Официальная помощь развитию: тенденции последнего десятилетия

 
Код статьиS013122270006839-3-1
DOI10.20542/0131-2227-2019-63-9-86-92
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Научно-исследовательский финансовый институт
Адрес: РФ, 107031 Москва, ул. Петровка, 15/13, стр. 5
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 63 Выпуск №9
Страницы86-92
Аннотация

Проанализированы изменения в структуре официальной помощи развитию по географическому распределению, инструментам и формам предоставления. Показано, что в десятилетие после финансового кризиса 2008–2009 гг. в данной сфере наблюдались противоречивые тенденции. С одной стороны, отмечался рост общего объема помощи и проводились реформы, нацеленные на модернизацию статистики, что дало основания в предшествующих исследованиях сделать вывод о более справедливом распределении помощи. А с другой, снижение доли наименее развитых реципиентов в получателях, уменьшение доли грантов и объема средств, направляемых на проекты в области развития, могут свидетельствовать о снижении эффективности помощи с точки зрения решения проблем развивающихся стран.

Ключевые словасодействие развитию, двусторонняя официальная помощь развитию, Комитет содействия развитию ОЭСР, инструменты помощи развитию
Получено26.09.2019
Дата публикации26.09.2019
Кол-во символов20574
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Официальная помощь развитию (ОПР) – один из механизмов решения проблем развивающихся государств. Для некоторых из них, особенно тех, кто не имеет доступа к международным рынкам капитала, это значимый источник финансирования. По определению Комитета содействия развитию ОЭСР, к ОПР относятся финансовые потоки в пользу стран-реципиентов, которые предоставлены официальными агентами, включая федеральные и местные органы власти или их представителями, и которые направлены на экономическое развитие и повышение благосостояния развивающихся стран, имеют льготный характер и содержат грант-элемент. Последний должен составлять не менее 45% в случае двусторонних кредитов государствам с низким уровнем дохода (при расчете по фиксированной ставке дисконтирования 9%); 15% в кредитах странам с уровнем дохода ниже среднего (при ставке дисконтирования 7%); 10% в кредитах странам с уровнем дохода выше среднего (при ставке дисконтирования 6%); 10% в кредитах, предоставляемых многосторонними институтами развития государствам с низким уровнем дохода (при ставке дисконтирования 5% для глобальных институтов развития и 6% для других многосторонних организаций) 1. 1. Available at: >>>> (accessed 27.02.2019). Данное определение действует с 1 января 2019 г. и касается только данных за 2018 г. В статье использовано предыдущее определение, согласно которому размер грант-элемента одинаков для всех групп доноров и реципиентов: не менее 25% при ставке дисконтирования 10%.
2 Содействие развитию предполагает, что богатые государства помогают более бедным с целью уменьшения в них неравенства и повышения качества жизни. Однако эмпирические исследования демонстрируют, что в реальности решающее значение имеют геополитические и экономические интересы донора [1, 2].
3

МОТИВЫ ДОНОРОВ

4 В последних исследованиях отмечается, что “вопросы развития стали играть значительно более важную роль в настоящее время, чем ранее” [3, с. 735]. Такие явления, как нелегальная миграция, распространение болезней, региональная нестабильность, рост преступности, терроризм обостряются в связи с растущим неравенством между странами и становятся источником крупных проблем в развитых государствах. С ростом взаимосвязанности экономик правительства стран-доноров видят в содействии развитию залог безопасности и благосостояния прежде всего собственных граждан.
5 С начала 2000-х годов доноры стали “внедрять подходы, нацеленные на удовлетворение потребностей реципиентов” [3, с. 132]. В 2000–2004 и 2005–2009 гг. наблюдался рост доли ОПР, направлявшейся беднейшие страны [4]. Зарубежные исследователи считают, что статистика ОПР за период с 1970 по 2010 гг. позволяет говорить о росте “альтруистичности” доноров [5]. На основании рассмотрения помощи со стороны 9 крупнейших стран-доноров (США, Япония, Франция, Германия, Великобритания, Дания, Нидерланды, Норвегия, Швеция) в период с 1995 по 2015 г. сделан вывод о “несколько большем внимании доноров к наиболее бедным реципиентах начиная с 2005 г.” [6, с. 24]. Анализ влияния числа бедных в странах-реципиентах на объемы помощи в период 2010–2015 гг. показал, что “потоки помощи распределены достаточно справедливо” [7, с. 1073].

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1062

Оценка читателей: голосов 0

1. Бартенев В.И., Глазунова Е.Н. Содействие международному развитию. Курс лекций. Москва, Всемирный банк, 2012. 409 с. [Bartenev V.I., Glazunova E.N. Sodeistvie mezhdunarodnomu razvitiyu. Kurs lektsii [International development assistance. series of lectures]. Moscow, Vsemirnyi bank, 2012. 409 p.]

2. Hoeffler A., Outram V. Need, Merit, or Self-Interest – what Determines the Allocation of Aid? Review of Development Economics, 2011, vol. 15, no. 2, pp. 237-250. DOI:10.1111/j.1467-9361.2011.00605.x

3. Bermeo S.B. Aid Allocation and Targeted Development in an Increasingly Connected World. International Organization, 2017, vol. 71, no. 4, pp. 735-766. DOI:10.1017/S0020818317000315

4. Bodenstein T. Kemmerling A. A Paradox of Redistribution in International Aid? The Determinants of Poverty-Oriented Development Assistance. World Development, 2015, vol. 76, pp. 359-369. DOI:10.1016/j.worlddev.2015.08.001

5. Civelli A., Horowitz A.W., Teixeira A. Is Foreign Aid Motivated by Altruism or Self-Interest? A Theoretical Model and Empirical Test. SSRN Electronic Journal, 2014. Available at: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2390448 (accessed 27.02.2019).

6. Bickenbach F., Mbelu A., Nunnenkamp P. Is Foreign Aid Concentrated Increasingly on Needy and Deserving Recipient Countries? An Analysis of Theil Indices, 1995–2015. World Development, 2019, vol. 115, pp. 1-16. DOI:10.1016/j.worlddev.2018.11.003

7. McGillivray M., Clarke M. Fairness in the International Allocation of Development Aid. The World Economy, 2018, vol. 41, no. 6, pp. 1068-1087. DOI:10.1111/twec.12636

8. OECD–DAC Development Brief: where Do We Stand on the Aid Orphans? Available at: https://www.oecd.org/dac/aid-architecture/Aid%20Orphans%20Development%20Brief.pdf (accessed 27.02.2019).

9. Biscaye P.E., Reynolds T.W., Anderson C.L. Relative Effectiveness of Bilateral and Multilateral Aid on Development Outcomes. Review of Development Economics, 2017, vol. 21, no. 4, pp. 1425-1447. DOI:10.1111/rode.12303

10. Development Co-operation Report 2018: Joining Forces to Leave No One Behind. Paris, OECD Publishing, 2018. 209 p. Available at: https://doi.org/10.1787/dcr-2018-en (accessed 27.02.2019).

11. The World’s First “Humanitarian Impact Bond” Lunched to Transform Financing of Aid in Conflict-hit Countries. Available at: https://www.icrc.org/en/document/worlds-first-humanitarian-impact-bond-launched-transform-financing-aid-conflict-hit (accessed 27.02.2019).

12. Moyo D. Dead Aid: Why Aid Is not Working and How There Is a Better Way for Africa. New York, Farrar, Straus and Giroux, 2009. 188 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх