Культурная дипломатия Бразилии: от истоков до наших дней

 
Код статьиS0044748X0023817-7-1
DOI10.31857/S0044748X0023817-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Университет МГИМО
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЛатинская Америка
ВыпускВыпуск № 1
Страницы70-84
Аннотация

В статье анализируется становление культурной дипломатии Бразилии со времен имперского периода до наших дней. Особое внимание уделяется фигурам, которые внесли существенный вклад в ее развитие, — императору Педру II (1831—1889 гг.), министру иностранных дел Жозе Марии да Силва Параньосу, барону Риу Бранку, историку Жилберту Фрейри, министру образования Гуштаво Капанеме. Автор дает периодизацию развития культурной дипломатии, прослеживает процесс ее институционализации и приходит к выводу, что в начале XXI в. при президенте Луисе Инасио Луле да Силва (2003—2011 гг., 2022 — н/в) она достигла расцвета и стала инструментом усиления бразильского влияния в мире. Это выражалось в увеличении роли государства в финансировании культурной сферы и в принятии социокультурных программ, некоторые из которых были взяты на вооружение другими странами Латинской Америки и Европы. С приходом к власти правоориентированных политиков начался кризис культурной дипломатии, который был отмечен упразднением министерства культуры, сокращением финансирования культурной сферы и некоторыми элементами возврата к элитарной культуре Первой республики.

Ключевые словаБразилия, мягкая сила, культурная дипломатия, «живая культура»
Получено02.10.2022
Дата публикации31.01.2023
Кол-во символов33224
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 244

Оценка читателей: голосов 0

1. Cervo A.L. As relações históricas entre o Brasil e a Itália: o papel da diplomacia. São Paulo, Editora da UnB/Instituto Italiano di Cultura, 1992, 261 p.

2. Joseph S. Nye, Jr. Soft Power: the Means to Success in World Politics. New York, Public Affairs, 2004, 192 p.

3. Gomes A.B.P. Percepções, imagens e diplomacia cultural: algumas considerações sobre o caso brasileiro. Revista Estudos Políticos. Niterói, vol. 6, N 2, set 2016, рр. 443 – 465.

4. Жебит Е. Дон Педро II. Путешествие из тропиков в Россию. Родина. М., 2013, № 10, сс. 22-32. [Zhebit E. Don Pedro II. Puteshestvie iz tropikov v Rossiyu. [Don Pedro II. Travelling from the tropics to Russia]. Rodina. Moscow, 2013, N 10, рр. 22-32 (In Russ.).

5. Dumont Juliette e Fléchet, Anaïs "Pelo que é nosso!": a diplomacia cultural brasileira no século XX. Revista Brasileira de História. São Paulo, 2014, vol. 34, n. 67, рр. 203 - 221.

6. Castro F.V. A Cultural Diplomacy Project for the Republic: Revista Americana and the building of a new continental vision. Revista Brasileira de História. São Paulo, vol. 32, n. 63, 2012, рр. 303-326.

7. Мартынов Б.Ф. «Золотой канцлер». Барон де Рио-Бранко - великий дипломат Латинской Америки. М., ИЛА РАН, 2004, 160 c. [Martynov B.F. “Zolotoi kanzler. Baron Rio Branko – velikii diplomat Latinskoi Ameriki. [“Gold chancellor”. Baron Rio Branco – a great diplomat of Latin America]. Moscow, ILA RAN, 2004, 160 p. (In Russ.).

8. Corá M.A.J. Public cultural policies in Brazil: From the material to the immaterial heritage (2014). Revista de Administracao Publica. São Paulo. Pontifícia Universidade Católica de São Paulo? 2014, vol. 48, N 5, рр. 1093-1112.

9. Suppo H.R. Gilberto Freyre e a imagem do Brasil no mundo. Cena internacional. Piracicaba, Аno 5, n.2, 2003, рр. 40-59.

10. Queiroz J. Representação dos negros no cinema nacional. Revista Eletrônica Discente História. Cruz das Almas, vol. 7, N14, 2020, рр. 340–349.

11. Campos A. de. O Balanço da Bossa e outras bossas. São Paulo, Perspectiva, 1993, 359 p.

12. Fléchet A. As Partituras Da Identidade: O Itamaraty E A Música Brasileira No Século XX. Escritos vol. Rio de Janeiro, 2012, vol. 5, N 5, рр. 227-256.

13. Brazil. Ministry of Sport. Brazil of all Sports. Brasília: Ministry of Sport, 2012, 133 p.

14. Calabre L. Políticas Culturais no Brasil: balanço e perspectivas. III ENECULT, Salvador, 2007, рр.1–18.

15. Fléchet A. Por uma história transnacional dos festivais de música popular. Música, contracultura e transferências culturais nas décadas de 1960 e 1970. Patrimônio e Memória. Assis Brasil, 2011, vol.7, n.1, рр. 257-271.

16. Belem M., Donadone J. A Lei Rouanet e a construção do “mercado de patrocínios culturais”. NORUS, Santiago, vol.1, N1, janeiro – junho 2013, рр. 51–61.

17. Rubim A. Políticas culturais no Brasil: passado e presente. Rubim A., Rocha R. Políticas culturais. Salvador EDUFBA, 2012, рр. 29-48.

18. Varella G. Plano Nacional de Cultura: direitos e políticas culturais no Brasil. Rio de Janeiro, Azougue, 2014, 208 p.

19. Neto C.P. Políticas culturais, financiamento e asfixia da cultura. Rubim A., Canelas А.А., Tavares М. Cultura e política no Brasil atual. São Paulo, Fundação Perseu Abramo, 2021, рр. 303–328.

20. Novais B. Caminhos trilhados, horizontes possíveis: um olhar sobre a diplomacia cultural do Estado brasileiro no período de 2003 a 2010. Salvador: dissertação de mestrado, Universidade Federal da Bahia, 2013, 247 p.

21. Novais B. Diplomacia cultural da República Federativa do Brasil no período de 2003 a 2010: lócus da América Latina em relação aos demais territórios mundiais. Revista Latino-Americana de Estudos Científicos. Salvador, vol. 2, n.7, 2021, рр. 55–65.

22. Santini A. Cultura Viva e a construção de um repertório comum para as políticas culturais na América Latina// Iberculturaviva. Available at: https://iberculturaviva.org/cultura-viva-e-a-construcao-de-um-repertorio-comum-para-as-politicas-culturais-na-america-latina/ (accessed 01.09.2022).

23. Bijos L, Arruda vol. A diplomacia cultural como instrumento de política externa brasileira. Revista Dialogos: a cultura como dispositivo de inclusão. Taguatinga, 2010, vol. 13, N 1, рр. 33-53.

24. Número de examinandos do exame Ceple-Bras. UFRGS. Available at: https://www.ufrgs.br/acervocelpebras/wp-content/uploads/2021/12/Crescimento-do-numero-de-examinandos-A3-31.03.2021.pdf (accessed 26.03.2022).

25. Guimarães, F. F., Finardi K. R., Casotti, J. B. C. Internationalization and Language Policies in Brazil: What is the Relationship? // Revista Brasileira de Linguística Aplicada. Minas Gerais, 2019, vol. 19, N2, рр. 295–327.

26. Dia Mundial da Língua Portuguesa 5 de maio de 2021. [Statistics of Camões Institute]. Available at: https://www.instituto-camoes.pt/images/pdf_noticias/Dados_sobre_a_l%C3% ADngua_portuguesa-2021.pdf (accessed 19.06.2022).

27. Brasil é o 2º país que mais passa tempo na Internet e também o 3º que mais usa redes sociais // Tudocelular. Available at: https://www.tudocelular.com/seguranca/noticias/n179995/brasil-pais-que-mais-usa-redes-sociais.html (accessed 24.08.2022).

28. Nenhuma escrava viajou tanto como a Isaura. Geocities. Available at: https://www.geocities.ws/paulopes.geo/isaglobo.htm (accessed 25.08.2022).

29. Ивановский З.В., Мартынов Б.Ф., Окунева Л.С. Бразилия: «тропический гигант» на подъеме. Москва, ИЛА РАН. 2011, 117 с. [Ivanovskii Z.V., Martynov B.F., Okuneva L.S. Brazilia: “tropicheskii gigant” na pod’eme. [Brazil: “tropical giant” on the rise]. Moscow, ILA RAN 2011, 117 p. (In Russ.).

30. Sob ataque de Bolsonaro, Cultura defende seu impacto na economia com receita de 170 bilhões de reais // El País. Available at: https://brasil.elpais.com/cultura/2019-12-27/sobataque-de-bolsonaro-cultura-defende-seu-impacto-na-economia-com-receita-de-170-bilhoes-de-reais.html (accessed 19.04.2022).

31. Наумов А.О., Положевич Р.С. «Мягкая сила» и международный имидж стран группы ИБСА. Государственное управление. Электронный вестник. 2015. №52. [Naumov A.O., Polozhevich R.S. “Miagkaya sila” I mezhdunarodny imidj stran gruppy IBSA. [“Soft power” and international image of IBSA countries]. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronny vestnik. 2015, N 52. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/myagkaya-sila-i-mezhdunarodnyy-imidzh-stran-gruppy-ibsa (accessed 04.09.2022). (In Russ.).

32. Popularidade de Lula bate recorde e chega a 87%, diz Ibope. G1. Available at: https://g1.globo.com/politica/noticia/2010/12/popularidade-de-lula-bate-recorde-e-chega-87-diz-ibope.html (accessed 29.09.2022).

33. Copa do Mundo e Jogos Olímpicos: valeu a pena? Politize. Available at: https://www.politize.com.br/copa-do-mundo-e-jogos-olimpicos-valeu-a-pena/ (accessed 12.08.2022).

34. Окунева Л.С. Импичмент президента Бразилии: как это было. Латинская Америка. M., 2016, № 8, с. 28-42. [Okuneva L.S. Impichment presidenta Brazilii: ka keto bylo [Brazil’s president impeachment: how it was]. Latinskaya America. Moscow, 2016, N 8, pp. 28-42 (In Russ.).

35. Окунева Л.С. Импичмент президента Бразилии: размышления и выводы. Латинская Америка. М., 2016, № 10, сс. 5-22. [Okuneva L.S. Impichment presidenta Brazilii: razmyshleniya e vyvody. [Brazil’s president impeachment: reflection and conclusions]. Latinskaya America. Moscow, 2016, N 10, pp. 5-22. (In Russ.).

36. Barbosa F, Freitas F. Financiamento cultural: uma visão de princípios. Texto para discussão 2083. Brasília, IPEA, 2015, 54 p.

37. Bolsonaro defende a extinção do Ministério da Cultura// UOL. Available at: https://noticias.uol.com.br/politica/eleicoes/2018/noticias/2018/03/29/bolsonaro-defende-a-extin-cao-do-ministerio-da-cultura.htm (accessed 17.08.2022).

38. Rubim A.A.C. Balanço político-cultural do governo Bolsonaro. Rubim A.A.C., Tavares M.Cultura e política no Brasil atual¬. São Paulo, Fundação Perseu Abramo, 2021, рр. 37 – 55.

39. Bolsonaro transfere direção da Ancine para Brasília por suposto ativismo. Adorocinema. Available at: https://www.adorocinema.com/noticias/filmes/noticia-149520/ (accessed 16.08.2022).

40. Varella G, Brant J. Do Estado da Cultura ao Estado anticultural. Castro J.A., Marcio (orgs.). Brasil: Estado social contra barbárie. São Paulo, Editora da Fundação Perseu Abramo, 2020, р. 523- 538.

41. Bolsonaro’s Cultural Revolution. Americas Quarterly. Available at: https://www.americasquarterly.org/article/bolsonaros-cultural-revolution/ (accessed 19.08.2022).

42. Expo 2020 Dubai chega ao fim e Pavilhão Brasil atingiu 2.123.953 visitantes em 6 meses de exposição // ApexBrasil. Available at: https://apexbrasil.com.br/br/pt/conteudo/noticias/expo-2020-dubai-chega-ao-fim-e-pavilao-brasil-atingiu-dois-milhoes-de-visitantes.html (accessed 22.08.2022).

43. Cancelamento do Carnaval repercutiu negativamente na Confiança do Empresário. CNC. Available at: https://www.portaldocomercio.org.br/noticias/cancelamento-do-carnaval-repercutiu-negativamente-na-confianca-do-empresario/417403 (accessed 28.08.2022).

44. Cultura: o que dizem os planos de governo dos candidatos à Presidência// G1. Available at: https://g1.globo.com/politica/eleicoes/noticia/2022/09/23/cultura-o-que-dizem-os-planos-de-governo-dos-candidatos-a-presidencia.ghtml (accessed 25.09.2022).

45. Resultados. Tribunal Superior Eleitoral. Available at: https://sig.tse.jus.br/ords/ dwapr/seai/r/sig-eleicao-resultados/maiores-votacoes?session=100033962221272 (accessed 28.10.2022).

46. Lula é eleito novamente presidente da República do Brasil. Tribunal Superior Eleitoral. Available at: https://www.tse.jus.br/comunicacao/noticias/2022/Outubro/lula-e-eleito-novamente-presidente-da-republica-do-brasil (accessed 28.11.2022).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх