Фармацевтический рынок ЕС: проблемы конкуренции

 
Код статьиS013122270008987-6-1
DOI10.20542/0131-2227-2020-64-2-53-62
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Институт Европы РАН
НИУ ВШЭ
НАНО ВО “Институт мировых цивилизаций”
Адрес: РФ, 125009 Москва, Моховая ул., 11, стр. 3
Аффилиация: Институт Европы РАН
Адрес: РФ, 125009 Москва, Моховая ул., 11, стр. 3
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 64 Выпуск №2
Страницы53-62
Аннотация

Показан механизм наднационального регулирования процессов концентрации производства и капитала в фармацевтической индустрии Европейского союза. Анализ проводится на базе концепции совершенной конкуренции и гипотезе о неспособности больших рынков самостоятельно, без помощи регуляторов, обеспечивать высокое качество товаров и справедливые цены. Сделан вывод об усилении наднационального контроля фармацевтического рынка. Анализ документально подтвержден отчетами Европейской комиссии, обзорами решений Суда ЕС за последнее десятилетие, статистикой Евростата и ОЭСР.

Ключевые словаЕвропейский союз, единый внутренний рынок, фармацевтический рынок, совершенная конкуренция, конкурентная политика, Европейская комиссия, Суд ЕС
Получено28.03.2020
Дата публикации29.03.2020
Кол-во символов27944
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Согласно общепринятым представлениям, честная “совершенная” конкуренция предприятий способствует инновациям, экономии госрасходов, сдерживает рост цен. В теории такая конкуренция возникает при взаимодействии большого числа субъектов рынка, независимых друг от друга и не имеющих возможности оказывать значительное влияние на спрос и предложение. Она немыслима без совершенного рынка, который характеризуется открытостью и общедоступностью информации о ценах и ресурсах (см. подробнее [1]). На практике встает вопрос: дожидаться, пока совершенная конкурентная среда возникнет сама собой, или ее надо культивировать в интересах потребителей и экономического развития? Рассмотрим фактическую ситуацию на фармацевтическом рынке Европейского союза.
2

Конкуренция в ЕС

3 Послевоенная экономика Западной, а с конца 1990-х годов и Центральной Европы развивалась на основе теории социального рыночного хозяйства и конкурентного порядка. Первостепенное значение придавалось игре рыночных сил, свободному передвижению факторов экономической деятельности и ее результатов. При этом идеологи открытых рынков – Ф. Хайек, Л. Эрхард, В. Рëпке и др.– подчеркивали необходимость установления общих правил функционирования хозяйственного механизма (см. подробнее [2]). Практики европейской интеграции уделяли значительное внимание таким вопросам, как направления и масштабы регулирования поведения фирм на рынках. В соответствии с теорией М. Портера [3], регуляторы контролируют состояние межфирменной конкуренции, наличие товаров-заменителей или новых игроков, реакцию поставщиков и потребителей.
4 В ЕС был сделан выбор в пользу малозатратного регулирования, нацеленного на создание условий, близких совершенной конкуренции и совершенному рынку. Главный принцип при принятии государственных решений – обеспечение свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и труда. Функция регуляторов – облегчение доступа к рынку максимально большому числу хозяйствующих субъектов с целью активизации конкуренции.
5 Параметры единого внутреннего рынка Европейского союза (открытость для большого числа участников, взаимное признание национальных стандартов государств-членов и т.п.) задают весьма жесткие условия конкурентной борьбы, близкие к совершенной конкуренции. Ожидалось, что это выведет ЕС на лидирующие позиции в мировой экономике и обеспечит потребителям получение товаров надлежащего качества по справедливым ценам. Тем не менее европейцы не удовлетворены результатами работы своего рынка. Помимо отсутствия ожидаемых темпов и качественных характеристик экономического прогресса, официально отмечено множество фактов злонамеренных манипуляций со стороны отдельных участников общеевропейского рынка.
6 Вопрос соотношения рыночных свобод и регулирования фундаментально изучен в российской экономической литературе (см., например, [4, 5]). Подходы Евросоюза служат полезным руководством в том случае, когда Россия не имеет собственных аналогов. Однако уровень вмешательства наднациональных и национальных регуляторов в европейскую экономику видится недостаточным для обеспечения научно-технического прогресса, устойчивости роста и сбалансированности экономики.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1252

Оценка читателей: голосов 0

1. Стиглер Дж. Совершенная конкуренция: исторический ракурс. Вехи экономической мысли. Том 2. Теория фирмы. Санкт-Петербург, Экономическая школа, 2000, сс. 299-328. [Stigler G. Sovershennaya konkurentsiya: istoricheskii rakurs [Perfect competition: historical perspective]. Vekhi ekonomicheskoi mysli. Tom 2. Teoria firmy [Milestones of economic thought. Vol. 2. Theory of firm]. St. Petersburg, School of Economics, 2000, pp. 299-328.]

2. Хорн К.И. Социальное рыночное хозяйство. Все, что вам нужно знать о неолиберализме. Пер. с нем. Москва, “Весь мир”, 2017. 200 с. [Horn K.I. Social'noe rynochnoe hozyaistvo. Vse, chto vam nuzhno znat' o neoliberalizme [Social market economy. Everything you need to know about neoliberalism]. Moscow, “Ves' mir”, 2017. 200 p.]

3. Porter M.E. The Five Competitive Forces that Shape Strategy. Harvard Business Review, 2008, pp. 25-40.

4. Социальное рыночное хозяйство: концепции, практический опыт и перспективы применения в России. Нуреев Р.М., Латов Ю.В., Сидорина Т.Ю., ред. Москва, Изд. дом НИУ ВШЭ, 2007. 325 с. [Social'noe rynochnoe hozyajstvo: koncepcii, prakticheskij opyt i perspektivy primeneniya v Rossii [Social market economy: concepts, practical experience and prospects of application in Russia]. Nureev R.M., Latov Y.V., Sidorina T.U., еds. Moscow, Izd. dom HSE, 2007. 325 p.]

5. Примаков Е.М. Современная Россия и либерализм. Российская газета, № 291(5964), 17.12.2012. [Primakov E.M. Sovremennaya Rossiya i liberalizm [Contemporary Russia and Liberalism]. Rossiiskaya gazeta, no. 291(5964), 17.12.2012.]

6. Кондратьева Н.Б. Конкуренция в ЕС: экономика, политика, право. Доклады Института Европы РАН, сер. 248. Москва, 2009. 74 с. [Kondrat'eva N.B. Konkurentsiya v ES: ekonomika, politika, pravo [Competition in the EU: economy, politics and law]. Doklady Instituta Evropy RAN, ser. 248. Moscow, 2009. 74 p.].

7. Paemen D., Blondeel J. Appealing EU Cartel Decisions before the European Courts: Winning and Losing Arguments. Business Law International, 2017, vol. 18, no. 2, pp. 155-183.

8. Мамедьяров З.А. Инновационное развитие мировой фармацевтической отрасли. Москва, ИМЭМО РАН, 2019. 145 c. [Mamedyarov Z.A. Innovatsionnoe razvitie mirovoi farmatsevticheskoi otrasli [Innovative Development of the Global Pharmaceutical Industry]. Moscow, IMEMO, 2019. 145 p.]

9. Eurostat. Annual Detailed Enterprise Statistics for Industry (NACE Rev. 2, B-E), 2019. Available at: https://ec.europa.eu/eurostat/web/products-datasets/-/SBS_NA_IND_R2 (accessed 27.06.2019).

10. Eurostat. International Trade in Medicinal and Pharmaceutical Products, 2019. Available at: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/International_trade_in_medicinal_and_pharmaceutical_products (accessed 27.06.2019).

11. Eurostat. EU Trade since 1988 by SITC, 2019. Available at: https://data.europa.eu/euodp/en/data/dataset/PNtLrEMxMmcWouzaCbJSg (accessed 27.06.2019).

12. Verheugen G. Future Post-G10/Pharmaceutical Strategy. Available at: http://europa.eu/rapid/press-release_SPEECH-05-311_en.htm (accessed 27.06.2019).

13. Gambardella A., Orsenigo L., Pammolli F. Global Competitiveness in Pharmaceutical: A European Perspective, 2001. Avalable at: https://ec.europa.eu/docsroom/documents/2957/attachments/1/translations/en/renditions/pdf (accessed 27.06.2019).

14. Hancher L. The EU Pharmaceuticals Market: Parameters and Pathways. Health Systems Governance in Europe: The Role of EU Law and Policy. Mossialos E., Permanand G., Baeten R., Hervey T., eds. Cambridge, Cambridge University Press, 2010, pp. 635-682. Available at: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0004/138190/E94886_ch15.pdf (accessed 27.06.2019).

15. EFPIA. The Pharmaceutical Industry in Figures, 2018. Available at: https://efpia.eu/media/361960/efpia-pharmafigures2018_v07-hq.pdf (accessed 27.06.2019).

16. Hernández H., Grassano N., Tübke A., Potters L., Gkotsis P. and Vezzani A. The 2018 EU Industrial R&D Investment Scoreboard. Luxembourg, Publications Office of the European Union, 2018. Available at: http://iri.jrc.ec.europa.eu/documents/10180/346814f1-e2e0-4b48-9562-0cbb2ee7c601 (accessed 27.06.2019).

17. DiMasi J.A., Grabowski H.G., Hansen R.W. Innovation in the Pharmaceutical Industry: New Estimates of R&D Сosts. Journal of Health Economics, 2016, vol. 47, pp. 20-33.

18. MSF Access Campaign. R&D Cost Estimates – MSF Response to Tufts CSDD Study on Cost to Develop a New Drug, 2014. Available at: https://msfaccess.org/rd-cost-estimates-msf-response-tufts-csdd-study-cost-develop-new-drug (accessed 27.06.2019).

19. European Commission. Antitrust: Commission Fines Johnson & Johnson and Novartis € 16 Million for Delaying Market Entry of Generic Pain-Killer Fentanyl, 2013. Available at: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-13-1233_en.htm (accessed 27.06.2019).

20. European Commission. Antitrust: Commission Welcomes General Court Judgments Upholding Its Lundbeck Decision in First Pharma Pay-for-delay Case, 2016. Available at: http://europa.eu/rapid/press-release_MEMO-16-2994_en.htm (accessed 27.06.2019).

21. European Commission. Mergers: Commission Approves Acquisition of Allergan Generics by Teva, Subject to Conditions, 2016. Available at: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-16-727_en.pdf (accessed 27.06.2019).

22. European Commission. Mergers: Commission Approves Acquisition of Hospira by Pfizer, Subject to Conditions European Commission, 2015. Available at: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-15-5470_en.htm (accessed 27.06.2019).

23. OFT Accuses Reckitt Benckiser of Abusing Market Position. The Telegraph, 23.02.2010. Available at: https://www.telegraph.co.uk/finance/newsbysector/epic/rbdot/7297448/OFT-accuses-Reckitt-Benckiser-of-abusing-market-position.html (accessed 27.06.2019).

24. Autorité de la concurrence. The Autorité de la concurrence Fines Sanofi-Aventis a Total of €40.6 Million for Disparaging the Generic Versions of Plavix®, One of the World's Best-selling Medicines. 2013. Available at: http://ec.europa.eu/competition/ecn/brief/03_2013/fr_sanofi.pdf (accessed 27.06.2019).

25. CJEU. The Agreement between the Pharmaceutical Groups Roche and Novartis Designed to Reduce the Use of Avastin in Ophthalmologyand to Increase the Use of Lucentis Might Constitute a Restriction of Competition ‘by Object’, 2018. Available at: https://curia.europa.eu/jcms/upload/docs/application/pdf/2018-01/cp180006en.pdf (accessed 27.06.2019).

26. Report on Competition Enforcement in the Pharmaceutical Sector (2009-2017), 2019. Available at: http://ec.europa.eu/competition/sectors/pharmaceuticals/report2019/index.html (accessed 27.06.2019).

27. Directive (EU) 2019/1 of the European Parliament and of the Council to Empower the Competition Authorities of the Member States to be More Effective Enforcers and to Ensure the Proper Functioning of the Internal Market. Official Journal, L11, 2019.

28. Health, Demographic Change and Wellbeing. Horizon 2020: Work Programme 2018–2020, 2018. Available at: http://ec.europa.eu/research/participants/data/ref/h2020/wp/2018-2020/main/h2020-wp1820-health_en.pdf (accessed 27.06.2019.

29. European Commission. Fines for Breaking EU Competition Law, 2011. Available at: http://ec.europa.eu/competition/cartels/overview/factsheet_fines_en.pdf (accessed 27.06.2019).

30. CJEU. The General Court Annuls in Part the European Commission’s Decision Finding the Existence of Restrictive Agreements and an Abuse of a Dominant Position on the Market for Perindopril, a Medicine Used to Treat Hypertension and Heart Failure, 2018. Available at: https://curia.europa.eu/jcms/upload/docs/application/pdf/2018-12/cp180194en.pdf (accessed 27.06.2019).

31. European Commission. Antitrust: Commission Fines Servier and Five Generic Companies for Curbing Entry of Cheaper Versions of Cardiovascular Medicine, 2014. Available at: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-14-799_en.htm (accessed 27.06.2019)

32. CMA Fines Pfizer and Flynn £90 Million for Drug Price Hike to NHS, 2016. Available at: https://www.gov.uk/government/news/cma-fines-pfizer-and-flynn-90-million-for-drug-price-hike-to-nhs (accessed 27.06.2019).

33. Competition Appeal Tribunal. Judgment Summary: 1275/1/12/17, 1276/1/12/17. 2018. Available at: https://www.catribunal.org.uk/index.php/judgments/127511217-127611217-flynn-pharma-ltd-and-flynn-pharma-holdings-pfizer-inc-and-pfizer-0 (accessed 27.06.2019).

34. Pfizer Inc. and Pfizer Limited v Competition and Markets Authority. Available at: https://www.catribunal.org.uk/cases/127611217-pfizer-inc-and-pfizer-limited (accessed 27.06.2019).

35. European Commission, Case AT.39226 – Lundbeck, decision of 19 June 2013. Available at: http://ec.europa.eu/competition/antitrust/cases/dec_docs/39226/39226_8310_11.pdf (accessed 27.06.2019).

36. Siragusa M. Overview and Critical Analysis of the Main Developments in European Antitrust Practice and Case Law. Italian Antitrust Review, 2017, no. 2, pp. 9-36.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх