Корейский кризис и региональные процессы в Северо-Восточной Азии

 
Код статьиS013122270008850-6-1
DOI10.20542/0131-2227-2020-64-1-46-55
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН
РЭУ им. Г.В. Плеханова
Адрес: РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 64 Выпуск №1
Страницы46-55
Аннотация

Статья посвящена анализу последствий создания КНДР ракетно-ядерного потенциала и связанной с этим активизации северокорейской дипломатии в Северо-Восточной Азии (СВА). Исследуются внешнеполитические аспекты начавшегося транзита тоталитарного режима в Северной Корее. Оценивается модификация политики Сеула в отношении Пхеньяна, отмечаются новые подходы южнокорейского руководства к перспективам развития межкорейских связей. Рассматривается реакция США, Китая, России и Япония на новую ситуацию, сложившуюся на Корейском полуострове и в СВА. Характеризуются факторы, предопределившие активизацию политических процессов в регионе, в том числе отмечается роль национализма в определении долгосрочных внешнеполитических приоритетов региональных держав.

Ключевые словаСВА, Китай, США, Республика Корея, КНДР, Япония, Россия, корейский кризис, внешнеполитическая стратегия, национализм
Получено17.03.2020
Дата публикации23.03.2020
Кол-во символов39755
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Стремление Пхеньяна к обладанию ракетно-ядерным потенциалом традиционно объяснялось наличием внешней угрозы КНДР на фоне сохранения старых, не развязанных узлов, оставшихся на Корейском полуострове в наследие от холодной войны. Между тем вызвавший в 2016–2017 гг. широкий международный резонанс “северокорейский атомный проект” в большей мере выступает индикатором новых тенденций на национальном и региональном уровнях в условиях кризиса северокорейской государственности и существующих в Северо-Восточной Азии (СВА) институтов безопасности. В основе противоречивости разворачивающихся в СВА процессов лежит столкновение противоположных трендов: усиление экономического взаимодействия и в то же время многообразное проявление соперничества региональных держав (так называемый Азиатский парадокс), озабоченность каждой из сторон наличием нерешенных проблем обеспечения региональной безопасности и одновременно сохранение низкого уровня доверия к политике партнеров (и даже союзников), глобальный характер приоритетов государств СВА и проявление в их действиях влияния национализма. В конечном итоге все это приводит к обострению региональных противоречий, нараставших на протяжении второго десятилетия XXI в. От того, удастся ли смягчить в СВА атмосферу соперничества и снизить политические риски, развивая потенциал креативного взаимодействия, или противостояния перерастут в какую-либо форму конфликтов, каковы будут последствия растущих внешнеполитических возможностей ряда стран, во многом зависит не только региональная, но и глобальная повестка дня.
2

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ТРАНЗИТА КНДР

3 На протяжении свыше 40 лет до начала 1990-х годов КНДР характеризовалась жесткой тоталитарной системой регулирования социально-экономических и политических процессов. Она базировалась на репрессивном механизме, гарантирующем сохранение власти правящего режима в условиях политической закрытости страны и административной экономики, опиравшейся на финансовое и технологическое содействие СССР, социалистических стран Восточной Европы и КНР.
4 Лишившись большей части внешней поддержки после 1991 г., северокорейское государство смогло просуществовать в своем неизменном ортодоксальном виде еще почти два десятилетия, после чего стало очевидной не только невозможность обеспечить социально-экономическое развитие страны, но правящему в Пхеньяне режиму пришлось столкнуться с исчерпанием ресурсов для поддержания минимального жизнеобеспечения общества.
5 В условиях неспособности правящих кругов инициировать рыночные реформы, сопоставимые по своему характеру и масштабу преобразованиям, развернувшимся в Китае и Вьетнаме, в КНДР началось разложение существовавшей системы управления экономикой, за исключением оборонной индустрии. Поскольку в данных обстоятельствах административные рычаги контроля, подавления и принуждения к труду были ослаблены или деформированы, а адекватные управленческие и правовые механизмы перехода к рынку не были созданы, все категории северокорейской бюрократии (в том числе партийная, правительственная и военно-силовая), а также пользующиеся ее покровительством коммерчески активные группы на местах, стали брать под свой контроль предприятия (формально государственные) практически во всех отраслях промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли и сферы услуг. Тем самым, в стране формировались симбиоз административного управления и коммерческой деятельности на основе тотальной коррупции и квазирыночных отношений.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 942

Оценка читателей: голосов 0

1. Михеев В.В., Федоровский А.Н., ред. Кризис и новая повестка дня для Корейского полуострова и региональных держав. Москва, ИМЭМО РАН, 2018. 69 с. [Mikheev V.V., Fedorovskii A.N., eds. Krizis i novaya povestka dnya dlya Koreiskogo poluostrova i regional'nykh derzhav [Crisis and New Political Agenda for the Korean Peninsula and the Regional Powers]. Moscow, IMEMO, 2018. 69 p.]

2. DPR Korea: Needs and Priorities. March 2019. UN Humanitarian Country Team and partners. Available at: https://www.undp.org/content/dam/unct/dprk/docs/DPRK_NP_2019_Final.pdf (accessed 11.07.2019).

3. Захарова Л.В. Современная экономика КНДР и перспективы ее трансформации. Проблемы Дальнего Востока, 2019, № 2, сс. 91-103. [Zakharova L.V. Sovremennaya ekonomika KNDR i perspektivy eyo transformatsii [Modern Economy of the DPRK and the Prospects for its Transformation]. Problemy Dal'nego Vostoka, 2019, no. 2, pp. 91-103.]

4. Trade Map. International Trade Statistics. Available at: https://www.trademap.org/tradestat (accessed 11.07.2019).

5. Moon Says “New Order” Being Formed on Korean Peninsula. Korea Herald, October 8, 2018. Available at: http://www.koreaherald.com/view.php?ud=20181008000554 (accessed 11.05.2019).

6. Moon Jae-in’s Policy on the Korean Peninsula. A Peninsula of Peace and Prosperity. Seoul, Ministry of Unification, 2018. 35 p.

7. Evans G. Australia and South Korea. Strengthening Middle-Power Bonds. Global Asia, 2018, vol. 13, no. 2, pp. 74-80.

8. Snyder S.A. South Korea at the Crossroads. Autonomy and Alliance in Era of Rival Powers. New York, Columbia University Press, 2018. 355 p.

9. Давыдов О.В. Д. Трамп и Ким Чен Ын провели внеплановую встречу в Пханмунджоме. [Davydov O.V. D. Trump i Kim Jong-un proveli vneplanovuyu vstrechu v Panmundzhome [D. Trump and Kim Jong-un held an Unscheduled Meeting in Panmunjom]. Available at: https://www.imemo.ru/index.php?page_id=502&id=5172 (accessed 11.07.2019).

10. Федоровский А. Кризис лидерства и стагнация мегапроектов в АТР: последствия для России. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право, 2019, т. 12, № 1, сс. 6-25. [Fedorovsky A. Krizis liderstva i stagnatsiya megaproektov v ATR: posledstviya dlya Rossii [Crisis of Regional Leadership and Stagnation of Mega-projects in Asia-Pacific: Consequences for Russia]. Kontury global'nykh transformatsii: politika, ekonomika, pravo, 2019, vol.12, no. 1, pp. 6-25.]

11. Shesgreen D. Trump Touts North Korea Economic Potential. Experts Say it’s an Investor’s ‘Nightmare’. USA Today, 25.02.2019. Available at: https://www.usatoday.com/story/news/2019/02/25/north-korea-economy-terrible-place-do-business-report-trump-kim-verisk/2928025002/ (accessed 11.07.2019).

12. Денисов В.И., Пятачкова А.С. Будущее Корейского полуострова: актуальные проблемы и возможные решения. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право, 2019, т. 12, № 1, сс. 86-99. [Denisov V.I., Pyatachkova A.S. Budushchee Koreiskogo poluostrova: aktual'nye problemy i vozmozhnye resheniya [The Future of the Korean Peninsula: Topical Issues and Possible Solutions]. Kontury global'nykh transformatsii: politika, ekonomika, pravo, 2019, vol.12, no. 1, pp. 86-99.]

13. Harris G. Trump has only sticks, no carrots. NYT, International Edition, November 12, 2018. Available at: https://www.nytimes.com/2018/11/09/sunday-review/trump-sanctions-iran-foreign-policy.html (accessed 11.07.2019).

14. Ock Hyun-ju. Democrat-controlled House could slow Trump’s North Korea diplomacy: experts. The Korea Herald, 07.11.2018. Available at: http://www.koreaherald.com/view.php?ud=20181107000822 (accessed 11.07.2019).

15. Foreign Minister Sergey Lavrov’s statement at a joint news conference following talks with Foreign Minister of the Republic of Korea Kang Kyung-wha. Moscow, June 17, 2019. Available at: http://www.mid.ru/web/guest/meropriyatiya_s_uchastiem_ministra/-/asset_publisher/xK1BhB2bUjd3/content/id/3686129?p_p_id=101_INSTANCE_xK1BhB2bUjd3&_101_INSTANCE_xK1BhB2bUjd3_languageId=en_GB (accessed 11.07.2019).

16. Manning R.A. Techno-Nationalism vs. the 4th Industrial Revolution. Global Asia, 2019, vol. 14, no. 1, pp. 14-29.

17. Kim Taehwan. The Resurgence of Nationalism and Its Implications for Korea. IFANS FOCUS, May 14, 2019, pp.1-6.

18. Коуз Р., Нин Ван. Как Китай стал капиталистическим. Москва, Новое издательство, 2016. 384 с. [Coase R., Ning Wang. Kak Kitai stal kapitalisticheskim [How China Became Capitalist]. Moscow, Novoe izdatel'stvo, 2016. 384 p.]

19. Нгуен Тхи Фыонг Хоа. Рост “мягкой силы” Китая в свете “выхода вовне”. “Мягкая сила” в отношениях Китая с внешним миром. Москва, ИДВ РАН, 2015, cc. 185-205. [Nguen Tkhi Fyong Khoa. Rost “myagkoi sily” Kitaya v svete “vykhoda vovne” [The Rise of China’s Soft Power as a Part of the ‘Go to the Outside’ Strategy]. “Myagkaya sila” v otnosheniyakh Kitaya s vneshnim mirom [Soft Power in China's Relations with the Outside World]. Moscow, IDV RAS, 2015, pp. 184-206.]

20. Рогожина Н.Г., Рогожин А.А. Экономическое присутствие Китая в Юго-Восточной Азии – условие проведения политики “мягкой силы”. Мировая экономика и международные отношения, 2019, т. 63, № 4, сс.40-49. [Rogozhina N.G., Rogozhin A.A. Ekonomicheskoe prisutstvie Kitaya v Yugo-Vostochnoi Azii – uslovie provedeniya politiki “myagkoi sily” [Economic Presence of China in Southeast Asia as a Condition for Promoting “Soft Power” Policy]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2019, vol. 63, no. 4, pp. 40-49.] DOI:10.20542/0131-2227-2019-63-4-40-49

21. Титаренко М.Л. Геополитическое значение региона Дальнего Востока. Россия, Китай и другие страны Азии. Москва, Памятники исторической мысли, 2008. 624 с. [Titarenko M.L. Geopoliticheskoe znachenie regiona Dal'nego Vostoka. Rossiya, Kitai i drugie strany Azii [Geopolitical Significance of the Far East Region. Russia, China and other Asian Countries]. Moscow, Pamyatniki istoricheskoi mysli, 2008. 624 p.]

22. Zheng Yongnian, Pan Rongfang. From Defensive to Aggressive Strategies: The Evolution of Economic Nationalism in China. Globalization and Economic Nationalism in Asia. Anthony P. D’Costa, ed. Oxford, Oxford University Press, 2012, pp. 84-108.

23. Барановский В.Г. Новый миропорядок: преодоление старого или его трансформация? Мировая экономика и международные отношения, 2019, т. 63, № 5, сс. 7-23. [Baranovsky V.G. Novyi miroporyadok: preodolenie starogo ili ego transformatsiya? [New International Order. Overcoming or Transforming the Existing Pattern?] Mirovaya ekonomika I mezhdunarodnye otnosheniya, 2019, vol. 63, no. 5, pp. 7-23.] DOI:10.20542/0131-2227-2019-63-5-7-23

Система Orphus

Загрузка...
Вверх