Цивилизационное измерение современного мирового развития: проблемы и подходы

 
Код статьиS013122270008854-0-1
DOI10.20542/0131-2227-2020-64-1-82-90
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт Африки РАН
Адрес: РФ, 123001 Москва, ул. Спиридоновка, 30/1
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 64 Выпуск №1
Страницы82-90
Аннотация

Статья посвящена проблеме цивилизационных перспектив и альтернатив современного мирового развития. С позиций современной цивилизационной теории поставлена задача разграничить противоположные по своему культурно-историческому содержанию и значению глобальные тренды этого развития: сохранение мировыми цивилизациями высших духовных принципов регуляции общественных изменений, с одной стороны, и ослабление, подрыв этих принципов – с другой. В первых двух разделах статьи автор анализирует опыт изучения этой проблематики в философских, социологических и политических исследованиях, ставит вопрос о социальных издержках, деструктивных процессах и явлениях глобализации, противоречащих морально-этическому наследию мировых цивилизаций (распространение коррупции, обычной и организованной преступности, терроризма, упадок высокой культуры). В последнем разделе исследуются цивилизационные (культурно-гуманитарные) риски современного мирового развития, обусловленные разрушением цивилизационных рамок социальной и международной стабильности, единства и устойчивости общества.

Ключевые словаглобализация, глобальная массовая культура, мировой порядок, цивилизационные тренды и перспективы мирового развития, мировые цивилизационные сети, цивилизационные риски мирового развития, кризис мирового порядка, параллельные общества
Источник финансированияИсследование финансируется РНФ в рамках научного проекта № 19-18-0054 «Трансформации глобального конфессионального геопространства: феномен "параллельных" обществ в системе международно-политических отношений».
Получено17.03.2020
Дата публикации23.03.2020
Кол-во символов34417
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Начало нового тысячелетия отмечено глубокими, качественными изменениями в условиях и содержании мирового развития. Лейтмотивом мировых изменений становится глобальный переход к новому состоянию человеческого бытия, к реалиям нового мира и миропорядка, которые не имеют аналогов в историческом опыте человечества и делают неопределенным будущий мир. Ощущение глобального перехода в неизвестное все шире входит в общественное сознание, влияя на массовые настроения и ожидания. О неопределенности мирового развития говорит и обилие концептов, характеризующих содержание и перспективы глобального перехода: глобализация/фрагментация мира, постэкономическая эпоха (переход к информационному обществу, экономике знаний), геоэкономический мир, социальный постмодерн (индивидуализированное общество), мировой хаос и т.д.
2 Проблема содержания и перспектив глобального перехода к новому типу общественных систем и миропорядка имеет и глубокий цивилизационный контекст. Мы становимся свидетелями перелома в длительном и почти непрерывном развитии человеческой цивилизации. Однако определить однозначно этот контекст непросто: надо учитывать полисемантичность самого понятия “цивилизация”; в разнообразии смыслов и значений этого понятия проявляются длительная история развития исторической и культурной философии, широкий спектр трактовок концепта цивилизация/цивилизации. Цивилизационный подход представлен множеством исторических и социально-культурных теорий, вбирающих в себя не только различные представления о степени единства мирового исторического процесса, но и разные модели, идеалы самого научного знания. Цивилизация определяется и как стадия прогрессивного развития общества, противопоставляемая ранним стадиям эволюции человечества и общества (классические теории цивилизационного развития); и как образец сложной социокультурной системы, отрицающей архаику и одновременно накапливающей и сохраняющей разные пласты истории (неоклассический подход); и как уникальное и дискретное культурно-историческое образование (культурно-исторический тип или культурно-историческая общность), которое характеризуется наличием универсальных (надлокальных) ценностей и получает законченное выражение в духовно-культурном устройстве мировых религий (неклассический подход); и как взаимодействие (диалог/конкуренция) альтернативных культурно-исторических моделей (проектов) мирового развития, в котором на первый план выдвигается выбор вариантов оптимального будущего своей страны, региона, человечества в целом (постнеклассические теории связанной или перекрестной истории цивилизаций). Смыслы и значения всех этих теорий невозможно уложить в одну модель, парадигму, образ истории, они отражают разные этапы развития научного знания, а в этих рамках и разные идеалы, ценности, установки знания исторического.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 853

Оценка читателей: голосов 0

1. Berger P.L., Huntington S.P., eds. Many Globalization: Cultural Diversity in the Contemporary World. Oxford, Oxford University Press, 2002. 374 p.

2. Bauman Z. The Individualized Society. Cambridge, Polity Press, 2001. 272 p.

3. Капица Л.М. Почему молодежь идет под знамена ИГИЛ. [Kapitsa L.M. Pochemu molodezh' idet pod znamena IGIL [Why does youth go under the banner of the Islamic State of Iraq and the Levant?] Available at: https://mgimo.ru/about/news/experts/pochemu-molodezh-idet-pod-znamena-igil/ (accessed 11.11.2015).

4. Benhabib S. The Claims of Culture: Equality and Diversity in the Global Era. Princeton (NY), Princeton University Press, 2002. 245 p.

5. Хорос В.Г., Красильщиков В.А., отв. ред. Постиндустриальный мир и Россия. Москва, Эдиториал УРСС, 2000. 616 c. [Khoros V.G., Krasil'shchikov V.A., eds. Postindustrial'nyi mir i Rossiya [Post-industrial world and Russia]. Moscow, Editorial URSS Publ., 2000. 616 p.]

6. Zolo D. Democracy and Complexity: A Realist Approach. Oxford, Polity Press, 1992. 220 p.

7. Ерасов Б.С. Цивилизации: Универсалии и самобытность. Москва, Наука, 2002. 524 с. [Erasov B.S. Tsivilizatsii: Universalii i samobytnost’ [Civilizations: Universals and the Identity]. Moscow, Nauka Publ., 2002. 524 p.]

8. Неменский О. Соблазн мультикультурализма. Вопросы национализма, 2011, № 8, cc. 50-65. [Nemenskiy O. Soblazn mutikulturalizma [The Temptation of Multiculturalism]. Issues of Nationalism, 2011, no. 8, pp. 50-65.]

9. Неклесса А.И., отв. ред. Глобальное сообщество: Картография постсовременного Мира. Москва, Восточная литература, 2002. 463 с. [Neklessa A.I., ed. Global'noe soobshchestvo: Kartografiya postsovremennogo Mira [Global Сommunity: Mapping of Post Modern World]. Moscow, Vostochnaya literature Publ.. 2002. 463 p.]

10. Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация: Научное издание. Москва, Academia – Наука, 1999. 724 с. [Inozemtsev V.L. Raskolotaya tsivilizatsiya: Nauchnoe izdanie [The Split Civilization: Scientific Edition]. Moscow, Academia – Nauka Publ., 1999. 724 p.]

11. Горшков М.К., отв. ред. Россия реформирующаяся. Вып. 12: ежегодник. Москва, Новый хронограф, 2013. 524 c. [Gorshkov M.K, ed. Rossiya reformiruyushchayasya. Vyp. 12: ezhegodnik [The Reforming Russia. Is. 12: Yearbook]. Moscow, Novyi khronograf Publ., 2013. 524 p.]

12. Сайко Э.В. Субъект во времени социального бытия. Историческое выполнение пространственно-временного континуума. Москва, Наука, 2006. 598 с. [Saiko E.V. Sub’ekt vo vremeni sotsial'nogo bytiya. Istoricheskoe vypolnenie prostranstvenno-vremennogo kontinuuma [The Subject in the Time of Social Existence. Historical Performance Space-Time Continuum]. Moscow, Nauka Publ., 2006. 598 p.]

13. Хачатурян В.М. “Вторая жизнь архаики”: архаизующие тенденции в цивилизационном процессе. Москва, Academia, 2009. 292 c. [Khachaturyan V.M. “Vtoraya zhizn' arkhaiki”: arkhaizuyushchie tendentsii v tsivilizatsionnom protsesse [“The Second Life of the Archaic”: Archaic Trends in the Civilizational process]. Moscow, Academia Publ., 2009. 292 p.]

14. Мотрошилова Н.В. Цивилизация и варварство в современную эпоху. Москва, Институт философии РАН, 2007. 272 с. [Motroshilova N.V. Tsivilizatsiya i varvarstvo v sovremennuyu epokhu [The Civilization and barbarism in the modern era]. Moscow, Institut filosofii RAN, 2007. 272 p.]

15. Huntington, Samuel P. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order. New York, Simon and Schuster, 1996. 367 p.

16. Гордон А.В. Цивилизация Нового времени между мир-культурой и культурным ареалом (Европа и Азия в XVII–XX вв.). Научно-аналитический обзор. Москва, ИНИОН РАН, 1998. 130 с. [Gordon A.V. Tsivilizatsiya Novogo vremeni mezhdu mir-kul'turoi i kul'turnym arealom (Evropa i Aziya v XVII–XX vv.) [The Civilization of the New Тime between the World-Culture and Cultural Area (Europe and Asia in the XVII–XX Centuries.)]. Scientific and analytical review. Moscow, INION RAN, 1998. 130 p.]

17. Braudel F. La Mediterranne et le Monde mediterraneen a l’epoque de Phillipe II. Vol. I. Paris, Armand Colin, 1949. 755 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх