Концепция глобального всеобщего достояния (“Global Commons”): новые ценности в мировой политике

 
Код статьиS013122270006267-4-1
DOI10.20542/0131-2227-2019-63-8-55-63
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: МГИМО МИД России
Адрес: РФ, 119454 Москва, пр-т Вернадского, 76
Аффилиация:
МГИМО МИД России
Институт Европы РАН
Адрес: РФ, 119454 Москва, пр-т Вернадского, 76
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 63 Выпуск №8
Страницы55-63
Аннотация

За прошедшее десятилетие понятие “глобальные проблемы” трансформировалось в новый концепт “глобальное всеобщее достояние” (“global commons”), понимаемое как в узком экологическом смысле, так и в более широком социальном. Современное развитие человечества и глобальное неравенство предопределяют постановку вопроса о доступе ко всеобщему достоянию, что в будущем может привести к принципиально новому типу конфликтов. Уже сейчас наиболее острые проблемы возникают в контексте взаимосвязи глобальной экологии и демографии. Становится все более явным противоречие между природным и социальным аспектами “global commons”. Тем самым концепция глобального всеобщего достояния может привести к столкновению между собой динамики экологического регулирования и социального развития глобального общества.

Ключевые словаглобальное всеобщее достояние, экология, экологические идеологии, энвайронментализм, экологический след, экологическая политика, устойчивое развитие, глобальное неравенство
Получено24.09.2019
Дата публикации24.09.2019
Кол-во символов33775
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Одной из тенденций современной мировой политики является наблюдающийся постепенный сдвиг от “чистой” геополитики и hard/soft power суверенных государств к проблематике глобальных проблем – экологических, ресурсных, демографических. За прошедшее десятилетие понятие “глобальные проблемы” трансформировалось в новый концепт глобального всеобщего достояния (“global commons”), понимаемого как в узком экологическом смысле, так и в более широком социальном, и обсуждаемого как в формате ООН в контексте Целей развития тысячелетия, так и на различных международных площадках.
2

КОНЦЕПТ ГЛОБАЛЬНОГО ВСЕОБЩЕГО ДОСТОЯНИЯ И ЕГО ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ

3 Термин “global commons” получил многозначное толкование. В узком смысле под глобальным всеобщим достоянием понимается окружающая среда (климат, воздух, вода, пахотные ресурсы, биоразнообразие и пр.). В широком смысле понятие включает в себя, кроме всего прочего, социальное общее достояние человеческого общества, например, доступ к здравоохранению, пищевой корзине, комфортной городской и социальной среде и т. п. Наконец, в самой радикальной расширительной трактовке “global commons” воспринимается и как планетарное (то есть трансграничное) единство человеческого рода [1].
4 Современное развитие человечества обусловливает постановку вопроса о доступе ко всеобщему достоянию, что в будущем приведет к принципиально новому типу конфликтов. Их зачатки видны уже сейчас – это споры вокруг углеводородных квот, “водные войны”, миграционные конфликты и др.
5 Важно отметить, что концепт “global commons” и право на доступ к ним является не просто политической программой, но ценностно-идеологическим предметом – формируется новая экологическая идеология, которая в своей умеренной трактовке (устойчивое развитие, Цели развития тысячелетия и пр.) уже стала ценностным мейнстримом на глобальном уровне. Эта идеология может оказаться фундаментом для появления радикальных альтернатив (экологический анархизм и авторитаризм [2; 3], экофеминизм [4] и т. п.), которые могут стать вызовом глобальному мейнстриму и сложившемуся статус-кво.
6 С другой стороны, параллельно с радикальными экологистскими альтернативами все больше входят в повестку дня и противоположные им антиэкологистские альтернативы, в основе которых лежат негативизм и неприятие примата антропогенных факторов современного изменения климата (противники научной валидности основ Монреальского и Киотского протоколов и др.) [5].
7 Другой ключевой (и конфликтогенный) аспект “global commons” – восприятие усиливающихся экологических ограничений с правом на развитие беднейших стран мира. Со стороны последних звучат заявления, что вся экологическая политика развитого мира представляет собой, по сути, новую форму неоколониализма (“экологический неоколониализм”), поскольку строгие экологические (и иные) ограничительные нормы, формально связанные с заботой о “global commons”, фактически представляют собой барьеры развития стран Третьего мира – тем самым закрепляя неравенство между “золотым миллиардом” и остальной планетой [6].

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1381

Оценка читателей: голосов 0

1. Law J. And if the Global Were Small and Noncoherent? Method, Complexity and the Baroque. Environment and Planning D: Society and Space, 2004, vol. 22, no. 1, pp. 13-26.

2. Hall M. Beyond the Human: Extending Ecological Anarchism. Environmental Politics, 2011, vol. 20, no. 3, pp. 374-390.

3. Smith M. Wild-life: Anarchy, Ecology, and Ethics. Environmental Politics, 2007, vol. 16, no. 3, pp. 470-487.

4. Mies M., Shiva V. Ecofeminism. London, Zed Books, 1993. 328 p.

5. Shantz J. Scarcity and the Emergence of Fundamentalist Ecology. Critique of Antropology, 2003, vol. 23, no. 3, pp. 144-154.

6. Carter E.D. Population Control, Public Health, and Development in Mid Twentieth Century Latin America. Journal of Historical Geography, 2018, vol. 62 (October), pp. 96-105.

7. Straubhaar T. Are There Ecological Limits to Population Growth? Revue Suisse d’economie politique et de statistique, 1989, vol. 125, no. 3, pp. 473-485.

8. Gimenez M.E. Does Ecology Need Marx? Organization and Environment, 2000, vol. 13, no. 3, pp. 292-304.

9. Coan T.G., Holman M.R. Voting Green. Social Science Quarterly, 2008, vol. 89, no. 5, pp. 1121-1135.

10. Biermann F. “Earth System Governance” as a Crosscutting Theme of Global Change Research. Global Environmental Change, 2007, vol. 17, no. 3-4, pp. 326-337.

11. Bullkeley H. Reconfiguring Environmental Governance: Towards a Politics of Scales and Networks. Political Geography, 2005, vol. 24, no. 8, pp. 875-902.

12. Maler K.-G. International Environmental Problems. Oxford Review of Economic Policy, 1990, vol. 6, no. 1, pp. 80-108.

13. Саворская Е.В. Оттенки зеленого: энвайронментализм в контексте классических идеологических течений. Полис. Политические исследования, 2015, № 6, сс. 103-115. [Savorskaya E.V. Ottenki zelenogo: envaironmentalizm v kontekste klassicheskikh ideologicheskikh techenii [Shades of Green: Environmentalism in the Context of Classical Ideological Trends]. Polis. Political Studies, 2015, no. 6, pp. 103-115.]

14. Hoffmann M. Climate Governance at the Crossroads: Experimenting with a Global Response after Kyoto. Oxford University Press, 2011. 224 p.

15. Сывороткин В.Л. Экологические аспекты дегазации Земли. Москва, 1998. 57 с. [Syvorotkin V.L. Ekologicheskie aspekty degazatsii Zemli [Environmental Aspects of Earth Degassing]. Moscow, 1998. 57 p.]

16. Сывороткин В.Л. Глубинная дегазация и глобальные катастрофы. Москва, 2002. 251 с. [Syvorotkin V.L. Glubinnaya degazatsiya i global'nye katastrofy [Deep Degassing and Global Catastrophes]. Moscow, 2002. 251 p.]

17. Uekoetter F., ed. The Turning Points of Environmental History. University of Pittsburgh Press, 2010. 220 p.

18. Poguntke T. New Politics and Party Systems: the Emergence of a New Type of Party? West European Politics, 1987, vol. 10, no. 1, pp. 76-88.

19. Muller-Rommel F. The Greens in Western Europe: Similar but Different. International Political Science Review, 1985, vol. 6, no. 4, pp. 483-498.

20. Перова А.Е. Локальные нарративы “новой” катастрофы на примере аварии на АЭС Фукусима-1 в Японии. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки, 2017, № 2, сс. 226-234. [Perova A.E. Lokal'nye narrativy “novoi” katastrofy na primere avarii na AES Fukusima-1 v Yaponii [Local Narrative of a “New” Catastrophe Based on the Example of the Fukushima-Daiichi Nuclear Power Station Breakdown in Japan]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obshchestvennye nauki, 2017, no. 2, pp. 226-234.]

21. Beck U., ed. World at Risk. Cambridge, Polity Press, 2009. 269 p.

22. Kharkevich M.V. The Critical Experience of Russia in Global Governance. Russian Politics and Law, 2016, vol. 54, no. 5-6, pp. 461-476.

23. Ровинская Т. Американский инвайронментализм как политическая идеология. Мировая экономика и международные отношения, 2017, т. 61, № 7, сс. 64-72. [Rovinskaya T. Amerikanskii invaironmentalizm kak politicheskaya ideologiya [American Environmentalism as a Political Ideology]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2017, vol. 61, no. 7, pp. 64-72.] DOI:10.20542/0131-2227-2017-61-7-64-72

24. Canavan G., Robinson K.S., eds. Green Plantes: Ecology and Science Fiction. Middletown, Connecticut, Wesleyan University Press, 2014. 295 p.

25. Morton T. Hyperobjects: Philosophy and Ecology after the End of the World. University of Minnesota Press, 2013. 240 p.

26. Hawken P., Lovins A., Lovins L.H. Natural Capitalism: Creating the Next Industrial Revolution. Boston, Little, Brown and Co., 1999. 396 p.

27. Von Weizsacker E., Wijkman A. Come On! Capitalism, Short-Terminism, Population and the Destruction of the Planet. A Report to the Club of Rome. New-York, Springer Verlag, 2018. 220 p.

28. Wackernagel M., Onisto L., Bello P., Linares A.C., Falfan I.S.L., Garcia J.M., Guerrero A.I.S., Guerrero Ma.G.S. National Natural Capital Accounting with the Ecological Footprint Concept. Ecological Economics, 1999, vol. 29, no. 3, pp. 375-390.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх