Аберрации восприятия социальных реалий: политические последствия

 
Код статьиS013122270006793-3-1
DOI10.20542/0131-2227-2019-63-8-91-101
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: РФ 117997, Москва, ул. Профсоюзная, 23
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 63 Выпуск №8
Страницы91-101
Аннотация

Оценивая свою жизнь, люди становятся заложниками свойственных им эмоций, заблуждений и страхов. К важнейшим из них относится особая обеспокоенность, вызываемая неверными представлениями об уровне безработицы, масштабах миграции и степени существующего в обществе неравенства. Ошибки в восприятии социально-экономических реалий нагнетают атмосферу в социуме, усиливают недоверие к действующим правительствам, влияют на политические предпочтения граждан, приводят к актуализации популистской повестки дня. Настоящая работа представляет собой дальнейшее исследование проблем, поставленных ранее [1]. [1] Субъективное благополучие – сложное понятие, с трудом поддающееся точным дефинициям. В самом общем виде под ним понимаются когнитивная и эмоциональная оценка человеком различных аспектов и событий его жизни [2, p. 63].

Ключевые словасубъективное благополучие, удовлетворенность жизнью, восприятие, ошибки восприятия, безработица, миграция, неравенство, популизм
Получено24.09.2019
Дата публикации24.09.2019
Кол-во символов36098
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Люди оценивают свою жизнь, основываясь не только и даже, довольно часто, не столько на объективных показателях. Они не оперируют сухой статистикой и логикой, а поддаются чувствам, переживаниям, эмоциям. Эти эмоции могут возникать по поводу их удовлетворенности или неудовлетворенности трудом, доходами, социальным статусом, качеством окружающей среды, иммиграционной ситуацией, атмосферой в семье, уровнем доверия в социуме, политическим климатом в стране и мире. Список может быть продолжен. Все перечисленное формирует субъективное благополучие индивидов1.

2 Его изучение ‒ предмет исследований представителей самых разных направлений научной мысли, от психологов, социологов и бихевиористов до экономистов, политологов и культурологов. Однако эта проблема будоражит не только академические умы. Растет ее значение в глазах общественных деятелей и политиков, понимающих, что количественные экономические индикаторы не позволяют получить полное представление о социальном самочувствии людей. Не случайно документ, послуживший отправной точкой для современной дискуссии о недостатках главного из них – ВВП, был подготовлен в 2009 г. по инициативе и под патронажем президента Франции Н. Саркози [3].
3 Обладание информацией о преломлении в массовом сознании социально-экономических реалий позволяет политическим партиям более точно улавливать и отражать в своих программах настроения социума. От этого в свою очередь в значительной степени зависят уровень их массовой поддержки, шансы их представителей войти в состав правительства, быть избранными на посты премьер-министра или президента, а в конечном итоге – вектор развития государства на ту или иную перспективу. Неудивительно, что правящие круги многих стран стараются при принятии решений опираться на данные не только об объективном, но и субъективном благополучии граждан. Ведь преломленная в его ощущениях жизнь человека может существенно (а иногда и кардинально) отличаться от реальной/объективной, сильно влияя на его (в том числе электоральное) поведение2. 2. Кроме того необходимо учитывать доказанную различными исследованиями склонность индивидов концентрироваться на негативных ожиданиях и недооценивать явления, положительно влияющие на их жизни [4, 5].
4 Эта идея не нова. Почти 100 лет назад американский журналист, политолог и социолог У. Липпман обратил внимание на то, что между человеком и внешним миром существует воображаемое пространство, названное им псевдосредой (pseudo-environment). Реакция на нее, а не на объективные обстоятельства, определяет поведение человека. Последствия же этой реакции – поступки людей – реальны. Субъективированное восприятие, таким образом, порождает действие, которое в свою очередь может влиять на жизнь и благополучие граждан.
5 Вывод о том, что люди живут не в объективных обстоятельствах, а в своем представлении о них, позднее подтвердили американские социологи, сформулировавшие постулат, получивший название теоремы Томаса. ”Если люди воспринимают (определяют) ситуации как реальные, последствия этих ситуаций становятся реальностью” (курсив наш – Н.Г., Г.М.) [6, p. 572].

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1231

Оценка читателей: голосов 0

1. Гоффе Н., Монусова Г. Социальное благополучие: восприятие реалий. Южно-российский журнал социальных наук, 2018, т. 19, № 3, сс. 21-36. [Goffe N., Monusova G. Sotsial'noe blagopoluchie: vospriyatie realii [Social Well-being: Perception of Reality]. Yuzhno-rossiiskii zhurnal sotsial'nykh nauk, 2018, vol. 19, no. 3, pp. 21-36.]

2. Diener E., Lucas R.E., Oishi S. Subjective Well-being: The Science of Happiness and Life Satisfaction. Handbook of Positive Psychology. Snyder C.R., S.J. Lopez, eds. Oxford, New York, Oxford University Press, 2002, pp. 63-73.

3. Stigliz J.E., Sen A., Fitoussi J.-P. Mismeasuring Our Lives: Why GDP Doesn't Add Up. New York, The New Press, 2010. 282 p.

4. Kahneman D., Tversky A. Prospect Theory: an Analysis of Decision under Risk. Econometrica, 1979, vol. 47, no. 2, pp. 263-292.

5. Caplan B. The Myth of the Rational Voter: Why Democracies Choose Bad Policies. Princeton, Princeton University Press, 2007. 276 р.

6. Thomas W.I., Thomas D.S. The Child in America: Behavior Problems and Programs. New York, Alfred A. Knopf, 1929. 583 p.

7. Lippman W. Public Opinion. Wading River, Long Island, 1921. 266 p.

8. Дилигенский Г. Социально-политическая психология. Москва, Наука, 1994. 303 с. [Diligenskii G. Sotsial'no-politicheskaya psikhologiya [Socio-political psychology]. Moscow, Nauka, 1994. 303p.]

9. Ipsos MORI. Understanding society (2015). Available at: https://www.ipsos.com/ipsos-mori/en-uk/understanding-society-perils-perception (accessed 01.12.2018).

10. Standard Eurobarometer 90. Autumn 2018. Available at: http://ec.europa.eu/commfrontoffice/publicopinion/ (accessed 23.01.2019).

11. International Social Survey Programme (ISSP). Available at: http://www.issp.org (accessed 14.12.2018).

12. European Social Survey (ESS) 2008-2016. Available at: https://www.europeansocialsurvey.org/ (accessed 25.01.2019).

13. Mackonytė G., Lomos C., van Oorschot W. Perceived Magnitude of Unemployment: a Dark Horse in the Literature on Public Attitudes towards Governmental Responsibilities to the Unemployed? Baltic Journal of Political Science, 2014, vol. 3, no. 1, pp. 27-49.

14. Holbrook Th., Garand J. Homo Economus? Economic Information and Economic Voting. Political Research Quarterly, 1996, vol. 49, no. 2, pp. 351-375.

15. Conover P.J., Feldman S., Knight K. Judging Inflation and Unemployment: The Origins of Retrospective Evaluations. The Journal of Politics, 1986, vol. 48, no. 3, pp. 565-588.

16. Kunovich R. Perceived Unemployment. The Sources and Consequences of Misperception. International Journal of Sociology, 2012, vol. 42, no. 4, pp. 100-123.

17. Beutin B., Canoy M., Horvath A., Hubert A., Lerais F., Sochacki M. Reassessing the Link between Public Perception and Migration Policy. European Journal of Migration and Law, 2007, no. 4, pp. 389-418.

18. Hochschild J. Where You Stand Depends on What You See: Connections Among Values, Perceptions of Facts, and Political Prescriptions. Citizens and Politics: Perspectives from Political Psychology. James Kuklinski, ed. New York, Cambridge University Press, 2001, pp. 313-340.

19. Piketty Th. Capital in the Twenty-First Century. Harvard, Harvard University Press, 2014. 686 p.

20. Milanovic M. Global Inequality: A New Approach for the Age of Globalization. Cambridge (Mass.), London, Harvard University Press, 2016. 299 p.

21. Niehues J. Subjective Perceptions of Inequality and Redistributive Preferences: An International Comparison. Cologne Institute for Economic Research. IW-TRENDS Discussion Paper, 2014, no. 2. 23 p.

22. Gimpelson V., Treisman D. Misperceiving Inequality. NBER Working Paper, 2015, no. 21174. 61 p.

23. Verme P. Explaining the Gap between Facts and Perceptions of Inequality. Available at: http://www.worldbank.org/content/dam/Worldbank/document/Poverty%20documents/inequality-in-focus-january2014-final.pdf (pp. 5-8) (accessed 17.02.2019).

24. Justino P., Martorano B. Inequality, Distributive Beliefs and Protests: A Recent Story from Latin America. HiCN Working Paper, 2016, no. 218. 34 p.

25. Alesina A., Giuliano P. Preferences for Redistribution. Handbook of Social Economics, 2011. Vol. 1A, Elsevier, North Holland, pp. 93-131.

26. Alesina A., Angeletos G.M. Corruption, Fairness, and Inequality. Journal of Monetary Economics, 2005, no. 7, p. 1227-1244.

27. Sen A. Social Justice and the Distribution of Income. Handbook of Income Distribution. Vol. 1. Atkinson A., Bourguignon F., eds. Elsevier, North Holland, 2000, pp. 59-85.

28. Benabou R., Tirole J. Belief in a Just World and Redistributive Politics. NBER Working Paper, 2005, no. 11208. 42 p.

29. Iverson T., Soskice D. Information, Inequality, and Mass Polarization: Ideology in Advanced Democracies. Comparative Political Studies, 2015, vol. 48, issue 13, pp. 1781-1813. DOI:10.1177/0010414015592643

30. Cruces G., Perez-Truglia R., Tetaz M. Biased Perceptions of Income Distribution and Preferences for Redistribution: Evidence from a Survey Experiment. Journal of Public Economics, 2013, vol. 98, issue C, pp. 100-112.

31. Bublitz E. Misperceptions of Income Distributions: Cross-country Evidence from a Randomized Survey Experiment. LIS Working Paper Series, 2017, no. 694. 52 p.

32. Perez-Truglia R. The Effects of Income Transparency on Well-Being Evidence from a Natural Experiment. Available at: https://www.udesa.edu.ar/sites/default/files/perez_truglia.pdf (accessed 26.02.2019).

33. Inglehart R.F., Norris P. Trump, Brexit, and the Rise of Populism: Economic Have-Nots and Cultural Backlash. Available at: http://ssrn.com/abstract=2818659 (accessed 22.03.2019).

34. Galston W.A. Anti-Pluralism: The Populist Threat to Liberal Democracy. New Haven, London, Yale university press, 2018. 176 p.

35. ILOSTAT. Available at: www.ilo.org (accessed 25.01.2019).

36. EU Referendum: Final Results. Available at: https://www.bloomberg.com/graphics/2016-brexit-referendum/ (accessed 21.02.2019).

37. Gidron N., Hall P.A. When White Working-class Men Feel Society No Longer Values Them. Available at: http://eprints.lse.ac.uk/88332/1/businessreview-2018-01-06-when-white-working-class-men-feel-society.pdf (accessed 28.03. 2019).

38. RealClear Politics. Available at: https://www.realclearpolitics.com/video/2016/09/13/trump_while_hillary_slanders_you_as_deplorable_i_call_you_hard-working_american_patriots.html (accessed 04.01.2019).

39. Witters D., Liu D. Poor Well-Being Associated With Shift to Trump in 2016. Available at: https://news.gallup.com/poll/232448/poor-associated-shift-trump-2016.aspx (accessed 08.11.2018).

40. Witters D. Americans' Life Evaluations Improve During Obama Era. Available at: https://news.gallup.com/poll/194816/americans-life-evaluations-improve-during-obama-era.aspx?g_source=link_newsv9&g_campaign=item_232448&g_medium=copy (accessed 08.11.2018).

41. Alabrese E., Becker S.O., Fetzer T., Novy D. Who Voted for Brexit? Individual and Regional Data Combined. The University of Warwick Working Paper Series, July 2018, no. 384, Appendix. 19 p.

42. Perceptions are not Reality: What the World Gets Wrong. Available at: https://www.ipsos.com/ipsos-mori/en-uk/perceptions-are-not-reality-what-world-gets-wrong (accessed 18.04.2019).

43. Barone G., D’Ignazio A., de Blasio G., Naticchioni P. Mr. Rossi, Mr. Hu and Politics: The Role of Immigration in Shaping Natives’ Political Preferences. IZA DP, May 2014, no. 8228. 34 p.

44. Algan Y., Beasley E., Cohen D., Foucault M. The Rise of Populism and the Collapse of the Left-right Paradigm: Lessons from the 2017 French Presidential Election. Available at: https://voxeu.org/article/rise-populism-and-collapse-left-right-paradigm (accessed 01.03.2018).

45. Ward G. Happiness and Voting Behavior. World Happiness Report 2019. New York, Sustainable Development Solutions Network, 2019, pp. 46-65.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх