Стрессоустойчивость в Евросоюзе и Россия: суть и перспективы новой концепции

 
Код статьиS013122270005623-6-1
DOI10.20542/0131-2227-2019-63-6-102-109
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: РФ, 193060 Санкт-Петербург, ул. Смольного, 1/3, подъезд 8
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: РФ, 193060 Санкт-Петербург, ул. Смольного, 1/3, подъезд 8
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 63 Выпуск №6
Страницы102-109
Аннотация

Статья определяет положение России в концепции стрессоустойчивости Европейского союза. Демонстрируется, что ЕС связывает стрессоустойчивость и Россию через угрозы, источником которых последняя воспринимается. Выделяется два подхода Брюсселя к этим угрозам: реалистический и либеральный. Доминирование второго определяет суть стрессоустойчивости в ЕС и предполагает формирование пространств, включающих территории не только его членов, но и третьих стран. Это включение проблемно для России, поскольку оно определяет РФ только как источник угроз, не предполагает ее участия в управлении этими пространствами, а в качестве партнера для диалога ЕС видит исключительно гражданское общество (но не госструктуры).

Ключевые словаЕС, отношения России и ЕС, стрессоустойчивость, энергетическая безопасность, фейковые новости, кибербезопасность
Источник финансированияИсследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 17-18-01110).
Получено25.06.2019
Дата публикации25.06.2019
Кол-во символов29867
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Термин “стрессоустойчивость” (resilience) прочно вошел во внешнеполитический словарь Евросоюза в 2016 г. [о переводе на русский язык см.: 1; 2]. Этому послужили подготовка Глобальной стратегии ЕС (ГС) [3], пересмотр Европейской политики соседства, а также формулирование принципов отношений с Россией [4]. Само понятие для ЕС не было новым, но сфера его применения до 2016 г. ограничивалась экономикой, инфраструктурными проектами, охраной окружающей среды и отношениями с развивающимися странами [2]. В 2016 г. слово “стрессоустойчивость” выходит на лидирующие позиции применительно к внешней деятельности ЕС. В ГС он упомянут более 40 раз, в 2017 г. появилось специальное сообщение о стрессоустойчивости [5]. Термин также заполнил документы ЕС по энергетике и гибридным угрозам, по химическому оружию и противодействию разведдеятельности.
2 В этом контексте цель статьи – определить соотношение концепции стрессоустойчивости ЕС с российской проблематикой, а также оценить потенциальные последствия ее применения в отношениях Москвы и Брюсселя. В первой части, используя дискурс-анализ, мы продемонстрируем, что концепция стрессоустойчивости связывается с Россией главным образом через идентификацию угроз, ассоциируемых с Москвой, и определим эти угрозы. Во второй части будут выявлены два подхода к противодействию угрозам, а также продемонстрирована их корреляция с включением России в единые с ЕС пространства, где Брюссель считает легитимным свои действия. Такой подход к России устраняет противоречие между дискурсом ЕС и теоретическими работами по стрессоустойчивости [6], но Евросоюз не всегда придерживается этого подхода. Кроме того, само видение процесса включения, предлагаемое ЕС, проблемно для России. Поэтому в третьей части мы рассмотрим четыре дискуссионных аспекта включения РФ в эти пространства, показав, что в нынешнем прочтении стрессоустойчивость не создает перспектив долгосрочных отношений Москвы и Брюсселя.
3

СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ ЕС И РОССИЯ: ПЕРВОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ

4 ГС 2016 г. определяет стрессоустойчивость как “способность государств и обществ реформироваться, сопротивляясь внутренним и внешним кризисам и восстанавливаясь после них” [3]. Сообщение 2017 г. конкретизирует “стратегический подход ЕС” к стрессоустойчивости как “адаптивность государств, обществ, общин и индивидов к политическому, экономическому, экологическому, демографическому и социальному давлению, которая позволяет сохранять прогрессивные тенденции в достижении национальных целей развития”, как способность государств “выстраивать, сохранять и восстанавливать свои основные функции”, а обществ “управлять возможностями и рисками” в контексте вызовов и угроз [5]. Иными словами, концепция стрессоустойчивости означает способность актора выживать и выполнять ключевые функции в современных условиях, когда опасности и угрозы сложно не только исключить, но порой даже четко идентифицировать.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1682

Оценка читателей: голосов 0

1. Гудалов Н., Тулупов Д. Семиотика стрессоустойчивости в международных отношениях: многообразие академических и политических смыслов. Полития, 2018, № 1(88), сс. 135-147. [Gudalov N., Tulupov D. Semiotika stressoustoichivosti v mezhdunarodnykh otnosheniyakh: mnogoobrazie akademicheskikh i politicheskikh smyslov [Semiotics of Resilience in International Relations: The Diversity of Academic and Political Meanings]. Politiya, 2018, no. 1(88), pp. 135-147.] DOI:10.30570/2078-5089-2018-88-1-135-147.

2. Романова Т.А. Категория “стрессоустойчивость” в Европейском союзе. Современная Европа, 2017, № 4, cс. 17-28. [Romanova T.A. Kategoriya “stressoustoichivost'” v Evropeiskom soyuze [Resilience Category in the European Union]. Contemporary Europe, 2017, no. 4, pp. 17-28.]

3. Shared Vision, Common Action: A Stronger Europe. A Global Strategy for the European Union’s Foreign and Security Policy. Brussels, June 2016. Available at: https://eeas.europa.eu/archives/docs/top_stories/pdf/eugs_review_web.pdf (accessed 12.08. 2018).

4. Remarks by High Representative/Vice-President Federica Mogherini at the press conference following the Foreign Affairs Council. Brussels, 14 March 2016. Available at: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage/5490/remarks-by-high-representativevice-president-federica-mogherini-at-the-press-conference-following-the-foreign-affairs-council_en (accessed 12.08.2018).

5. Joint Communication to the European Parliament and the Council. A Strategic Approach to Resilience in the EU's external action. European Commission and High Representative of the Union for Foreign Affairs and Security Policy. JOIN (2017) 21 final. Brussels, 07.06.2017. Available at: https://ec.europa.eu/europeaid/sites/devco/files/joint_communication_-a_strategic_approach_to_resilience_in_the_eus_external_action-2017.pdf (accessed 12.08.2018).

6. Chandler D., Coaffee J., eds. The Routledge Handbook of International Resilience. London, Routledge, 2017. 402 p.

7. Holling C.S. Resilience and Stability of Ecological Systems. Annual Review of Ecology and Systematics, 1973, vol. 4, no. 1, pp. 1-23. DOI:10.1146/annurev.es.04.110173.000245.

8. Bourbeau P. A Genealogy of Resilience. International Political Sociology, 2018, 12(1), рр. 19-35.

9. Bourbeau P. Resilience, Security and World Politics. The Routledge Handbook of International Resilience, Chandler D., Coaffee J., eds. London, Routledge, 2017, pp. 26-37.

10. Романова Т., Павлова Е. От гражданской (мягкой) и нормативной силы к стрессоустойчивости (resilience): эволюция идейных основ внешней деятельности Евросоюза. Международные процессы, 2018, т. 16, № 2, сс. 73-90. [Romanova T., Pavlova E. Ot grazhdanskoi (myagkoi) i normativnoi sily k stressoustoichivosti (resilience): evolyutsiya ideinykh osnov vneshnei deyatel'nosti Evrosoyuza [From Civilian and Normative Power to Resilience: Evolution of the Ideational Basis of the EU's External Policy]. International Trends, 2018, vol. 16, no. 2, pp. 73-90.] DOI:10.17994/IT.2018.16.2.53.5.

11. Energy production and imports. Eurostat Statistics Explained. 2018. Available at: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Energy_production_and_imports#More_than_half_of_EU-28_energy_needs_are_covered_by_imports (accessed 30.10. 2018).

12. Communication to the European Parliament and the Council on the short term resilience of the European gas system. Preparedness for a possible disruption of supplies from the East during the fall and winter of 2014/2015. Brussels, 28.05.2014. Available at: https://ec.europa.eu/energy/sites/ener/files/documents/2014_stresstests_com_en.pdf (accessed 02.11.2018).

13. Joint Communication to the European Parliament and the Council. Joint Framework on countering hybrid threats a European Union response. European Commission and High Representative of the Union for Foreign Affairs and Security Policy. JOIN (2016) 18 final. Brussels, 06.04.2016. Available at: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/en/TXT/?uri=CELEX%3A52016JC0018 (accessed 02.11.2018).

14. Study on Energy Supply Security and Geopolitics, Final Report. Clingendael International Energy Programme. January 2004. The Hague, CIEP, 2004. 281 р. Available at: http://www-personal.umich.edu/~twod/oil-ns/articles/shaikh/2004_lv_ciep_report_en.pdf (accessed 14.03.2019).

15. Stoddard E. Reconsidering the Ontological Foundations of International Energy Affairs: Realist Geopolitics, Market Liberalism and a Politico-Economic Alternative. European Security, 2013, vol. 22, no. 4, pp. 437-463. DOI:10.1080/09662839.2013.775122.

16. Youngs R. Europe’s External Energy Policy: Between Geopolitics and the Market. CEPS Working Document. 2007, no. 278. 17 p. Available at: https://mgimo.ru/files/16584/9.8.pdf (accessed 14.03.2018).

17. Communication to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee, the Committee of the Regions and the European Investment Bank A Framework Strategy for a Resilient Energy Union with a Forward-Looking Climate Change Policy. European Commission. COM (2015) 80 final. Brussels, 25.05.2015. Available at: https://eur-lex.europa.eu/resource.html?uri=cellar:1bd46c90-bdd4-11e4-bbe1-01aa75ed71a1.0001.03/DOC_1&format=PDF (accessed 02.11.2018).

18. Alemanno A., Brogi J., Fischer-Zernin M., Morrow P. Is the EU Disinformation Review Compliant with EU Law? Complaint to the European Ombudsman about the EU Anti-Fake News Initiative. Research Paper no. LAW-2018-1273. Paris, HEC Paris, 28 March 2018. Available at: https://ssrn.com/abstract=3151424 (accessed 02.11.2018).

19. Communication to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. Tackling online disinformation: a European Approach. European Commission. COM/2018/236final. Brussels, 26.04.2018. Available at: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52018DC0236 (accessed 02.11.2018).

20. Renda A. The Legal Framework to Address “fake news”: possible policy actions at the EU level. Brussels, EP, Policy Department for Economic, Scientific and Quality of Life Policies, 2018. 32 р. Available at: http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/IDAN/2018/619013/IPOL_IDA (2018)619013_EN.pdf (accessed 02.11.2018).

21. Aradau C. The Promise of Security. Resilience, surprise and epistemic politics. Resilience, 2014, vol. 2, no. 2, рp. 73-84. DOI:10.1080/21693293.2014.914765.

22. 2018 Ranking of countermeasures by the EU28 to the Kremlin’s subversion operations. Kremlin Watch Team. Prague, European Values Protecting Freedom, 2018. 98 р. Available at: https://www.kremlinwatch.eu/userfiles/2018-ranking-of-countermeasures-by-the-eu28-to-the-kremlin-s-subversion-operations.pdf (accessed 02.11.2018).

23. Joseph J. Resilience as embedded neoliberalism: a governmentality approach. Resilience, 2013, vol. 1, no. 1, pp. 38-52. DOI:10.1080/21693293.2013.765741.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх