Глобальные цепочки стоимости в отраслях экономики: общее и особенное

 
Код статьиS013122270004112-4-1
DOI10.20542/0131-2227-2019-63-1-49-58
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН
Адрес: РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 63 Выпуск №1
Страницы49-58
Аннотация

Для современного этапа глобализации характерен процесс формирования глобальных цепочек стоимости (ГЦС) в различных отраслях и сферах экономики, активное участие в которых позволяет реализовать потенциальные конкурентные преимущества отдельных стран и компаний. Однако реализация этих преимуществ не происходит автоматически. Требуется понимание организационной, технологической и административной специфики отраслей и отраслевых цепочек, оценка возможностей освоения достижений четвертой промышленной революции и трансформация самой традиционной промышленной политики в сторону наращивания производственных компетенций и распространение их на другие стоимостные цепочки.

Ключевые словаглобальные цепочки стоимости, индустрия 4.0, промышленная политика, апгрейд
Получено20.02.2019
Дата публикации20.02.2019
Кол-во символов34911
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Промышленный и торговый капитал способствовали процессу глобализации, формируя два отчетливых типа международных экономических сетей (или глобальных цепочек товаров): “управляемые производителем” и “управляемые покупателем” [1]. Рассмотрим их отличительные черты.
2

ТИПЫ ОТРАСЛЕВЫХ ЦЕПОЧЕК СТОИМОСТИ

3 ГЦС, управляемые производителем, – это структуры, в которых крупные, как правило, транснациональные производители играют ключевую центральную роль в координации производственного процесса (включая связи с поставщиками и потребителями). Они характерны для капитало- и наукоемких отраслей, таких как автомобильная промышленность, авиастроение, компьютерная индустрия, полупроводниковая промышленность и тяжелое машиностроение.
4 В ГЦС, управляемых покупателем, ключевую роль играют владельцы брендов: крупные компании розничной торговли и маркетинга (фирмы розничной торговли, такие как Wal-Mart, Siers, Reebok, J.C. Penney, поставщики спортинвентаря, такие как Nike и Reebok, модной одежды, такие как Liz Claibourn и The Limited). Модель “торговой” индустриализации распространена в трудоемких отраслях по выпуску потребительских товаров, таких как одежда, обувь, игрушки, потребительская электроника и т.п. Производство обычно осуществляется многоуровневой сетью подрядчиков из стран Третьего мира по спецификациям, предоставляемым владельцами брендов, заказывающих такие товары.
5 Одной из важнейших характеристик таких ГЦС можно назвать то, что процесс материального производства товаров отделен от стадий проектирования и маркетинга. Прибыль генерируется не в результате объемов, масштабов производства и технологических прорывов (как в стоимостных цепочках производителей), а в результате уникальных комбинаций высокостоимостных исследований, проектирования, продаж, маркетинга и финансовых услуг, что позволяет компаниям розничной торговли, дизайнерским и маркетинговым компаниям выступать в качестве стратегических брокеров, связывающих зарубежные фабрики и трейдеров в рамках постоянно развивающихся продуктовых ниш на важнейших потребительских рынках.
6 В цепочках, управляемых производителем, компании, выпускающие технологически сложные товары, выступают основными экономическими агентами не только по объемам получаемых доходов, но и по способности осуществлять контроль над связями с поставщиками сырья и компонентов, а также с компаниями дистрибуции и розничной торговли. Ведущие компании в таких цепочках обычно принадлежат к глобальным олигополиям.
7 ГЦС, управляемые покупателями, наоборот, характеризуются высокой конкуренцией и глобальной децентрализацией. Компании, разрабатывающие и продающие брендовые товары, определяют, каким образом, где и когда начнется производство таких товаров и как будет генерироваться прибыль в каждом звене стоимостной цепочки.

всего просмотров: 1603

Оценка читателей: голосов 0

1. Gereffi G. The Organization of Buyer-Driven Global Commodity Chains: How US Retailers Shape Overseas Production Networks. Gereffi G., Korzeniewicz M., eds. Commodity Chains and Global Capitalism. Westport, Greenwood Press, 1994, pp. 95-122.

2. Gereffi G. A Commodity Chains Framework for Analyzing Global Industries. Durham, Duke University, August 12, 1999. 9 p.

3. Xing Y., Detert N. How the iPhone Widens the United States Trade Deficit with the People’s Republic of China. ADBI Working Paper Series, December 2010, no. 256. 12 p.

4. Kaplinsky R., Morris M. Thinning and Thickening: Productive Sector Policies in the Era of Global Value Chain. The European Journal of Development Research, September 2016, vol. 28, iss. 4, pp. 625-645.

5. Singer H. The Distribution of Gains between Investing and Borrowing Countries. American Economic Review, 1950, May, pp. 473-485.

6. Hirshman F. Essays in Trepassing: Economics to Politics and Beyond. New York, Cambridge University Press, 1981. 310 p.

7. Wright G., Czelusta J. The Myth of the Resource Curse. Challenge, 2004, vol. 47, no. 2, pp. 6-38.

8. Kaplan D. South African Mining Equipment and Specialist Services: Technological Capacity, Export Performance and Policy. Resources Policy, 2012, vol. 37, iss. 4, pp. 425-433.

9. Ulbrich M. Changes of Global Value Chains in the Industrial Production Sector. Central European Review of Economics and Finance, 2015, vol. 10, no. 4, pp. 35-51.

10. Laplume A., Petersen B. Global Value Chains from 3D Printing. Journal of International Business Studies, January 2016, pp. 1-35.

11. Porter M., Heppelmann J. How Smart, Connected Products are Transforming Competition. Harvard Business Review, 2014, vol. 92, no. 11, pp. 64-88.

12. Greenberg E., Hirt M., Smit S. The Global Forces Inspiring a New Narrative of Progress. McKinsey Quarterly, April 2017. Available at: https://www.mckinsey.com/business-functions/strategy-and-corporate-finance/our-insights/the-globalforces-inspiring-a-new-narrative-of-progress (accessed 02.03.2018).

13. Kietzmann J., Berthon P. Disruption, Decisions, and Destinations: Enter the Age of 3D Printing and Additive Manufacturing. Business Horizons, 2015, vol. 58, no. 2, pp. 209-215.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх