Diversification of Russian Arms Exports: Venezuelan Case Study

 
PIIS013122270004312-4-1
DOI10.20542/0131-2227-2019-63-2-29-35
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: State corporation “Rostec”
Affiliation: AO ”Rosoboronexport”
Journal nameMirovaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniia
EditionVolume 63 Issue 2
Pages29-35
Abstract

The authors present the case study of military-technical cooperation between Russia and Venezuela since 2000 as an important component of contemporary international policies at large. The analysis is based on the systemic analysis of the current geopolitical and military-strategic situation. This permited to identify the most important current trends and key features of the world arms market’s development. Until mid-2000s Russian exports of armaments and military equipment was featured by extremely law degree of geographical diversity: in 2004 more than 4/5th of all foreign sales were concentrated on just two major customers – China and India. This implied serious economic risks in view of the latters’ steady efforts to develop national arms production. Market research of the Russian state corporation “Rosoboronexport” singled out Venezuela as a prospectively abundant new customer. In order to penetrate into this market major efforts were undertaken by “Rosoboronexport”, the constituting companies of the Russian defense-industrial complex and of the top-level political authorities. As a result, Venezuela turned to be a fully new buyer of the Russian armaments. Massive deliveries of weapons and military equipment from the Russian Federation to Venezuela in the period of 2006–2013 helped Russian defense-related enterprises to continue production, despite temporary reduction of Chinese orders, as well as intensive modernization of their technologies and product lines. So far, the major finding of the Venezuelan case study is that the strategy of geographical diversification of the Russian arms deliveries proved to be an efficient tool both for raising the nation’s competitiveness at the world foreign markets and for promoting its political and strategic goals internationally.

Keywordsarms and military equipment, world market, military power, political interests, military-technical cooperation, diversification exports, Venezuela, Russia
Received15.03.2019
Publication date26.03.2019
Number of characters24017
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной

Table of contents

1 Военно-техническое сотрудничество (ВТС) с зарубежными странами традиционно является одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации. ВТС обладает уникальной особенностью, а именно – универсализмом воздействия на внешнюю среду, поскольку является инструментом продвижения одновременно внешнеполитических, военно-стратегических, экономических и коммерческих интересов страны-поставщика. Как показал опыт последних десятилетий, ВТС имеет существенное, а в определенных условиях решающее, значение для поддержания и развития технологического потенциала отечественной оборонной промышленности (см. подробнее [1]).
2 В последнее время возрастает роль и такого, еще недавно, казалось бы, второстепенного аспекта экспортных поставок вооружений и военной техники (ВВТ), как создание репутационного капитала российского государства и его экономики на мировой арене. Успехи последних лет на мировом рынке вооружений вносят весомый вклад в укрепление образа РФ как высокоразвитой в экономическом, технологическом и промышленном отношении, независимой во внешней политике и сильной в военно-стратегическом плане державы. Создание позитивного международного имиджа России повышает ее привлекательность для потенциальных партнеров по ВТС и, в результате, конкурентоспособность отечественной продукции военного назначения на мировом рынке вооружений. Накопленный опыт убедительно доказывает, что конкурентоспособность государства в области ВТС и его международный имидж находятся в диалектической взаимосвязи. Закономерным следствием успешного осуществления военно-технического сотрудничества с зарубежными странами стало наращивание международного авторитета и потенциала “мягкой силы” Российской Федерации (см. подробнее [2]).
3

I

Основными целями военно-технического сотрудничества с иностранными государствами остаются продвижение военно-политических и коммерческих интересов страны. Две эти подсистемы находятся в сложном взаимодействии, не только взаимодополняя, но иногда и вступая в противоречие друг с другом.

4 Стремление использовать поставки продукции военного назначения в качестве инструмента политического влияния на международной арене может наносить ущерб национальной экономике. Классический пример дает советская практика, когда Москва, осуществляя безвозмездные и льготные поставки вооружений союзным социалистическим странам и своим клиентам среди развивающихся государств, в конечном счете аккумулировала огромные безнадежные долги, которые никогда не были погашены. Так, по данным ЦРУ, ежегодная безвозмездная советская военная помощь Афганистану, Анголе, Вьетнаму, КНДР, Кубе, Никарагуа, Эфиопии превышала 15 млрд руб. На XXVIII съезде КПСС такого рода помощь было представлена как “идеологические потери”, а ее объем за период с 1970 по 1990 гг. был оценен в 700 млрд руб. (11.7 млрд долл.) [3]. Такова была плата за лояльность отдельных зарубежных лидеров, за геополитические интересы и влияние Москвы на международной арене.

Number of purchasers: 2, views: 327

Readers community rating: votes 0

1. Chemezov S.V. Voenno-tekhnicheskoe sotrudnichestvo Rossii s inostrannymi gosudarstvami: opyt organizatsionnogo proektirovaniya. Moskva, TsIBOB REhA, 2001. 142 s. [Chemezov S.V. Voenno-tekhnicheskoe sotrudnichestvo Rossii s inostrannymi gosudarstvami: opyt organizatsionnogo proektirovaniya [Military-technological cooperation of Russia with foreign states: an experience of organization design]. Moscow, TsIBOB REA, 2001. 142 p.]

2. Rudakova A.Eh., Grishin O.E. Reputatsionnyj kapital gosudarstva. Moskva, Izdatel'stvo RGSU, 2017. 162 c. [Rudakova A.E., Grishin O.E. Reputatsionnyi kapital gosudarstva [Reputation capital of the state]. RGSU Publishing house, 2017. 162 p.]

3. Voenno-promyshlennyj kompleks SSSR. Komsomol'skaya pravda, 19.01.1991. [Military-Industrial Complex of the USSR. Komsomol’skaya Pravda, 19.01.1991 (In Russ.)]

4. Uollander S.A., Legvold R. Vvedenie. Ehkonomika i bezopasnost' na postsovetskom prostranstve. [Wallander S.A., Legvold R. Vvedenie. Ekonomika i bezopasnost' na postsovetskom prostranstve [Introduction. Economy and security at post-soviet space]] Available at: http://www.amacad.org/publications/swords_russian/introduction.pdf (accessed 10.08.2018).

5. Levi M. A Logic of Institutional Change. The Limits of Rationality. K. Cook, M. Levi, eds. Chicago, University of Chicago Press, 1990. 404 p.

6. Nort D. Instituty, institutsional'nye izmeneniya i funktsionirovanie ehkonomik. Moskva, Fond ehkonomicheskoj knigi “Nachala”, 1997. 112 s. [North D. Instituty, institutsional'nye izmeneniya i funktsionirovanie ekonomik [Institutions, institutional changes and the functioning of economies]. Moscow, Fund of economic book “Nachala”, 1997. 112 p.]

7. Gornostaev D., Korotchenko I. Sdelka Gor–Chernomyrdin: uscherb Rossii – 4 mlrd doll. Nezavisimaya gazeta, 09.10.2000. [Gornostaev D., Korotchenko I. Sdelka Gor–Chernomyrdin: ushcherb Rossii – 4 mlrd doll. [Gore–Chernomyrdin deal: damage to Russia – 4 Billion dollars]. Nezavisimaya gazeta, 09.10.2000.

8. Aehronavtika i kosmos, 2007, № 52, s. 9. [Aeronautics and outer space, 2007, no. 52, p. 9. (In Russ.)]

9. Byulleten' inostrannoj kommercheskoj informatsii. Moskva, VNIKI, 2001, № 37, ss. 2-3. [Bulletin of foreign commercial information. Moscow, VNIIKI, 2001, no. 37, pp. 2-3. (In Russ.)]

10. Vedomosti, 21.05.2009. [Vedomosti, 21.05.2009 (In Russ.)]

11. Kommersant, 25.12.2007. [Kommersant, 25.12.2007 (In Russ.)]

12. Poroskov N., Shpak V. Pokupajte rossijskoe. Vremya novostej, № 67(742), 15.04.2003. [Poroskov N., Shpak V. Pokupaite rossiiskoe [Buy Russian]. Vremya novostei, № 67(742), 15.04.2003.]

13. The Military Balance 2000–2001. London, International Institute of Strategic Studies, 2001. 318 p.

14. M.S. Barabanov, K.V. Makienko, R.N. Pukhov, A.L. Rybas. Voenno-tekhnicheskoe sotrudnichestvo Rossii s zarubezhnymi gosudarstvami: analiz rynkov. Moskva, Nauka, 2008. 459 s. [M.S. Barabanov, K.V. Makienko, R.N. Pukhov, A.L. Rybas. Voenno-tekhnicheskoe sotrudnichestvo Rossii s zarubezhnymi gosudarstvami: analiz rynkov [Russia's military-technical cooperation with foreign states: market analysis] Moscow, Nauka, 2008. 459 p.]

15. Makienko K. Rossijsko-indijskoe sotrudnichestvo. Voenno-promyshlennyj kur'er, № 50, 18.12.2012. [Makienko K. Rossiisko-indiiskoe sotrudnichestvo [Russian-Indian cooperation]. Military-Industrial Herald, no. 50, 18.12.2012.]

16. Chernenko E., Goryashko S., Safronov I. Rossijskoe oruzhie nashlo arabovladel'tsev. Kommersant, 28.03.2015. [Chernenko E., Goryashko S., Safronov I. Rossiiskoe oruzhie nashlo arabovladel'tsev [Russian armaments founded Arabian owners]. Kommersant, 28.03.2015.]

Система Orphus

Loading...
Up