Важная составляющая глобальной экономической безопасности

 
Код статьиS013122270004345-0-1
DOI10.20542/0131-2227-2019-63-3-76-82
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 63 Выпуск №3
Страницы76-82
Аннотация

Объявленная почти 30 лет назад всемирная кампания ООН по защите от стихийных бедствий не приносит “существенного снижения” экономических потерь, которого весь период неоднократно намечалось достичь. Одной из главных причин этого представляется слабое развитие организационно-правовой базы всеобщих целевых мероприятий. Предлагается переход от рекомендательного к обязательному регулированию, для чего необходимо активизировать процесс формирования универсальных правовых и институциональных регуляторов новой области международных отношений.

Ключевые словастихийные бедствия, уменьшение опасности бедствий, ООН, международное право
Получено19.03.2019
Дата публикации26.03.2019
Кол-во символов24917
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ТРЕВОЖНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ

2 Вопрос о противостоянии ударам природы был всегда актуальным. Человек, видя свое призвание в том, чтобы стать ее покорителем, постоянно искал не столько разумные, сколько кратчайшие пути к победе над “непреодолимой силой”, а когда его настигало “наказание” в виде наводнения, землетрясения, пожара или засухи, делал все возможное для быстрейшего восстановления разрушенного и наиболее полного возмещения полученных потерь. Сегодня ежегодное увеличение числа чрезвычайных ситуаций и погибших в них, неуклонный рост размеров материального вреда в мире заставляет уделять все большее внимание вопросам защиты людей и объектов инфраструктуры, ставит прогнозирование и уменьшение форс-мажорного ущерба в ряд приоритетных задач обеспечения национальной и всеобщей экономической безопасности. Совет безопасности Российской Федерации на своем заседании в ноябре 2003 г. отнес природные угрозы к факторам, определяющим стратегический риск государства [1].
3 Стихийные бедствия есть результат, в большинстве случаев, труднопредсказуемых и непредотвратимых природных явлений различного масштаба, в совокупности приносящих колоссальные убытки глобальной экономике и огромные жертвы среди населения Земли. Опасные события естественного характера весьма разнообразны – от землетрясений, извержений вулканов, наводнений, засух до эпидемий и нашествий сельскохозяйственных вредителей. Альтернатива, о которой следует упомянуть подробнее, – человеческий вклад: нередко прослеживается обратная связь, когда катаклизм есть следствие проблем, созданных самим обществом. Антропогенная нагрузка на все геосферы (атмосферу, гидросферу, литосферу и биосферу) год от года возрастает, что особенно заметно в последние десятилетия. При определенных условиях это воздействие, будучи несбалансированным, возбуждает или активизирует неблагоприятные стихийные явления. В качестве важнейшей из рукотворных причин увеличения на Земле количества и тяжести природных катастроф выступает стремительный экономический подъем. В ХХ в., в связи с двадцатикратным умножением хозяйственного потенциала человечества, на пути дальнейшего ускорения встали адаптивные возможности природы. Кроме прочего, конфликт с ней выражается противоречием двух тенденций. С одной стороны, идет прибавка валового мирового продукта (ВМП), а с другой, происходит быстрое уменьшение минерально-сырьевой базы, необходимой для существования растущей земной популяции, потому что невозобновляемые ресурсы истощаются в процессе производства. Их промышленная добыча есть вмешательство в наиболее стабильную оболочку земного шара – литосферу, – которое влечет ее необратимые деструктивные изменения, приводящие к нарушению естественных геофизических процессов. При этом в ней появляются и стимулируются разрушительные экзогенные (поверхностные) и эндогенные (глубинные) эффекты: индуцированная (наведенная) сейсмичность, опускание и/или подтопление территорий, карстово-суффозионные провалы и т. п. [2, сс. 17-18]. Еще одним примером может служить то, что вследствие экономического прогресса расширяется пространство взаимного перекрытия районов наиболее интенсивной деятельности (хозяйственного освоения, компактного проживания и др.) с зонами геологического риска. Образовавшиеся критические участки, не выдерживая повышения давления, “отзываются” эрозией и литосферными аномалиями. Эта ответная реакция весьма способствует росту количества стихийных бедствий и величины наносимого ими вреда. В ХХI столетии человеческое участие, как ожидается, будет заметнее, и в силу своего управляемого характера оно может, а потому должно стать контролируемым условием их возникновения [2, с. 7].

Всего подписок: 2, всего просмотров: 970

Оценка читателей: голосов 0

1. Решения совместного заседания Совета безопасности Российской Федерации и Президиума Госсовета Российской Федерации от 13 ноября 2013 г. Протокол №4. [The Decisions of the Joint Meeting of the Security Council of the Russian Federation and the Presidium of the State Council of the Russian Federation Dated November 13, 2003. Protocol No. 4 (In Russ.)].

2. Осипов В.И. Опасные природные процессы – стратегические риски России. Москва, Фонд “Знание” им. С.И. Вавилова, 2009. 40 с. [Osipov V.I. Opasnye prirodnye protsessy – strategicheskie riski Rossii [Dangerous Natural Processes Are Russian Strategic Risks]. Moscow, Fond “Znanie” im. S.I. Vavilova, 2009. 40 p.].

3. Resolutions and Decisions Adopted by the General Assembly during Sixty-Fourth Session. Volume I. Resolutions 15 September – 24 December 2009. General Assembly. Official Records: Sixty-Fourth Session. Supplement no. 49 (A/64/49). New York, United Nations, 2010. 611 p.

4. Annex to the United Nations General Assembly Resolution 44/236 of 22 December 1989 “International Decade for Natural Disaster Reduction”. International Framework of Action for the International Decade for Natural Disaster Reduction. Resolutions and Decisions Adopted by the General Assembly during Forty-Fourth Session. Volume I. Resolutions 19 September – 29 December 1989. General Assembly. Official Reports: Forty-Fourth Session. Supplement no. 49 (A/44/49). New York, United Nations, 1990. 368 p.

5. Resolution 1. Annex I. Yokohama Strategy for a Safer World: Guidelines for Natural Disaster Prevention, Preparedness and Mitigation, Сontaining the Principles, the Strategy and the Plan of Action. Report of the World Conference on Natural Disaster Reduction. Yokohama, Japan, 23-27 May, 1994. Doc. UN A/CONF.172/9.1994.27 September. 49 p.

6. Resolution Adopted by the General Assembly 54/219. International Decade for Natural Disaster Reduction: Successor Arrangements. 3 February 2000. Resolutions and Decisions Adopted by the General Assembly during Fifty-Fourth Session. Volume I. Resolutions 14 September – 23 December 1999. General Assembly. Official Reports: Fifty-Fourth Session. Supplement no. 49 (А/54/49). New York, United Nations, 2000. 479 p.

7. Resolution 2. Hyogo Framework for Action 2005–2015: Building the Resilience of Nations and Communities to Disasters. Report of the World Conference on Disaster Reduction. Kobe, Hyogo, Japan, 18-22 January 2005. United Nations. General Assembly. Doc. UN A/CONF.206/6.2005.16 March. 42 p.

8. Sendai Framework for Disaster Risk Reduction 2015–2030. Sendai, Japan, 14-18 March 2015. Doc. UN A/CONF.224/L.2.2015.7 April. 35 p.

9. Resolution Adopted by the General Assembly 65/264. International Cooperation on Humanitarian Assistance in the Field of Natural Disasters, from Relief to Development. United Nations. General Assembly. Doc. UN A/RES/65/264.2011.21 June. 7 p.

10. Tampere Convention on the Provision of Telecommunication Resources for Disaster Mitigation and Relief Operations. Tampere, 18 June 1998. United Nations Treaty Series. Treaties and International Agreements Registered or Filed and Recorded with the Secretariat of the United Nations, vol. 2296, no. I-40906. New York, 2006. 353 p.

11. Собрание законодательства Российской Федерации. 2010, № 16, ст. 1926 [The Assembly of the Russian Federation. 2010, no. 16, art. 1926 (In Russ.)]

12. Resolution Adopted by the General Assembly 60/125. International Cooperation on Humanitarian Assistance in the Field of Natural Disasters, from Relief to Development. 15 March 2006. Resolutions and Decisions Adopted by the General Assembly during Sixtieth Session. Volume I. Resolutions 13 September – 23 December 2005. General Assembly. Official Reports: Sixtieth Session. Supplement no. 49 (А/60/49). New York, United Nations, 2006. 534 p.

13. Documents of the Thirtieth Session (Excluding the Report of the Commission to the General Assembly). Yearbook of the International Law Commission 1978. Vol. II, part One. New York, United Nations, 1980. 168 p.

14. Protection of Persons in the Event of Disasters. Preliminary Report on the Protection of Persons in the Event of Disasters, by Mr. Eduardo Valencia-Ospina, Special Rapporteur. United Nations. International Law Commission. Doc. UN A/CN.4/598.2008.5 May. 22 p.

15. Framework Convention on Civil Defence Assistance. Geneva, 22 May 2000. United Nations Treaty Series. Treaties and International Agreements Registered or Filed and Recorded with the Secretariat of the United Nations, vol. 2172, no. I-38131, New York, 2002. 288 p.

16. Илющенко А.А. Международное сотрудничество в ликвидации последствий землетрясения в Гаити (международно-правовые аспекты). Московский журнал международного права, 2010, №4(80), сс.155-175. [Ilyushchenko A.A. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v likvidatsii posledstvii zemletryaseniya v Gaiti (mezhdunarodno-pravovye aspekty) [The Earthquake in Haiti: Law and Legal Issues in International Disaster Response]. Moskovskii zhurnal mezhdunarodnogo prava, 2010, no. 4(80), pp.155-175.]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх