Государства Ближнего Востока в поисках внешнеполитической идентичности

 
Код статьиS013122270006841-6-1
DOI10.20542/0131-2227-2019-63-9-93-103
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Должность: н.с.
Аффилиация:
ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Европейский Университет в Санкт-Петербурге
Адрес: РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 63 Выпуск №9
Страницы93-103
Аннотация

В статье рассматриваются процессы поиска внешнеполитической идентичности в ближневосточных государствах – Турции, Иране и Саудовской Аравии, претендующих на лидерство в регионе и активно использующих внешнюю политику для подтверждения своего статуса. На Ближнем Востоке внешнеполитический процесс испытывает сильное влияние неформальных институтов. Традиции, религия, историческая память оказывают определяющее воздействие на представления государств о собственной значимости, о врагах и партнерах, об имеющихся ресурсах.

Ключевые словавнешняя политика, самопозиционирование, Турция, Иран, Саудовская Аравия, внешнеполитическая идентичность
Получено26.09.2019
Дата публикации26.09.2019
Кол-во символов39788
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Политика не есть искусство возможного; политика искусство невозможного. Вацлав Гавел
2 Внешняя политика государств и факторы, влияющие на ее формирование и практическое воплощение, давно находятся в поле зрения исследователей международных отношений. Достаточно разработаны в теоретическом и прикладном плане процессы принятия внешнеполитических решений, их институциональные (международный и внутригосударственный) и неинституциональные уровни, включая индивидуальный, то есть поведение отдельных людей и лидеров.
3 Внешнеполитический процесс зависит от наличия формальных и неформальных институтов. Под неформальными институтами американский ученый-экономист Дуглас Норт понимал культурно-цивилизационные особенности обществ. По мнению Д. Норта, неформальные (неписаные) кодексы поведения, обычаи и традиции могут служить эффективной заменой формальных институтов [1, с. 79]. Этот вывод относится ко всем государствам как главным акторам международных отношений, в которых в зависимости от уровня политической модернизации, от степени традиционности обществ неформальные институты могут менять свою роль в сторону увеличения или сокращения.
4 На Ближнем Востоке обычаи, традиции, религия, историческая память в определяющей степени оказывают воздействие на представления государств о собственной международной значимости, о соперниках и врагах, об имеющихся возможностях продвижения своего влияния. При недостаточно развитой или отсутствующей независимой экспертизе, а также системе сдержек и противовесов, помогающих формировать эффективную внешнеполитическую стратегию, неформальные институты успешно конкурируют с формальными.
5 Самопозиционирование государств на международной арене всегда связано с представлениями индивидуумов и обществ о себе, своей особости и отличиях от “других”, которые позволяют им выглядеть особенно заметно и значимо. Как справедливо отмечал российский исследователь С.В. Чугров, самоощущение и самосознание членов общества “включает в себя свойственное им коллективное бессознательное в виде специфических архетипов и врожденных образов и выражается в особом политическом мировосприятии, основанном на долгоживущих, устойчивых самоидентификациях по отношению к иным социокультурным и национально-этническим группам; это часть самосознания и самоощущения общества, которая относится к проблематике международных отношений и, в частности, к политической самоидентификации по отношению к окружающему миру” [2, с. 56].
6 Анализ процессов формирования самоидентификации государства как субъекта мировой политики будет неполным без учета идентичности, определяющей принадлежность индивидуума к определенной этнокультурной группе и к государству в целом, если такого рода идентификация успела сформироваться. Множественные идентичности – наиболее распространенная форма: для индивидуума они выстраиваются в определенной иерархии, отражая наиболее значимые для него связи и зависимости. Трансляция идентичностей во внешнюю политику может придавать ей принятые в данном культурном пространстве черты – жесткость реакции или, напротив, готовность к смягчению противоречий, эмоциональность или сдержанность, умение лавировать или навязывать собственную позицию вне зависимости от возникающих препятствий.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1227

Оценка читателей: голосов 0

1. Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение. THESIS, 1993, вып. 2, сс. 69-91. [Nourt D. Instituty i ekonomicheskii rost: istoricheskoe vvedenie [Institutions and Economic Growth: Historical Introduction]. THESIS, 1993, is. 2, pp. 69-91.]

2. Чугров С.В. Понятие внешнеполитического менталитета и методология его изучения. Полис. Политические исследования, 2007, № 4, сc. 46-65. [Chugrov S.V. Ponyatie vneshnepoliticheskogo mentaliteta i metodologiya ego izucheniya [The Concept of Foreign Policy Mentality and the Methodology of its Studies]. Polis. Political Studies, 2007, № 4, pp. 46-65] DOI:10.17976/jpps/2007.04.04

3. Прохоренко И.Л. Внешнеполитическая идентичность. Идентичность: Личность, общество, политика. Отв. ред. Семененко И.С. ИМЭМО РАН, 2017, сс. 465-468. [Prokhorenko I.L. Vneshnepoliticheskaya identichnost' [Foreign Policy Identity]. Identichnost': Lichnost', obshchestvo, politika [Identity: Individuality, Society, Policy]. Semenenko I.S., ed. IMEMO, 2017, pp. 465-468.]

4. Кудряшова И.В. Мусульманская политическая идентичность: единство и разнообразие. Идентичность: Личность, общество, политика. Отв. ред. Семененко И.С. ИМЭМО РАН, 2017, сc. 229-241. [Kudryashova I.V. Musul'manskaya politicheskaya identichnost': edinstvo i raznoobrazie [Muslim Political Identity: Unity and Diversity]. Identichnost': Lichnost', obshchestvo, politika [Identity: Individuality, Society, Policy]. Semenenko I.S., ed. IMEMO, 2017, pp. 229-241.]

5. Baskın Oran. Türk Dış Politikası: Temel İlkeleri ve Soğuk Savaş Ertesindeki Durumu Üzerine Notlar. Ankara Üniversitesi Siyasal Bilgiler Fakültesi Dergisi, 1996, 51(1), ss. 353-370. [Baskin Oran. Turkish Foreign Policy: Remarks on Basic Principles and Situation after the Cold War. Ankara University Journal of the Faculty of Political Science, 1996, no. 51(1), pp. 353-370 (In Turkish)]. DOI:http://dx.doi.org/10.1501/SBFder_0000001913

6. İba S., Özgöker U. Uluslararası İlişkiler ve Türkiye'nin Yeni Dış Politikası. 21. Yüzyılda Çağdaş Türk Dış Politikası ve Diplomasisi. Kocaeli, 2010, ss. 79-102. [İba S., Ozgoker U. International Relations and New Foreign Policy of Turkey. Modern Foreign Policy and Diplomacy of Turkey in the 21-st century. Kocaeli, 2010, pp. 79-102 (In Turkish)].

7. Türkiye'nin Girişimci ve İnsani Dış Politikası. [Turkey’s Enterprising and Humanitarian Foreign Policy (In Turkish)] Available at: http://www.mfa.gov.tr/dis-politika-genel.tr.mfa (accessed 01.03.2019).

8. Değerli E.S. Türkiye'nin Balkan Ülkelerine Yakınlaşma Çalışmaları: Balkan Paktı. Eskişehir Osmangazi Üniversitesi Sosyal Bilimler Dergisi, 2008, 9(2), ss. 115-134. [Degerli E.S. Turkey’s Efforts to Improve Relations with Balkan Countries: Balkan Pact. Eskişehir Osmangazi University Journal of Social Sciences, 2008, no. 9(2), pp. 115-134 (In Turkish)].

9. Palabıyık M.S. Sadabad Paktı (8 Temmuz 1937): İttifak Kuramları Açısından Bir İnceleme. Ortadoğu Etütleri, Cilt 2, no. 3, Temmuz 2010, ss. 147-179. [Palabiyik M.S. Sadabad Pact (8 July 1937): An Analysis Based on Alliance Theories. Journal of Middle Eastern Studies, Cilt 2, no. 3, July 2010, рp. 147-179 (In Turkish)]

10. Ersen E. Geopolitical Codes in Davutoğlu’s Views toward the Middle East. Insight Turkey, Winter 2014, vol. 16, no. 1, pp. 85-101.

11. Türkiye, Afrika’nın Sesi Olmaya Devam Edecek. 23.01.2017. [Turkey Will Continue to Be the Voice of Africa. 23.01.2017 (In Turkish)]. Available at: https://www.tccb.gov.tr/haberler/410/70794/turkiye-afrikanin-sesi-olmaya-devam-edecek (accessed 01.03.2019).

12. Resolution of Conflicts and Mediation. Available at: http://www.mfa.gov.tr/resolution-of-conflicts-and-mediation.en.mfa (accessed 15.03.2019).

13. Sanberk Ö. Türk Dış Politikasının Dönüşümü: Öncelikler Nelerdir? Rota Değişikliği Var Mı? 21. Yüzyılda Çağdaş Türk Dış Politikası ve Diplomasisi. Kocaeli, 2010, ss. 103-113. [Sanberk O. Transformation of Turkish Foreign Policy: What are the priorities? Is there change of direction? Modern Foreign Policy and Diplomacy of Turkey in the 21-st century. Kocaeli, 2010, pp. 103-113 (In Turkish)]

14. Yeşiltaş M., Balcı A. A Dictionary of Turkish Foreign Policy in the AKP Era: A Conceptual Map. SAM Papers, no. 7. Ankara, May 2013. 35 p.

15. Erşen E. Geopolitical Codes in Davutoğlu’s Views toward the Middle East. Insight Turkey, Winter 2014, vol. 16, no. 1, pp. 85-101.

16. Davutoğlu A. Stratejik Derinlik: Türkiye'nin Uluslararası Konumu. İstanbul, 2010. 585 s. [Davutoglu A. Stategic Depth: International Position of Turkey. İstanbul, 2010. 585 p. (In Turkish)]

17. Свистунова И.А. Ближний Восток во внешней политике Турции в XXI в.: региональная стратегия. Проблемы национальной стратегии, 2012, № 4, сс. 39-55. [Svistunova I.A. Blizhnii Vostok vo vneshnei politike Turtsii v XXI v.: regionalnaya strategiya [Turkish foreign policy in the Middle East in the XXI century: regional strategy]. Problemy natsionalnoi strategii, 2012, no. 4, pp. 39-55.]

18. Erken A. Re-Imagining the Ottoman Past in Turkish Politics: Past and Present. Insight Turkey, Summer 2013, vol. 15, no. 3, pp. 171-188.

19. Çavuşoglu M. 2019 Yılına Girerken Cumhurbaşkanlığı Hükümet Sisteminde Girişimci ve İnsani Dış Politikamız. Ankara, 17 Aralık 2018. [Cavusoglu M. Turkey’s Enterprising and Humanitarian Foreign Policy within the Presidetial System at the Threshold of the 21-st Century. Ankara, 17.12.2018. (In Turkish)]. Available at: http://www.mfa.gov.tr/site_media/html/2019-yilina-girerken-girisimci-ve-insani-dis-politikamiz.pdf. (accessed 01.03.2019).

20. Kanat K.B. Theorizing the Transformation of Turkish Foreign Policy. Insight Turkey, Winter 2014, vol. 16, no. 1, pp. 65-84.

21. Kohen S. Dış politikada 2017: Atak Yılı. 29.12.2017. [Kohen S. Year 2017 in Foreign Policy: the Year of Atack. 29.12.2017 (In Turkish)] Available at: http://www.milliyet.com.tr/yazarlar/sami-kohen/dis-politikada-2017-atak-yili--2581476/ (accessed 27.02.2019).

22. Kohen S. Dış politikada 2018: Atılım Yılı. 28.12.2018. [Kohen S. Year 2018 in Foreign Policy: the Year of Break Through. 28.12.2018. (In Turkish)] Available at: http://www.milliyet.com.tr/yazarlar/sami-kohen/dis-politikada-2018-atilim-yili--2802382/ (accessed 27.02.2019).

23. Aydın M. Türk Dış Politikası Kamuoyu Algıları Araştırması. Istanbul, 2018. 44 s. [Aydin M. Research of Public Opinion in Turkey’s Foreign Policy. Istanbul, 2018. 44 p. (In Turkish)] Available at: http://ctrs.khas.edu.tr/sources/TDP-2018.pdf. (accessed 28.02.2019).

24. Ал-е Ахмад Дж. Гарбзадеги. Техран, 1962. 189 c. [Al-e Akhmad Dzh. Westoxification. Tehran, 1962. 189 p. (In Persian)]

25. Резников А. Иран: падение шахского режима. Москва, Политиздат, 1983. 163 с. [Reznikov A.B. Iran: padenie shakhskogo rezhima [Iran: the Fall of Shah Regime]. Moscow, Politizdat, 1983. 163 p.]

26. Ушаков В. Внешняя политика Исламской Республики Иран после революции 1978–1979. Дисс. докт. ист. наук. Москва, 1997. 542 с. [Ushakov V.A. Vneshnyaya politika Islamskoi Respubliki Iran posle revolyutsii 1978–1979 [Foreign Policy of Islamic Republic Iran after the Revolution of 1978–1979]. Dr. Diss. (Hist.) Moscow, 1997. 542 p.]

27. Хомейни Р. Велайат-е факих. Техран, б/д. 112 c. [Khomeini R. Governance of the Jurist. Tehran, n/a., 112 p. (In Persian)]

28. Мотовилов Ю. Особенности выработки и осуществления региональной политики Исламской Республики Иран в условиях глобализации. Дисс. канд. полит. наук. Нижний Новгород, Нижегородский Государственный Университет, 2005. 271 с. [Motovilov Yu. Osobennosti vyrabotki I osushchestvleniya regional' noipolitiki Islamskoi Respubliki Iran v usloviyakh globalizatsii [Specific Aspects of Development and Implementation of the Foreign Policy of Islamic Republic of Iran in the Conditions of Globalizations]. Diss. Cand. (Polit.) Nizhnii Novgorod, Nizhegorodskii Gosudarstvennyi Universitet, 2005. 271 p.]

29. Хомейни Р. Васийатнаме-йе сийаси. Техран, 1369. 50 c. [Khomeini R. Last Political Will. Tehran, 1369. 50 p. (In Persian)]

30. Хатами М., Ислам, диалог и гражданское общество. Москва, РОССПЕН, 2001. 240 с. [Khatami M. Islam, dialog i grazhdanskoe obshchestvo [Islam, Dialogue and Civil Society]. Moscow, ROSSPEN, 2001. 240 p.]

31. Моулана Х. Мохаммади М. Сийасат-е хареджи-йе джомхури-йе эслами-йе иран дар доулат-е ахмадинежад. Техран, Нашр-едодгостар, 1387. 250 c. [Moulana Kh. Mokhammadi M. Foreign Policy of Islamic Republic Iran during Ahmadinejad. Tehran, Nashr-e dodgostar, 1387. 250 p. (In Persian)]

32. Akbarzadeh Sh., Barry J. State Identity in Iranian Foreign Policy. British Journal of Middle Eastern Studies, 2016, № 43:4, pp. 613-629. DOI:10.1080/13530194.2016.1159541

33. Slavin B. Iran and Al Qaeda More Enemies than Allies. Al-Monitor, 8 February 2013. Available at: http://www.al-monitor.com/pulse/originals/2012/al-monitor/iran-and-al-qaedabr-more-enemies.html (accessed 07.03.2019).

34. Хаменеи С.А. Байанат дар дидар ба оаза-йе маджлис-е хобреган-е рахбари. Khamenei.Ir, 04.09.2014. [Khamenei S.A. Announcements during Meeting with Members of Council of Experts. Khamenei.Ir, 04.09.2014 (In Persian)] Available at: http://farsi.khamenei.ir/speech-content?id=27356 (accessed 07.03.2019).

35. Nevo Joseph. Religion and National Identity in Saudi Arabia. Middle Eastern Studies, 1998, vol. 34, no. 3. pp. 34-53. DOI:10.1080/00263209808701231

36. Hinnebusch R., Anoushiravan E. The Foreign Policies of Middle East States. Boulder, Colo, 2002. 381 p.

37. Gasiorowski M., Yom S. The Government and Politics of the Middle East and North Africa. New York, 2017. 578 p. DOI:10.4324/9780429494482

38. Bin-Faisal al-Saud, Turki. Saudi Arabia’s Foreign Policy. Middle East policy, 2013 20(4), pp. 37-44. DOI:10.1111/mepo.12044

39. Bin-Salman bin-Abdulaziz, Mohammed. Our Vision: Saudi Arabia the heart of the Arab and Islamic worlds, the investment powerhouse, and the hub connecting three continents. Available at: https://vision2030.gov.sa/en/foreword (accessed 2 March 2019).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх