Прошлое на переднем крае политики идентичности

 
Код статьиS013122270002952-8-1
DOI10.20542/0131-2227-2018-62-11-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: Москва, Россия
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 62 Выпуск №11
Страницы65-76
Аннотация

Интерпретации истории стали заметной частью политического дискурса в странах Европейского союза, а политика памяти – ключевым направлением политики идентичности не только в “новой” Европе в контексте процессов нациестроительства, но и в “старой” Европе, где на уровне государств, регионов в их составе, претендующих на автономный статус, и наднациональных структур оформляются разные исторические нарративы. В образовательном пространстве ЕС предпринимаются попытки преодоления разделенного прошлого при подготовке школьных учебников истории нового поколения. Активную роль в  этом процессе играет Германия. Пересмотр национальных “больших нарративов” и  отражение в  политике идентичности нарративов и  идентичностей различных групп многокультурных обществ – феномен ХХI века, связанный не только с поиском эффективных механизмов поддержания социального согласия, но и с ростом массового недовольства перспективами интеграционного проекта и подъемом “нового национализма” в благополучных регионах “старой” Европы. На основе анализа массива эмпирических источников – результатов массовых опросов и анкетирования школьников, текстов учебных программ, сетевых ресурсов, экспертных оценок учебников истории – показано, как в странах демократической политической традиции интерпретации прошлого используются в школьном образовании для пересмотра повестки дня государственного регулирования и легитимации установок “нового национализма” в массовом сознании.

Ключевые слованациональное государство, национальная идентичность, политика идентичности, “новый национализм”, политическое пространство, Европейский союз, регион, образование, учебники истории, исторические нарративы, политика памяти
Получено07.12.2018
Дата публикации14.12.2018
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

всего просмотров: 1196

Оценка читателей: голосов 0

1. Идентичность: Личность, общество, политика. Энциклопедическое издание. (ИМЭМО РАН) Семененко И.С., отв. ред. Москва, Весь Мир, 2017. 992 с.

2. Малинова О.Ю. Актуальное прошлое: Символическая политика властвующей элиты и дилеммы российской идентичности. Москва, Политическая энциклопедия, 2015. 207 с.

3. Миллер А. Россия: власть и история. Pro et Contra, 2009, т. 13, № 3-4, май-август, cc. 6-23.

4. Шеррер Ю. Германия и Франция: проработка прошлого. Pro et Contra, 2009, т. 13, № 3-4, май-август, сс. 89-108.

5. European Historical Memory: Policies, Challenges and Perspectives. Study. DG for Internal Politics. Policy Department B: Structural and Cohesion Policies. Culture and Education. Brussels, 2015. 46 p.

6. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память. Неприкосновенный запас, 2005, № 2-3 (40-41). Available at: http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/ha2.html (accessed 04.07.2018).

7. Штомпка П. Социальное изменение как травма. Социологические исследования, 2001, № 1, cc. 6-16.

8. Ассман А. Новое недовольство мемориальной культурой. Москва, Новое литературное обозрение, 2016. 232 с.

9. Ионин Л.М. Восстание меньшинств. Москва, СПб., Университетская книга, 2013. 237 с.

10. Ассман А. Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и историческая политика. Москва, Новое литературное обозрение, 2014. 328 с.

11. Малинова О.Ю., отв. ред. Символическая политика. Сборник научных трудов. Вып. 1. Конструирование представлений о прошлом как властный ресурс. Москва, ИНИОН РАН, 2012. 334 с.

12. Seixas P. Theorizing Historical Consciousness. Toronto, University of Toronto Press Incorporated, 2004. 255 p.

13. History Education and Post-Conflict Reconciliation. Reconsidering Joint Textbook Projects. Korostelina K.V., Lässig S., eds. London, Routledge, 2013. 272 p.

14. (Re)Constructing Memory: Textbooks, Identity, Nation, and State. Williams J.H. and W.D. Bokhorst-Heng W.D., eds. Rotterdam–Boston–Taipei, Sense Publ., 2016. 392 p.

15. Elmersjö A., Clark A., Vinterek M., eds. International Perspectives on Teaching Rival Histories. Pedagogical Responses to Contested Narratives and the History Wars. London, Palgrave Macmillan, 2017. 292 p.

16. The Palgrave Handbook of State-Sponsored History after 1945. London, Palgrave Macmillan, 2018. 877 p.

17. Metzger S.A., Harris L.M., eds. Wiley International Handbook of History Teaching and Learning. London, Wiley-Blackwell, 2018. 704 p.

18. Hjerm M. Education, Xenophobia and Nationalism: A Comparative Analysis. Journal of Ethnic and Migration Studies, 2001, vol. 27, no. 1, pp. 37-60.

19. Mavroudi E. and Holt L. (Re)constructing Nationalisms in Schools in the Context of Diverse Globalized Societies. Governing through Diversity. Migration Societies in Post-Multiculturalist Times. Matejskova T., Antonsich M., eds. London, Palgrave Macmillan, 2015, pp. 181-200.

20. Van der Leeuw Roord J. Beyond the Doorstep: The nature of history teaching across Europe. Culturahistorica.es. Web portal on historical culture, theory of history and historiography. Available at: http://culturahistorica.es/joke/history_teaching.pdf (accessed 24.05.2018).

21. Histoire/Geschichte, Europa und die Welt seit 1945. Leipzig, Ernst Klett Verlag, 2006.

22. Franco-German textbook launched. Available at: http://news.bbc.co.uk/2/hi/4972922.stm (accessed 28.06.2018).

23. Stober G. Textbook Revision and the Development of Common History Textbooks. Learning and teaching history: lessons from and for Lebanon. Proceedings of the Third Conference on Education of the Lebanese Yearbook. Beirut, LAES, 2012, pp. 135-146.

24. EUROCLIO. The European Association of History Educators. Available at: www.euroclio.eu (accessed 24.03.2018).

25. Unsere Geschichte/Nasza historia. (Our History). Wiesbaden: Eduversum / Warszawa: WSiP, 2016-2017.

26. Pick D. “Europe. Our History”. A History Textbook for Poland and Germany. Public History Weekly, 2018, no. 6. Available at: https://public-history-weekly.degruyter.com/6-2018-18/europe-our-history-a-textbook-for-poland-and-germany/ (accessed 05.07.2018).

27. Georg Eckert Institute for International Textbook Research. Available at: http://www.gei.de/en/the-institute.html (accessed 05.07.2018)

28. Textbook Systems Worldwide. Available at: http://edu-data.edumeres.net/index.php?id=20&L=1 (accessed 05.07.2018)

29. House of European History. Available at: https://historia-europa.ep.eu/en/mission-vision (accessed 05.07.2018)

30. Bakhtin M.M. The Dialogic Imagination: Four Essays. Austin, TX and London, University of Texas Press. 1981. 434 p.

31. Bottici Ch. European identity and the politics of remembrance. Performing the Past: Memory, History and Identity in Modern Europe. Ed. by Tilmans K., Vree F. van, Winter J. Amsterdam, Amsterdam University Press, 2010, pp. 335-359.

32. Le récit du commun. L’histoire nationale racontée par les élèves. Lantheaume F., Létourneau J., dir. Lyon, Presses universitaires de Lyon, 2016. 240 p.

33. History programmes of study: key stage 3. National curriculum in England. Department for Education. Available at: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/239075/SECONDARY_national_curriculum_-_History.pdf (accessed 03.04.2018).

34. The British Empire is something to be proud of. Available at: https://yougov.co.uk/news/2014/07/26/britain-proud-itsempire/ (accessed 24.04.2018)

35. National curriculum in England: citizenship programmes of study. Available at: https://www.gov.uk/government/publications/national-curriculum-in-england-citizenship-programmes-of-study (accessed 30.06.2018).

36. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. Москва, Высшая школа, 1992. 351 с.

37. Nora P., dir. Les lieux de mémoire I. La République. Paris, Gallimard, 1986. 674 p.

38. Zakaria F. The Rise of Illiberal Democracy. Foreign Affairs, 1997, November–December. Available at: https://www.foreignaffairs.com/…/1997-11-01/rise-illiberal-democracy (accessed 2.06.2018)

39. Семененко И.С. Национализм, сепаратизм, демократия… Метаморфозы национальной идентичности в “старой” Европе. Полис. Политические исследования, 2018, № 5, cc. 70-87.

40. Холодковский К.Г. Особенности сепаратизма в Западной Европе XXI века. Южно-российский журнал социальных наук, 2018, т. 19, № 2, cc. 27-37.

41. Дробижева Л.М. Национально-гражданская и этническая идентичность: проблемы позитивной совместимости. Россия реформирующаяся. Ежегодник. Горшков М.К., отв. ред. Вып.7. Москва, Институт социологии РАН, 2008, cc. 214-228.

42. Садовая Е.С., Кутергин В.А. Регулирование этнополитических отношений в рамках образовательной политики: опыт стран ЕС. Полис. Политические исследования, 2017, № 5, cc. 91-105.

43. Борисова Н.В. Когда языки в огне: оспаривание языковых режимов как вызов балансу в межэтнических отношениях. Москва, РОССПЭН, 2017. 189 с.

44. PISA 2015 Euskadi. Informe de Resultados. Proyecto para la Evaluación Internacional de Estudiantes de 15 años en Ciencias, Matemáticas y Lectura. Instituto Vasco de Evaluación e Investigación Educativa. Bilbao, ISEI-IVEI, 2017. Available at: http://www.isei-ivei.hezkuntza.net/c/document_library/get_file?uuid=6fed30d6-36c0-4b34-9dbf-6a07f8ab8bec&group Id=635622 (accessed 05.07. 2018).

45. La ‘obsesión por el euskera’ lleva a la educación vasca a sus “peores resultados”. El Confidentiel, 25.01.2018. Available at: https://www.elconfidencial.com/espana/pais-vasco/2018-01-25/educacion_1510953/ (accessed 02.07.2018).

46. Кожановский А.Н. Форсированное строительство каталонской региональной нации. Вестник антропологии, 2015, № 3-4, сс. 26-46.

47. Institut Nova Història. Projectes. Available at: https://www.inh.cat/projectes/ (accessed 05.06.2018).

48. Harris S. Catalonia Is Not Spain – A Historical Perspective. Lulu.com, 2014. 300 p. Available at: https://www.barcelonas.com/catalonia-is-not-spain.html (accessed 28.06.2018).

49. Història de Catalunya per a nens. Per J.M. Solé Sabaté i Q. Solé Barjau. Barcelona, Edicions 62, 2014.

50. Sant E., González-Monfort N., Santisteban Fernández A., Pagès Blanch J., Oller Freixa M. How do Catalan Students Narrate the History of Catalonia When They Finish Primary Education? Mc Gill Journal of Education / Revue des sciences de l’education McGill, 2015, vol. 50, no. 2/3. Available at: http://mje.mcgill.ca/article/view/9151/7058 (accessed 29.06.2018)

51. Sant E., Davies I. & Santisteban A. Citizenship and Identity: The Self-Image of Secondary School Students in England and Catalonia. British Journal of Educational Studies, 2016, vol. 64, no. 2, pp. 235-260.

52. Прохоренко И. Испанский опыт регулирования межнациональных отношений и инокультурной иммиграции. Мировая экономика и международные отношения, 2015, т. 59, № 12, сс. 80-89.

53. Alvarez P. Catalan independence movement spills over into schools. El Pais, 25.10.2017. Available at: https://elpais.com/elpais/2017/10/25/inenglish/1508925394_322546.html (accessed 28.06.2018).

54. Recent Research on Teaching in Northern Ireland: Informing Curriculum Change. Coleraine: UNESCO Centre, University of Ulster, 2007. Available at: http://uir.ulster.ac.uk/15651/1/Mc7march1030%5B1%5D.pdf (accessed 29.06.2018)

Система Orphus

Загрузка...
Вверх