Союз южноамериканских наций: туманные перспективы

 
Код статьиS013122270004313-5-1
DOI10.20542/0131-2227-2019-63-2-85-93
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Профессор Санкт-Петербургского государственного университета
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 63 Выпуск №2
Страницы85-93
Аннотация

Опираясь на официальные документы, материалы СМИ и широкий перечень специальных исследований, авторы рассматривают современный этап развития Союза южноамериканских наций (УНАСУР). На основе междисциплинарного подхода предпринята попытка определить наиболее вероятные перспективы развития регионального блока, вступившего в период масштабного кризиса.

Ключевые словаУНАСУР, региональная интеграция, Латинская Америка
Получено15.03.2019
Дата публикации26.03.2019
Кол-во символов29153
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 История феномена латиноамериканской интеграции насчитывает десятилетия, за которые в регионе сформировалось множество международных организаций и субрегиональных блоков. “Левый поворот” ознаменовал собой новый этап регионального развития: левые политические силы сумели заметно переформатировать процессы регионализации и расширить интеграционную повестку, включив в нее целый ряд вопросов из области экономики, политики и социального развития. В свою очередь масштабный кризис неолиберальной модели [1, c. 15] поставил перед странами Латинской Америки серьезную задачу – искать более эффективную модель, способную предложить государствам адекватные ответы на вызовы современности. Сомнению подверглись прежде всего сам принцип “открытого регионализма”, доминировавший в 90-е годы, равно как ориентация на США и панамериканскую систему в вопросах обеспечения безопасности. Новые механизмы интеграции стали нередко обозначаться как постлиберальные и постгегемонисткие [2, 3].
2 В начале XXI столетия интеграционные проекты вышли на новый уровень, превратившись из таможенных союзов в политические институты, благодаря которым государства Латинской Америки начали обретать собственный голос в Западном полушарии и за его пределами, формулировать региональные цели и задачи развития. Одним из важнейших достижений интеграционного процесса начала XXI в. стало создание Союза южноамериканских наций (УНАСУР), перспективными целями которого были политическая координация действий стран-участниц, интеграция экономик и создание единой зоны свободной торговли на основе политического консенсуса [4, p. 25]. В условиях оформления контуров многополярного мира Латинская Америка ориентируется на укрепление своего международного статуса путем активизации регионального сотрудничества и большей открытости внерегиональным альянсам.
3 Переосмысление концепции регионализма в начале нового тысячелетия [5] привело к тому, что региональная интеграция превратилась не только в основополагающую стратегию развития межгосударственных отношений, но и стала для национальных правительств инструментом решения насущных конкретных задач. При этом панорама интеграционных группировок настолько усложнилась, что латиноамериканские государства вступили в период “интеграции интеграций”, объявив о создании УНАСУР и Сообщества стран Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛАК).
4 Интеграционные объединения позволяют странам региона (у которых по выражению представителя Уругвая в ООН Эльбио Росселли “не хватает мускулов, чтобы участвовать в глобальных процессах” [6]) формировать единую позицию в отношениях с внерегиональными акторами. Этот тренд как нельзя лучше отражает процесс выстраивания многополярного мира, потому что любое региональное интеграционное объединение, особенно имеющее политическую направленность, может стать полюсом архитектуры глобального мира XXI в. В то же время сосуществование многочисленных объединений сказывается на их эффективности, а пребывание одной и той же страны в ряде интеграционных блоков нередко ведет к размыванию их своеобразия.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 2536

Оценка читателей: голосов 0

1. Шереметьев И.К., Николаева Л.Б. Латинская Америка в поисках адекватной модели развития. Латинская Америка, 2013, № 8, cc. 4-17. [Sheremet’ev I.K., Nikolaeva L.B. Latinskaya Amerika v poiskakh adekvatnoi modeli razvitiya [Latin America in search of an adequate model of development]. Latinskaya Amerika, 2013, no. 8, pp. 4-17.]

2. Riggirozzi, P., Tussie, D., eds. The rise of post-hegemonic regionalism: The case of Latin America. Springer Science & Business Media, 2012. 194 p. DOI:10.1007/978-94-007-2694-9

3. Briceño R. Ejes y modelos en la etapa actual de la integración económica regional en América Latina. Estudios Internacionales, 2013, vol. 45, no. 175, pp. 9-39. DOI:10.5354/0719-3769.2013.27352.

4. Quiliconi C., Espinoza R.S. Latin American integration: Regionalism à la Carte in a Multipolar World? Colombia Internacional, 2017, no. 92, pp. 15-41. DOI:10.7440/colombiaint92.2017.01.

5. Briceño J., Morales I., eds. Post-Hegemonic Regionalism in the Americas. Towards a Pacific vs. Atlantic divide? London: Routledge, 2017. 204 p.

6. Rosselli E. A falta de “musculo”, Uruguay hará valer su “autoridad moral e intelectual” en el Consejo de Seguridad de las Naciones Unidas. Búsqueda, 2015, no. 1838. Available at: http://www.busqueda.com.uy/nota/falta-de-musculo-uruguay-hara-valer-su-autoridad-moral-e-intelectual-en-el-consejo-de-seguridad (accessed 10.09.2017).

7. Discurso do Ministro das Relações Exteriores, Embaixador Celso Amorim, pronunciado, em 28 de outubro de 2003, no México, no debate geral da Conferência Especial de Segurança, no âmbito da OEA. Available at: https://goo.gl/hqu9x9 (accessed 09.04.2018).

8. Declaración de Cusco, 2004. Available at: http://www.europarl.europa.eu/meetdocs/2004_2009/documents/fd/200/200412/20041216_03_d.pdf (accessed 09.09.2017).

9. Пятаков А.Н. Модели альтернативной интеграции Латинской Америки в начале XXI в. Ибероамериканские тетради, 2014, № 3 (5), cc. 109-117. [Pyatakov A.N. Modeli al'ternativnoi integratsii Latinskoi Ameriki v nachale XXI v. [Alternative models of integration in Latin America in early XXI century]. Iberoamerikanskie tetradi, 2014, no. 3 (5), pp.109-117.]

10. Integración, seguridad y democracia en América Latina. Guadalajara, ITESO, 2014. 274 p.

11. Declaración de la Moneda. Santiago, 2008. Available at: http://www.itamaraty.gov.br/images/ed_integracao/docs_UNASUL/DECL.2008.LAMONEDA.pdf (accessed 12.09.2017).

12. Informe de la comisión de UNASUR sobre los sucesos de Pando, 2008. Available at: http://www.redunitas.org/informe_unasur.pdf (accessed 13.09.2017).

13. Declaración de Buenos Aires sobre la situación en Ecuador, 2010. Available at: http://sedici.unlp.edu.ar/bitstream/handle/10915/44524/UNASUR_-_Declaraci%C3%B3n_de_Buenos_Aires_sobre_la_situaci%C3%B3n_en_Ecuador__3_p._.pdf?sequence=62 (accessed 14.09.2017).

14. UNASUR Joint declaration. Bariloche, 2009. Available at: https://www.securityassistance.org/blog/joint-declaration-unasur-meeting (accessed 14.09.2017).

15. Lula da Silva tells Obama to look after ‘US drugs’ trade. Mercopress, 07.10.2009. Available at: http://en.mercopress.com/2009/11/09/lula-da-silva-tells-obama-to-look-after-us-drugs-consumers (accessed 15.09.2017).

16. Protocolo Adicional al Tratado Constitutivo de UNASUR sobre Compromiso con la Democracia. Gayana, 2010. Available at: https://www.cancilleria.gov.co/sites/default/files/protocolo-adicional-al-tratado-constitutivo-unasur-sobre-compromiso-c.pdf (accessed 16.09.2017).

17. Summits and Regional Governance: the Americas in comparative perspective. London, Routledge, 2016. 290 p.

18. Comunicado de UNASUR sobre firma del acuerdo final de paz en Colombia, 2016. Available at: http://www.itamaraty.gov.br/images/ed_integracao/docs_UNASUL/COM_PAZ_COL_2016.pdf (accessed 16.09.2017).

19. Bragatti M. Cooperação em defesa na América do Sul – limites у perspectivas. Dissertação de Mestrado, Brasilia 2016. Available at: https://programas.unila.edu.br/sites/default/files/ckfinder/files/BRAGATTI%202016%20-%20DISSERTACAO%20 (2).pdf (accessed 17.09.2017).

20. Declaration of Santa Cruz de la Sierra, 2010. Available at: http://www.state.gov/p/wha/rls/152302.htm (accessed 19.09.2017).

21. Consejo Sudamericano de Defensa en clave de integración, paz, seguridad y cooperación. Ministerio de defensa nacional, República Oriental del Uruguay, 20.05.2011. Available at: https://www.mdn.gub.uy/?p=5598 (accessed 20.09.2017).

22. Discurso del Ministro Defensa Nacional ante el Consejo de Defensa Suramericano. Ministerio de Defensa Nacional de Chile. Available at: http://www.defensa.cl/discursos/d iscurso-del-ministro-defensa-nacional-ante-el-consejo-de-defensa-suramericano/ (accessed 22.09.2017).

23. Döring M., Dalponte B., Hoffay M. América del Sur frente al acuerdo militar entre Colombia y Estados Unidos: la UNASUR y el CDS en acción. Anuario de Integración Regional de América Latina y el Gran Caribe, 2010, no, 8, pp. 123-152.

24. Dabène O. The Politics of Regional Integration in Latin America. Theoretical and Comparative Explorations. New York, Palgrave Macmillan, 2009. 259 p. DOI:10.1057/9780230100749.

25. Comini N. Suramericanizados. La integración regional desde la Alianza al Kirchnerismo. Buenos Aires: Ediciones Universidad del Salvador, 2016. 309 p.

26. Declaración sobre Suramérica como zona de paz, Lima (Perú), 2012. Available at: http://www.itamaraty.gov.br/images/ed_integracao/docs_UNASUL/DECL_ZONA_PAZ_2012.pdf (accessed 23.09.2017).

27. Declaración Presidencial de Quito, 2009. Available at: http://sedici.unlp.edu.ar/bitstream/handle/10915/48768/III_Reuni%C3%B3n_Ordinaria_UNASUR__Quito_agosto_2009__7_p._.pdf?sequence=15 (accessed 23.09.2017).

28. Herrero M.B., Tussie D. UNASUR Health: A quiet revolution in health diplomacy in South America. Global Social Policy, 2015, no. 15(3), pp. 261-277. DOI:10.1177/1468018115599818.

29. 12 proyectos de infraestructura en América del Sur se construirán a 2022. El Telegrafo (Quito), 2017, 12 de julio. Available at: https://www.eltelegrafo.com.ec/noticias/economia/4/12-proyectos-de-infraestructura-en-america-del-sur-se-construiran-a-2022 (accessed 26.01.2018).

30. Хейфец В.Л., Правдюк Д.А. Современные чилийско-боливийские отношения в контексте поиска решения “морской проблемы” Боливии. Латинская Америка, 2015, № 9, cc. 60-72. [Kheifets V.L., Pravdyuk D.A. Sovremennye chiliisko-boliviiskie otnosheniya v kontekste poiska resheniya “morskoi problemy” Bolivii [Modern Chilean-Bolivian relations in the context of seeking a solution to the “marine problem” of Bolivia]. Latinskaya Amerika, 2015, no. 9, pp. 60-72.]

31. Maduro denuncia una nueva “Triple Alianza”. La Nación, 03.08.2016. Available at: http://www.lanacion.com.ar/1924204-maduro-denuncia-una-nueva-triple-alianza (accessed 27.09.2017).

32. Malamud A. It’s a multipolar world after all! (It’s just not a multilateral one.), Latin America Goes Global. Available at: http://latinamericagoesglobal.org/2016/06/3589/ (accessed 28.09.2017).

33. Avendaño O. Desmantelando el Socialismo del Siglo XXI. Argentina abandonaría UNASUR. PanamPost, 24.12.2017. Available at: https://es.panampost.com/orlando-avendano/2017/12/14/desmantelado-socialismo-argentina-unasur/ (accessed 26.12.2017).

34. Paraguassu L. y Desantis D. Argentina, Brasil, Chile, Colombia, Paraguay y Perú suspenden participación en bloque Unasur. Reuters, 20.04.2018. Available at: https://lta.reuters.com/article/topNews/idLTAKBN1HR2J3-OUSLT (accessed 20.04.2018).

35. Spektor M. Unasul precisa ser chacoalhada, não fechada. Folha de São Paolo, 26.04.2018. Available at: https://www1.folha.uol.com.br/colunas/matiasspektor/2018/04/unasul-precisa-ser-chacoalhada-nao-fechada.shtml?loggedpaywall#_=_?loggedpaywall (accessed 26.04.2018).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх