Глобальная транспортно-логистическая инфраструктура

 
Код статьиS013122270008386-5-1
DOI10.20542/0131-2227-2020-64-1-5-14
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН
Адрес: РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 64 Выпуск №1
Страницы5-14
Аннотация

В статье рассматриваются ключевые аспекты развития мировой транспортно-логистической инфраструктуры в условиях глобализации. Классифицированы внешние и внутренние факторы наблюдавшегося в последние десятилетия бурного развития транспорта и инфраструктуры. Показано, что феномены глобализации и контейнеризации привели к повышению значимости морских портов как опоры международной торговли и глобальных производственно-сбытовых цепочек в трансконтинентальных направлениях. Особое внимание уделено обзору трансконтинентальной торговли товарами промышленности в треугольнике Европа–Азия–Северная Америка. Дан анализ инвестиционных процессов в транспортно-логистической инфраструктуре развитых и развивающихся стран. Сделан вывод, что, несмотря на моральное старение транспортной инфраструктуры в развитых странах, особых проблем с ее функционированием у них пока не наблюдается.

Ключевые словатранспорт, логистика, инфраструктура, глобализация, контейнеризация, международная торговля, обрабатывающая промышленность, инвестиции
Получено17.03.2020
Дата публикации23.03.2020
Кол-во символов34546
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Глобализация и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) дали мощный толчок развитию многих отраслей и сфер экономики. К числу таких отраслей относится транспортный комплекс и соответствующая ему инфраструктура. Причем речь идет не только о количественных, но и о качественных показателях, характеризующих функционирование этого комплекса, а также о новых транспортных услугах и сервисах: контейнерных перевозках, логистике, сюрвейерных и прочих сопутствующих услугах.
2 Во многом современное состояние и перспективы развития глобальной транспортной инфраструктуры определяются динамикой и структурой международной торговли, а также технологическим прогрессом, происходящим в самом транспортном комплексе и его отдельных отраслях. Важнейшую роль в этом играют правительства, финансирующие инфраструктурные проекты на различных условиях (бюджет, софинансирование, льготное кредитование, государственно-частное партнерство и т.д.), поскольку в большинстве стран инфраструктура находится в их собственности или непосредственной ответственности.
3

Драйверы и тренды

4 По мере усиления и расширения процессов глобализации значение транспортного комплекса в развитии мировой экономики неуклонно возрастало. Связано это с действием как внутренних, так и внешних по отношению к транспорту факторов и условий, укладывающихся в концепцию глобализации или вытекающих из нее.
5 Главным макроэкономическим фактором, определившим высокую динамику развития всех видов транспорта и сопутствующей им инфраструктуры, выступал последние десятилетия опережающий рост международной торговли и особенно продукцией обрабатывающей промышленности в сравнении с другими показателями мировой экономики и производства. В международный торговый оборот товаров и коммерческих услуг в настоящее время вовлечено около 20% производимой в мире продукции1. В 1990 г. показатель составлял 13.7%2. 1. Оценка автора, основанная на следующих данных: мировой ВВП 2017 г. по валютному курсу – 80 трлн долл. [1, с. 18]; мировой экспорт 2017 г. – 23 трлн долл. США [2, р. 27]; чистая стоимость глобальной внешней торговли – 72% ее значения по валовой стоимости [3, p. 4]. В расчете использованы данные ВВП по валютному курсу, а не по паритету покупательной способности валют (ППС), так как совершение внешнеторговых сделок их участниками привязывается к курсу валют, а не к ППС. Пересчет валовых показателей мировой торговли по чистой стоимости произведен на основе данных ЮНКТАД. Однако в любом случае полученное значение нельзя признать полностью корректным и “чистым” в экономическом смысле – соотношение мирового экспорта и ВВП не имеет экономической интерпретации, так как экспорт не является агрегатом ВВП: в ВВП входит не экспорт, а сальдо экспорта-импорта, а соответственно доля экспорта в ВВП не может быть рассчитана ни по какой методике.

2. Оценка получена автором на основе следующих данных: объем валовой внешней торговли – 4.3 трлн долл. [4] или по чистой стоимости – 3.1 трлн долл.; мировой ВВП по валютному курсу 22.6 трлн долл. [5].
6 Объем мировой торговли продукцией обрабатывающей промышленности3 в 2017 г. составил 11.4 трлн долл. (данные ВТО). В том числе в межконтинентальных направлениях – 4.5 трлн долл. (39.5% всей мировой торговли продукцией этой отрасли). 3. В данной статье в основном анализируются внешнеторговые потоки продукции обрабатывающей промышленности. Стоимостное выражение экспортно-импортных операций добывающих отраслей (нефть, нефтепродукты, газ, минеральное сырье и пр.) имеет высокую волатильность, что приводит к искажениям объективно складывающихся трендов мировой торговли товарами. По этой же причине для транспортного комплекса, когда это возможно, используются динамические ряды в натуральных, а не стоимостных показателях.
7 Основные потоки продукции обрабатывающей промышленности между странами идут внутри трех регионов мира – Европы, Азии и Северной Америки и составляют в настоящее время примерно 58% объема ее мировой торговли (табл. 1).
8 По каналам межконтинентальной торговли в треугольнике Азия–Европа–Северная Америка в 2017 г. прошло товаров на сумму 3.6 трлн долл. На этих трех главных глобальных направлениях реализуется почти треть общего объема внешней торговли продукцией обрабатывающей промышленности.
9 Наряду с международной торговлей к числу внешних детерминант, обусловивших высокие темпы развития транспортного комплекса, относятся также углубление международного разделения труда и фрагментация производства, повышение темпов обновления основных фондов, снижение длительности жизненного цикла потребительских товаров, рост мобильности населения.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1358

Оценка читателей: голосов 0

1. Россия и мир: 2019. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз. Рук. проекта: А.А. Дынкин, В.Г. Барановский. Москва, ИМЭМО РАН, 2018. 170 с. [Rossiya i mir: 2019. Ekonomika i vneshnyaya politika. Ezhegodnyi prognoz [Russia and the World: 2019. Annual forecast: economy and foreign policy]. Project leads Dynkin A.A., Baranovsky V.G. Moscow, IMEMO, 2018. 170 p.]

2. World Trade Statistical Review 2018. Geneva, WTO. 2018. Available at: https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/wts2018_e/wts2018_e.pdf (accessed 04.02.2019).

3. Global Value Chains and Development: Investment and Value Added Trade in Global Economy. A Preliminary Analysis. Geneva, UNCTAD. 2013. 32 p. Available at: http://unctad.org/en/publicationslibrary/diae2013d1_en.pdf (accessed 04.02.2019).

4. Total Trade in Goods and Services. Exports and Imports of Goods and Services, Annual, 1980–2013. Available at: http://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx?ReportId=25116 (accessed 04.02.2019).

5. World Bank National Accounts Data. GDP (current US$). Available at: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD (accessed 04.02.2019).

6. Heins M.W. The Shipping Container and the Globalization of American Infrastructure. Ann Arbor, University of Michigan. 2013. 312 р. Available at: https://deepblue.lib.umich.edu/bitstream/handle/2027.42/102480/mheins_1.pdf (accessed 04.02.2019).

7. The Review of Maritime Transport 2018. Geneva, UNCTAD. 2018. 102 p. Available at: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/rmt2018_en.pdf (accessed 04.02.2019).

8. 2015 Status of the Nation’s Highways, Bridges, and Transit: Conditions and Performance. Report to Congress. U.S.DoT, FHWA, FTA, 2016. 544 р. Available at: https://www.fhwa.dot.gov/policy/2010cpr/pdfs/cp2010.pdf (accessed 04.02.2019).

9. ITF Transport Outlook 2013: Funding Transport. Paris, OECD/ITF, 2013. 60 р. Available at: https://www.oecd-ilibrary.org/transport/itf-transport-outlook-2013_9789282103937-en (accessed 04.02.2019).

10. Spending on Transport Infrastructure 1995-2011: Trends, Policies, Data. Paris, OECD, May 2013. 56 р. Available at: https://www.itf-oecd.org/sites/default/files/docs/13spendingtrends.pdf (accessed 04.02.2019).

11. 2010 Status of the Nation’s Highways, Bridges, and Transit: Conditions and Performance. Report to Congress. U.S.DoT, FHWA, FTA, 2012. Available at: https://www.fhwa.dot.gov/policy/2010cpr/pdfs/cp2010.pdf (accessed 04.02.2019).

12. ITF Transport Outlook 2017. OECD Publishing, Paris. 2017. 221 р. Available at: https://www.oecd-ilibrary.org/transport/itf-transport-outlook-2017_9789282108000-en (accessed 04.02.2019). DOI:doi.org/10.1787/9789282108000-en

13. Total Inland Transport Infrastructure Investment per GDP. OECD.Stat. Available at: https://stats.oecd.org/ (accessed 04.02.2019).

14. Analysis of the National Infrastructure and Construction Pipeline. Infrastructure and Projects Authority (UK), 28 November 2018. 67 p. Available at: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/759222/CCS207_CCS1118987248-001_National_Infrastructure_and_Construction_Pipeline_2018_Accessible.pdf (accessed 04.02.2019).

15. Legislative Outline for Rebuilding Infrastructure in America. Washington, The White House, 2018. 53 p. Available at: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2018/02/INFRASTRUCTURE-211.pdf (accessed 04.02.2019).

16. Strategic Transport Infrastructure Needs to 2030. Paris, OECD, 2012. 248 p. Available at: https://www.oecd-ilibrary.org/content/publication/9789264114425-en (accessed 04.02.2019).

17. Capacity to Grow: Transport Infrastructure Needs for Future Trade Growth. Paris, OECD/ITF, 2016. 47 р. Available at: https://www.itf-oecd.org/sites/default/files/docs/future-growth-transport-infrastructure.pdf (accessed 04.02.2019).

18. Worldwide Market Forecast 2018-2037. Tokyo, Japan Aircraft Development Corporation, March 2018. 108 р. Available at: http://www.jadc.jp/files/topics/140_ext_01_en_0.pdf (accessed 04.02.2019).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх