Создание системы устойчивого финансирования в Европейском союзе

 
Код статьиS013122270005643-8-1
DOI10.20542/0131-2227-2019-63-7-16-22
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 63 Выпуск №7
Страницы16-22
Аннотация

В последние годы Европейский союз предпринял ряд значимых шагов в рамках глобальных усилий по созданию экологически и социально ответственной финансовой системы. В статье рассматривается План действий по устойчивому финансированию в ЕС, принятый в 2018 г. Особое внимание уделяется анализу основных направлений по созданию и внедрению унифицированной классификации ЕС в сфере “зеленого” и устойчивого финансирования (таксономии ЕС). Дается оценка возможностей и новых вызовов для основных групп финансовых посредников, прежде всего европейских банков и институциональных инвесторов.

Ключевые словаЕвропейский союз, устойчивая финансовая система, “зеленое” финансирование, План действий по финансированию устойчивого роста в ЕС, Парижское соглашение по климату, Цели устойчивого развития 2030, европейские банки, институциональные инвесторы
Получено27.06.2019
Дата публикации11.07.2019
Кол-во символов25143
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В десятые годы XXI в. наряду с понятиями “устойчивое развитие” и “устойчивый экономический рост” в работах экспертов международных организаций, академических исследованиях и в средствах массовой информации стало широко использоваться термин “устойчивая финансовая система”, то есть система, способная финансировать устойчивое развитие. Создание такой системы на глобальном, региональном (ЕС) и национальном уровнях рассматривается как необходимое условие для реализации Целей устойчивого развития (ЦУР) до 2030 г. и Парижского соглашения по климату 2015 г., требующих гигантских финансовых затрат.
2 На глобальном уровне главным координатором и разработчиком мер по созданию устойчивой финансовой системы стала Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). В 2017 г. на 23-й сессии Конференции стран – участниц Конвенции ООН по изменению климата (COP23) была принята подготовленная ЮНЕП и Всемирным банком Дорожная карта, где обозначены основные параметры желаемой системы и возможные пути их достижения [1]. ЮНЕП определяет устойчивую финансовую систему как систему, которая “создает, оценивает и направляет финансовые ресурсы таким образом, чтобы формировать реальные активы и удовлетворять долгосрочные запросы инклюзивной, экологически устойчивой экономики” [2].
3 Европейский союз по-прежнему претендует на роль лидера в реализации Целей устойчивого развития (ЦУР) до 2030 г., особенно после выхода США из Парижского соглашения по климату. В то же время в сфере “зеленой” экономики и “зеленых” финансов заметно активизировались быстрорастущие развивающиеся страны и прежде всего Китай, по инициативе которого в рамках G20 в 2016 г. была создана Рабочая группа по “зеленому” финансированию (Green Finance Study Group, GFSG)1. В 2014–2016 гг. в Азиатском регионе экологически и социально ответственные инвестиции (Sustainable and Responsible Investments, SRI) росли более быстрыми темпами, чем в Европе, однако по объему накопленных SRI ведущие позиции по-прежнему занимают ЕС и США [3]. 1. В 2018 г. на саммите G20 в Буэнос-Айресе по инициативе Аргентины GFSG была преобразована в Группу по устойчивому финансированию (Sustainable Finance Study Group, SFSG) с расширением ее полномочий на сферу социальной ответственности.
4 В марте 2018 г. на конференции по финансированию устойчивого экономического роста в ЕС председатель Европейской Комиссии Ж.-К. Юнкер отметил, что Европа уже лидирует в борьбе с изменением климата, но для достижения желаемого результата европейский финансовый сектор должен возглавить переход к устойчивому финансированию в мире и сделать ЕС местом притяжения “зеленых” инвестиций. “Не может быть лучшего дохода на капиталовложения, чем обеспечение здоровья планеты и экономики” – подчеркнул он [4].
5

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

6 Для реализации целей Парижского соглашения 2015 г., в том числе сокращения выбросов парниковых газов (ПГ) на 40% к 2030 г., а также перехода к ресурсосберегающей, низкоуглеродной и инклюзивной экономике, по оценкам ЕК, необходимо ежегодно дополнительно привлекать до 180 млрд евро инвестиций. Очевидно, что это невозможно сделать только за счет государственных ресурсов, хотя их вклад должен быть увеличен. Речь прежде всего идет о Европейском фонде стратегических инвестиций (European Fund for Strategic Investments, EFSI), полномочия которого в 2017 г. были расширены и продлены до 31 декабря 2020 г. с увеличением целевой суммы финансирования до 500 млрд евро к 2020 г. При этом не менее 40% инвестиций в инфраструктурные и инновационные проекты должны способствовать реализации ЦУР, принятых на 21 сессии конференции ООН по климату (COP21).

