно-освободительной армии Китая и заключение военных соглашений. Иными словами, посредством прямого инвестирования Пекин решает и геостратегические задачи [1].
3 В Джибути уже действует китайская военно-морская база, КНР рассчитывает иметь базы и в некоторых других портах. Так, по сообщению China Morning Post, такие планы вынашиваются в отношении пакистанского порта в Гвадаре. По словам китайского военного аналитика Чжоу Чэнминя, эта база необходима для поддержания и военно-технического обеспечения ВМФ Китая. При этом отмечается важность порта как ключевого элемента китайско-пакистанского экономического коридора и одной из составляющих инициативы Си Цзиньпина [2].
4 Масштабный проект BRI охватывает три континента, 60% населения мира, 30% мирового ВВП и 75% его энергетических ресурсов. В реализацию этого проекта вовлечено примерно 50% китайских государственных компаний, которые заняты в 1700 инфраструктурных проектах по всему миру стоимостью около 900 млн долл. [1]. О значимости инициативы, выдвинутой Пекином, говорит тот факт, что на ХIХ съезде Коммунистической партии Китая в 2017 г. было решено включить BRI в Устав партии. Концепция также обозначена в Конституции страны как стратегический приоритет. По замыслам пекинского руководства целями BRI являются построение “Сообщества единой судьбы человечества”, создание глобальной экономической и политической системы взаимозависимостей стран мира, центром которой будет Китай.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1504

Оценка читателей: голосов 0

1. Nantulya P. Implications for Africa from China’s One Belt One Road Strategy. Africa Center for Strategic Studies Impact through Insight.1999-2019. March 22, 2019. Available at: https://africacenter.org/spotlight/implications-for-africa-china-one-belt-one-road-strategy/ (accessed 10.04.2019).

2. Китай построит в Пакистане военно-морскую базу. REGNUM, 09.01.2018. [China will build a military-naval base in Pakistan. REGNUM, 09.01.2018 (In Russ.)] Available at: https://regnum.ru/news/polit/2365117.html (accessed 15.10.2019).

3. Чубаров И., Калашников Д. “Один пояс, один путь”: глобализация по-китайски. Мировая экономика и международные отношения, 2018, том 62, № 1, cc. 25-33. [Chubarov I., Kalashnikov D. Odin poyas, odin put’: globalizatsiya po-kitayski [One Belt, One Road: Globalization Chinese Way]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2018, vol. 62, no.1, pp.25-33]. DOI:10.20542/0131-2227-2018-62-1-25-33

4. Китай: тенденции и прогноз на 2016. [China: trends and prognosis on 2016 (In Russ.)] Available at: https://katehon.com/ru/article/kitay-tendencii-i-prognoz-na-2016-g (accessed 05.04.2017).

5. Глазырина И. Экономический пояс шелкового пути: экологические аспекты. Мировая экономика и международные отношения, 2018, том 62, № 1, cc. 34-42. [Glazirina I. Economicheskiy poyas Shelkovogo puti: ekologicheskie aspekty [Economc Road of Silk Way: Ecologocal Aspects]. Mirovaya economika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2018, vol. 62. no.1, pp. 34-42.] DOI:10.20542/0131-2227-2018-62-1-34-42

6. China Focus: Overseas parks boost China-Africa industrial Cooperation. Xinhuanet, 14.06.2018. Available at: http://www.xinhuanet.com/english/2018-06/14/c_137253623.htm (accessed 10.08.2018).

7. Мануков С. Один пояс, один путь: уточнение пути и расширение пояса. EAD RSS, 03.05.2019. [Manukov S. Odin poyas, odin put’: utochneniye puti i rasshireniye poyasa [One Belt, one Road: specification of the Road and broading of the Belt.] EAD RSS, 03.05.2019]. Available at: https://eadaily.com/ru/news/2019/05/03/odin-poyas-odin-put-utochnenie-puti-i-rasshirenie-poyasa (accessed 08.05.2019).

8. Yun Sun. Inserting Africa into China’s One Belt, One Road Strategy. A new opportunity for jobs and infrastructure. The Brookings. Africa in Focus, 02.03.2015. Available at: https://www.brookings.edu/blog/africa-in-focus/2015/03/02/inserting-africa-into-chinas-one-belt-one-road-strategy-a-new-opportunity-for-jobs-and-infrastructure/ (accessed 20.08.2017).

9. Nkoana-Mashabane M. Minister of International Relations and Cooperation. A win-win synergy: Africa’s Agenda 2063 and China’s One Belt and One Road Initiative. FOCAC 6. Africa-China Progressing Together. Cape Town. 2015.

10. Председатель Банка Китая: Средиземноморский регион занимает важное место в строительстве “Пояса и пути”. ИА Синьхуа Рамблер, 03.12.2017. [President of Bank of China: Mediterraneanаn Region takes an important place in Belt and Road construction. IA Xinhua Rambler, 03.12.2017 (In Russ.)] Available at: https://news.rambler.ru/asia/38575222-predsedatel-banka-kitaya-sredizemnomorskiy-region-zanimaet-vazhnoe-mesto-v-stroitelstve-poyasa-i-puti/ (accessed 15.01.2018).

11. RarieyaY. Chinese Foreign Minister Wang Yu visits Tunisia. CGTN Africa, 14.05. 2016. Available at: https://www.Africa.cgtn.com (accessed 27.11.2019).

12. Morocco rejoins African Union after more than 30 years. The Guardian, 31 January, 2017. Available at: https://www.theguardian.com/global-development/2017/jan/31/morocco-rejoins-african-union-after-more-than-30-years (accessed 15.09.2017).

13. Under the Radar. What’s behind China’s love affair with Morocco. Global Risk Insights, March 26, 2017. Available at: https://globalriskinsights.com/2017/03/chinas-love-affair-with-morocco/ (accessed 15.01.2018).

14. Си Цзиньпин предложил превратить Египет в точку опоры “Одного пояса, одного пути”. Russian news.cn, 22.01.2016. [Xi Jinpin proposed to turn Egypt into “One Belt, One Road” point of support. Russian news.cn, 22.01.2016 (In Russ.)] Available at: http://russian.news.cn/2016-01/21/c_135032961.htm (accessed 14.03.2017).

15. Tzogopoulos G. Сhina fosters integration in Mediterranean. Global Times, 06.12.2017. Available at: http://www.globaltimes.cn/content/1079025.shtml (accessed 15.09.2018).

16. Macroeconomic and Social Developments in Eastern Africa 2016-2017. United Nations Economic Commission for Africa. 2-th Intergovernmental Committee of Experts Transformative Growth in Eastern Africa. Catalysts ND Constrains. Venue, Moroni, Union of Comoros, 07-09.11.2017. 61 p.

17. Michael Evans. Funding Africa's Infrastructure Gap. Available at: https://www.bakermckenzie.com/en/newsroom/2019/05/funding-africas-infrastructure-gap (accessed 12.10.2019).

18. Chinese Investment Key to Improving Infrastructure in Africa. World Politics Revie, 04.02.2015. Available at: https://www.worldpoliticsreview.com/trend-lines/15015/chinese-investment-key-to-improving-infrastructure-in-africa (accessed 10.03. 2015).

19. Parke Ph. Kenya’s $13 billion railway project is taking shape. CNN, 16.05.2016. Available at: https://www.cnn.com/2016/05/15/africa/kenya-railway-east-africa/index.html (accessed 19.10.2016).

20. Newly opened Kampala Entebbe Expressway. Myuganda, July 2, 2018. https://www.myuganda.co.ug/about-uganda/kampala-entebbe-expressway (accessed 02.12.2019).

21. China to build Kampala-Entebbe Express Way. Vision Reporter, 30.09.2012. Available at: https://www.google.com/search?q=.+China+to+build+Kampala-Entebbe+Express+Way.+Vision+Reporter%2C+30+Sept.+2012.&rlz=1C1GCEU_ruRU875RU875&oq=.+China+to+build+Kampala-Entebbe+Express+Way.+Vision+Reporter%2C+30+Sept.+2012.&aqs=chrome..69i57.1437j0j7&sourceid=chrome&ie=UTF-8 (accessed 15.05.2014).

22. Yun Sun. China and the East Africa railways. Beyond full industry chain export. Brookings, 06.07.2017. Available at: https://www.brookings.Edu/blog/Africa-in-focus/2017/07/06/china-and-the-east-africa-railways (accessed 05.08. 2017).

23. Interview: China Harbour Engineering Company says committed to investment in African projects. Xinhua, 01.09.2017. Available at: http://www.xinhuanet.com//english/2017-09/01/c_136572038.htm (accessed 04.09.2017).

24. Alyek-Omara L. Business of China and Development in Africa: the East African Experience. Ventures Africa, 03.09.2012. Available at: http://venturesafrica.com/of-china-and-development-in-africa-the-east-african-experience/ (accessed 05.05.2013).

25. Dance of the lions and dragons – How are Africa and China engaging, and how will the partnership evolve? Mckensey Company, 29.06.2017. Available at: https://musingsofapeople.wordpress.com/2017/06/29/dance-of-the-lions-and-dragons-how-are-africa-and-china-engaging-and-how-will-the-partnership-evolve/ (accessed 15.12.2018).

26. China commended for its development engagement in Africa. Xinhua, 06.16.2018. Available at: http://www.xinhuanet.com/english/2018-06/16/c_137258899.htm (accessed 20.07.2018).

27. Top 10 Fastest Growing Economies in Africa 2018. Africa Best Economies. The African Exponent, 04.04.2019. Available at: https://www.africanexponent.com/post/9157-africas-largest-economies-in-2018. (accessed 15.04.2019).

28. China invests $124bn in Belt and Road global trade project. BBC News, 14 May 2017. Available at: https://www.bbc.com/news/world-asia-39912671 (accessed 15.01.2018).

29. В Пекине открылся форум высокого уровня “Один пояс, один путь”. РИА Новости, 14.05.2017. [V Pekine otkrylsya forum vysokogo urovnya “Odin poyas, odin put’?” [High level Forum “One Belt, One Road” opened in Bejing. RIA News, 14.05.2017 (In Russ.)] Available at: https://ria.ru/20170514/1494250680.html (accessed 15.08.2017).

30. Africa in the News: African leaders attend China’s Belt and Road Summit. The Brookings. Africa in Focus, 19.05.2017. Available at: https://www.brookings.edu/blog/africa-in-focus/2017/05/19/africa-in-the-news-african-leaders-attend-china-one-belt-one-road-summit-violence-escalates-in-central-african-republic-and-cote-divoire-mutiny-ends/ (accessed 20.12.2017).

31. Си Цзиньпин подвел итоги второго форума “Один пояс – один путь”. РИА Новости, 27.04.2019. [Xi Jinping summed up the results of the second Forum “One Belt, One Road. RIA News, 27.04.2019 (In Russ.)] Available at: https://ria.ru/20190427/1553109814.html (accessed 05.05.2019).

32. One belt, one road to tie Asia to Africa and Europe. Africa Report, 28.01.2016.

33. Olingo A. Africa: China Plans to Sell off its African Infrastructure Debt to investors. East African, 05.11.2018. Available at: https://www.theeastafrican.co.ke/business/China-plans-to-sell-off-its-African-infrastructure-debt/2560-4837318-jrv45i/index.html (accessed 15.12.2019).

34. China Belt and Road Forum: does Africa need new funding options? Available at: https://www.dw.com/en/chinas-belt-and-road-forum-does-africa-need-new-funding-options/a-48502797 (accessed 25.04.2019).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх