Priorities of Neoindustrialization of Russia

 
PIIS013122270008994-4-1
DOI10.20542/0131-2227-2020-64-2-71-79
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Saint Petersburg State University
Address: 62, Tchaikovsky Str., St. Petersburg, 191123, Russian Federation
Journal nameMirovaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniia
EditionVolume 64 Issue 2
Pages71-79
Abstract

The urgent issue for Russia is to determine overarching science and technological policy priorities of the neoindustrialization of the national economy. Here we conduct a comparative analysis of science and technology in Russia and technologically advanced economies of the world on a number of indicators: gross expenditures on R&D as a percentage of GDP in total and by funding sources, publication activity, number of researchers and number of R&D personnel per thousand employed in the economy, number of R&D enterprises, etc. The results show low degree of investing in R&D in Russia and its sources are funded by the government largely. The lag in the advancement of science and technology relative to leading countries is testified by other indicators. We conclude that Russia needs to draw up its national innovation system to unify innovation process with institutional arrangements as legal acts, business practices, popularization and funding stimulatory mechanisms such as grants, subsidies, soft loans, tax benefits. It will allow to enhance business participating as investors and initiators in R&D projects and technology production. An innovation process also requires to keep and to expand an integration of the triad “science–education–industry” to entire economics with creating clusters that will include real sector enterprises of main and auxiliary production, educational institutions, research institutes with own design bureaus. The indicators of the advancement of nanotechnologies, biotechnologies and IT as a perspective core of the fourth industrial revolution also reveal distinct advantage of leading countries. Ultimately, we outline the main priorities of science and technology policy that will make it possible to imply the neoindustrialization of the Russian economy to achieve leading countries in the field of techno-and-economic advancement and to improve the quality of life.

Keywordsnew industrial revolution, neoindustrialization, science and technology policy, science and technological priorities, techno-and-economic advancement, NBICS- Technologies, artificial intelligence (AI)
Received29.03.2020
Publication date29.03.2020
Number of characters29153
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Актуальность неоиндустриализации российской экономики на современном этапе обусловлена двумя фундаментальными причинами. Первая – затяжной структурный и системный кризис, начавшийся еще во второй половине 1980-х годов и усилившийся вследствие деиндустриализации экономики в ходе непродуманных рыночных реформ 1990-х годов. В тот период особенно пострадали обрабатывающая промышленность и сфера НИОКР, что привело не просто к спаду промышленного производства, но фактически к исчезновению ряда отраслей и торможению научно-технологического развития. Тенденции деградации науки и технологий не преодолены и сегодня. Вторая причина – усиливающееся научно-технологическое отставание России от передовых экономик мира в условиях развертывания новой, четвертой индустриальной революции.
2 Непрерывное развитие научно-технического прогресса (НТП) приводит к постепенному замещению устаревающих базовых технологий более передовыми, открывающими возможности для перехода на качественно новый этап в экономической эволюции. Благодаря эффективной научно-технической политике лидеры третьей промышленной революции, основанной на информационных технологиях, успешно осваивают и внедряют в систему общественного воспроизводства результаты исследований и разработок в перспективных областях современной науки, что обеспечивает ключевое преимущество в гонке за высокие и устойчивые темпы роста экономики и новые рынки сбыта.
3 Перед Россией сегодня стоят две ключевые задачи: 1) обеспечить опережающее развитие перспективных технологий новой промышленной революции; 2) создать эффективные инструменты научно-технической политики, позволяющие достичь заметного прогресса в российской науке в ее кооперации с образованием и промышленностью в целях успешной неоиндустриализации экономики. Итогом должно стать преодоление отставания от стран – лидеров технико-экономического развития и качества жизни населения.
4

СРАВНЕНИЕ С ТЕХНОЛОГИЧЕСКИ РАЗВИТЫМИ СТРАНАМИ

5

Конвергенция перспективных НБИКС-технологий (NBICS-Technologies1) позволяет совершить технологический прорыв, который в недалеком будущем даст возможность открыть новые отрасли и рынки сбыта и коренным образом изменить всю систему мирового общественного воспроизводства. Особенно успешными могут стать проекты в области синтезирования новых и композитных материалов, медицины, биологии и генетики, полной автоматизации производств и разработки систем управления различными видами транспорта, экологической и экономичной энергетики, технологии 3D-печати и др. По оценкам экспертов, именно синтез НБИКС-технологий и новых, в том числе возобновляемых, источников энергии сформирует ядро грядущей четвертой промышленной революции [].

1. NBICS-Technologies – науки и технологии, открытые на рубеже XX–XXI вв. (Nnano, Bbio, Iinfo, Ccogito, Ssocio), результат междисциплинарных исследований и разработок (ИР), дающий положительный синергетический эффект для научного и практического знания.
6 Основополагающим документом новой государственной научно-технической политики РФ стала Стратегия научно-технологического развития, где определены цель, задачи, приоритеты научно-технологического развития страны на период до 2030 г.2 В документе сформулирован перечень основных вызовов, стоящих перед экономикой и обществом:
  • отсутствие возможностей для дальнейшего экстенсивного сырьевого роста;
  • увеличение продолжительности и изменение образа жизни, ведущее к сокращению трудоспособного населения, появлению структурной, технологической безработицы;
  • увеличение антропогенной нагрузки на окружающую среду и истощение природных ресурсов;
  • необходимость обеспечения продовольственной безопасности и конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках;
  • качественное изменение систем энергоснабжения, рост значимости повышения энерговооруженности и объема выработки энергии;
  • усиление угроз национальной безопасности и необходимость пространственного выравнивания социально-экономического развития.
2. Указ Президента РФ от 01.12.2016 г. № 642 “О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации”.

Number of purchasers: 0, views: 316

Readers community rating: votes 0

1. Schwab C. The Fourth Industrial Revolution. Geneva, World Economic Forum Publishing, 2016. 198 p.

2. World Bank National Accounts Data, and OECD National Accounts Data Files. Available at: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.KD?end=2016&name_desc=false&start=2000 (accessed 17.12.2018).

3. OECD. Main Science and Technology Indicators. Science, Technology and Patens. Available at: https://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=MSTI_Pub (accessed 17.12.2018).

4. Springut M., Schlaikjer St., eds. China’s Program for Science and Technology Modernization: Implications for American Competitiveness. Arlington, CENTRA Technology, 2011. 142 p. Available at: https://china-us.uoregon.edu/pdf/uscc_report.pdf (accessed 12.12.2018).

5. Science & Engineering Indicators 2018. Available at: https://www.nsf.gov/statistics/2018/nsb20181 (accessed 22.01.2019).

6. Mikheev V., Lukonin S. Novaya faza razvitiya Kitaya na fone “torgovoj vojny” s SShA. Mirovaya ehkonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2019, t. 63, № 2, ss. 56-65. [Mikheev V., Lukonin S. Novaya faza razvitiya Kitaya na fone “torgovoi voiny” s SShA [New stage in China’s development amid the “trade war” with the U.S. (In Russ.)]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2019, vol. 63, no. 2, pp. 56-65.] DOI:10.20542/0131-2227-2019-63-2-56-65.

7. Made in China 2025: Global Ambitious Built on Local Protections. Washington, 2017, 81 p. Available at: https://www.uschamber.com/sites/default/files/final_made_in_china_2025_report_full.pdf (accessed 24.07.2017).

8. Nauka i innovatsii. Ofitsial'naya statistika. [Science and innovations. Official statistics (In Russ.)] Available at: https://www.gks.ru/folder/14477 (accessed 01.09.2019).

9. Dezhina I. Strany BRIKS: napravleniya nauchnoj kooperatsii. Mirovaya ehkonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2015, № 9, ss. 14-23. [Dezhina I. Strany BRIKS: napravleniya nauchnoi kooperatsii [BRICS countries: possible areas for scientific cooperation]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2015, no. 9, pp. 14-23.]

10. Ryazanov V.T. (Ne)Real'nyj kapitalizm. Politehkonomiya krizisa i ego posledstvij dlya mirovogo khozyajstva i Rossii. Moskva, Ehkonomika, 2016. 695 s. [Ryazanov V.T. (Ne)Real'nyi kapitalizm. Politekonomiya krizisa i ego posledstvii dlya mirovogo khozyaistva i Rossii [(Im)practical capitalism. Political economy of the crisis and its consequences for the world economy and Russia]. Moscow, Ekonomika, 2016. 695 p.]

11. Research and Development Statistics. Science, Technology and Patens. Available at: https://stats.oecd.org/index.aspx?DataSetCode=GERD_SOF# (accessed 20.12.2018).

12. Ivanova N. Innovatsionnaya politika: teoriya i praktika. Mirovaya ehkonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2016, t. 60, № 1, ss. 5-16. [Ivanova N. Innovatsionnaya politika: teoriya i praktika [Innovative policy: theory and practice]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2016, vol. 60, no. 1, pp. 5-16.]

13. Kakoe otkrytie zhdet Akademiyu. Rossijskaya gazeta, 12.11.2018. [What discovery awaits the Academy. Rossiiskaya gazeta, 12.11.2018 (In Russ.)] Available at: https://rg.ru/2018/11/11/aleksandr-sergeev-zadachu-nauke-dolzhen-stavit-biznes.html (accessed 24.12.2018).

14. Bodrunov S. Integratsiya proizvodstva, nauki i obrazovaniya kak osnova reindustrializatsii RF. Mirovaya ehkonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2015, № 10, ss. 94-104. [Bodrunov S. Integratsiya proizvodstva, nauki i obrazovaniya kak osnova reindustrializatsii RF [Integration of manufacturing, science and education as a basis for the re-industrialization of Russia]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2015, no. 10, pp. 94-104.]

15. Varnavskij V.G. Postkrizisnaya reindustrializatsiya: ot kontseptsii k realizatsii. Drukerovskij vestnik, 2019, № 1(27), cc. 18-28. [Varnavskii V.G. Postkrizisnaya reindustrializatsiya: ot kontseptsii k realizatsii [Post-crisis reindustrialization: from concept to implementation]. Drukerovskii vestnik, 2019, no. 1(27), pp. 18-28.] DOI:10.17213/2312-6469-2019-1-18-28

16. Ryazanov V. Sotsializatsiya finansov i ee rol' v neoindustrial'nom razvorote Rossii. Ehkonomicheskoe vozrozhdenie Rossii, 2016, № 2, ss. 45-50. [Ryazanov V. Sotsializatsiya finansov i ee rol' v neoindustrial'nom razvorote Rossii [Socialization of finance and its role in the neoindustrial turn of Russia]. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii, 2016, no. 2, pp. 45-50.]

17. Koval'chuk M. Konvergentsiya nauk i tekhnologij – proryv v buduschee. Rossijskie nanotekhnologii, 2011, № 1–2, ss. 13-23. [Koval'chuk M. Konvergentsiya nauk i tekhnologii – proryv v budushchee [Convergence of science and technology – a breakthrough into the future]. Rossiiskie nanotehnologii, 2011, no. 1–2, pp. 13-23.]

18. WIPO IP Statistics Data Center. Available at: https://www3.wipo.int/ipstats (accessed 14.12.2018).

19. Ouellette L.L., ed. Economic Growth and Breakthrough Innovations: a Case Study of Nanotechnology. Economic Research Working Paper No. 29, Geneva, WIPO, 2015. 32 p. Available at: https://www.wipo.int/publications/en/details.jsp?id=4000&plang=EN (accessed 18.12.2018).

20. Key Nanotechnology Indicators. Available at: http://www.oecd.org/sti/emerging-tech/nanotechnology-indicators.htm (accessed 24.12.2018).

21. Key Biotechnology Indicators. Available at: http://www.oecd.org/sti/emerging-tech/keybiotechnologyindicators.htm (accessed 24.12.2018).

22. OECD Going Digital Policy Note: Private Equity Investment in Artificial Intelligence. Paris, OECD, 2018. 4 p. Available at: http://www.oecd.org/going-digital/ai/private-equity-investment-in-artificial-intelligence.pdf (accessed 30.01.2019).

23. Razum s konvejera. Rossijskaya gazeta, 06.03.2018. [Mind off the assembly line Rossiiskaya gazeta, 06.03.2018 (In Russ.)] Available at: https://rg.ru/2018/03/06/rossiia-vstupaet-v-gonku-iskusstvennyh-intellektov.html (accessed 24.12.2018).

24. Kontseptual'nye osnovy Natsional'noj tekhnologicheskoj initsiativy (proekt). Prilozhenie k postanovleniyu Prezidiuma RAN ot 17 fevralya 2015 g. № 28. [Conceptual framework of the National technology initiative (draft). Annex to the decree of the Presidium of the RAS dated February 17, 2015, № 28 (In Russ.)] Available at: http://www.ras.ru/news/news_release.aspx?ID=5ead6dfe-4623-451d-8cb5-01181b841fe9 (accessed 01.09.2019).

Система Orphus

Loading...
Up