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1885

Оценка читателей: голосов 0

1. Худякова Л.С. Реформа глобальных финансов в контексте устойчивого развития. Мировая экономика и международные отношения, 2018, том 62, № 7, сс. 38-47. [Khudyakova L.S. Reforma global'nykh finansov v kontekste ustoichivogo razvitiya [Reform of global finance in the context of sustainable development]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2018, vol. 62, no. 7, pp. 38-47.] DOI:10.20542/0131-2227-2018-62-7-38-47

2. The Financial System We Need. Aligning the Financial System with Sustainable Development. The UNEP Inquiry Report. Oct. 2015. 112 p. Available at: http://unepinquiry.org/wp-content/uploads/2015/11/The_Financial_System_We_Need_EN.pdf (accessed 20.02.2019).

3. Association for Financial Markets in Europe. Global and European Green Finance Policy Directory. Dec. 2017. 16 p. Available at: https://www.afme.eu/globalassets/downloads/publications/gfma-global-and-european-green-finance-policy-directory.pdf (accessed 20.03.2019).

4. Sustainable Finance: High-Level Conference Kicks EU's Strategy for Greener and Cleaner Economy into High Gear. European Commission press release, Brussels, March 22, 2018. 2 p. Available at: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-18-2381_en.htm?locale=en (accessed 04.03.2019).

5. Global and European Green Finance Policy Directory. 2017. 16 p. Available at: https://www.afme.eu/globalassets/downloads/publications/gfma-global-and-european-green-finance-policy-directory.pdf (accessed 20.03.2019).

6. Financing a European Economy. Final Report 2018 by the High-Level Expert Group on Sustainable Finance. Available at: https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/180131-sustainable-finance-final-report_en.pdf (aссеssed 04.03.2019).

7. Communication from the Commission to the European Parliament, the European Council, the Council, the European Central Bank, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. Action Plan: Financing Sustainable Growth Brussels, 8.3.2018. COM (2018) 97 final. 2 Available at: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52018DC0097&from=EN (accessed 20.04.2019).

8. Худякова Л.С. Международное сотрудничество в развитии "зеленого" финансирования. Деньги и кредит, 2017, № 7, cс. 10-18. [Khudyakova L.S. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v razvitii “zelenogo” finansirovaniya. [International cooperation in the development of “green” financing]. Money and Credit, 2017, no. 7, pp. 10-18.]

9. G20 Green Finance Study Group. G20 Green Finance Synthesis Report. July 15, 2016. 35 p. Available at: http://www.g20.utoronto.ca/2016/green-finance-synthesis.pdf (accessed 20.03.2019).

10. Kahlenborn W., Cochu A. et al. Defining “Green” in the Context of Green Finance. Final Report. European Commission, Brussels, Oct. 2017. Available at: http://ec.europa.eu/environment/enveco/sustainable_finance/pdf/studies/Defining%20Green%20in%20green%20finance%20-%20final%20report%20published%20on%20eu%20website.pdf (accessed 20.03.2019).

11. The Need for a Common Language in Green Finance. Towards a Standard-Neutral Taxonomy for the Environmental Use of Proceeds. Joint Research by EIB and Green Finance Committee of China Society for Finance and Banking. Nov. 11, 2017. 20 p. Available at: https://www.eib.org/attachments/press/white-paper-green-finance-common-language-eib-and-green-finance-committee.pdf (accessed 04.03.2019).

12. EU Unveils Green Finance Strategy to Mainstream Sustainable Investing. Construction Climate Challenge. March 9, 2018. Available at: http://constructionclimatechallenge.com/2018/03/09/eu-unveils-green-finance-strategy-mainstream-sustainable-investing/ (accessed 20.03.2019).

13. Towards a Green Finance Framework. EBF Report. 28 Sept. 2017. 43 p. Available at: https://www.ebf.eu/wp-content/uploads/2017/09/Geen-finance-complete.pdf (accessed 20.03.2019).

14. Rust S. EC Sustainable Finance Action Plan 'Is Important' for Pension Funds. Intelligence on European Pensions and Institutional Investment. March 9, 2018. Available at: https://www.ipe.com/news/esg/ec-sustainable-finance-action-plan-is-important-for-pension-funds/www.ipe.com/news/esg/ec-sustainable-finance-action-plan-is-important-for-pension-funds/10023582.fullarticle (accessed 04.03.2019).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх