«Пограничность» как способ сохранения и утверждения идентичности. Исторический опыт индейских культур Латинской Америки в универсальном контексте

 
Код статьиS0044748X0016136-8-1
DOI10.31857/S0044748X0016136-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт Латинской Америки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЛатинская Америка
ВыпускВыпуск № 9
Страницы83-96
Аннотация

В статье обосновывается тезис, согласно которому в современных индейских культурах Латинской Америки обнаруживаются все основные черты «пограничности» как особого состояния социокультурной системы (доминанта многообразия при сохранении единства sui generis, воплощенного в самом процессе взаимодействия разнородных традиций, структурирование лингвистической реальности в соответствии с этой доминантой, преобладание локализма в рамках взаимосвязи универсального и локального измерений жизни латиноамериканских обществ, ключевая роль архаики в системе взаимодействия с наследием первого «осевого времени», прежде всего с христианством, и с реалиями «второго осевого времени» — эпохи модернизации). Автор делает вывод, что современные индейские культуры изоморфны по своей структуре «пограничной» латиноамериканской цивилизации, рассматриваемой как «коалиция культур» (К.Леви-Стросс), существенно отличающихся друг от друга, но объединенных на самом глубинном уровне крайне противоречивой взаимосвязью ее участников.

Ключевые слова«пограничность», индейские культуры, латиноамериканская цивилизация, локальное, три парадигмы универсального, «языковой союз», «языковое варьирование»
Получено21.02.2021
Дата публикации24.08.2021
Кол-во символов30371
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 1, всего просмотров: 624

Оценка читателей: голосов 0

1. Singer González, D. El testimonio de Rigoberta Menchú: estrategias discursivas de una subjetividad fronteriza// Revista Latinoamericana de Derechos Humanos, 2012, Vol. 21(1), p. 73-88.

2. Шемякин Я.Г. Идентичность как способ бытия культуры: латиноамериканский опыт. Ибероамерика: культурная идентичность в эпоху глобализации. М.: ИЛА РАН, 2019, сс. 34-66.

3. Atlas sociolinguístico de los pueblos indígenas en América Latina. (coord. Sichra J.) UNISEF y FUNPROEIB Andes. Cochabamba, 2009.

4. Alimonda, Héctor. Anotaciones sobre la historia ambiental, ecología política y agroecología en una perspectiva latinoamericana. Nueva sociedad, 2004, N 189, pp. 31-44.

5. Галич М. История доколумбовых цивилизаций. М.: Мысль, 1990, 408 c.

6. Кофман А.Ф. Под покровительством Сантьяго. Испанское завоевание Америки и судьбы знаменитых конкистадоров. СПб.: Издательство «Крига», 2017, 1032 с.

7. Рус М.У. Народы майя: пятьсот лет сопротивления. Американские индейцы: новые факты и интерпретации. М.: Наука, 1996, сс. 69-93.

8. Кнорозов Ю.В. Мануэль Галич и его книга. Галич М. История доколумбовых цивилизаций. М.: Мысль, 1990, сс. 24-26.

9. Кинжалов Р.В. Индейцев Центральной Америки мифология. Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.1. М.: Советская энциклопедия, 1991, сс. 516-522.

10. Березкин Ю.К. Индейцев Южной Америки мифология. Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.1. М.: Советская энциклопедия, 1991, сс. 522-525.

11. Grinberg J.H. Language in the Americas. Stanford, Stanford University Press, 1987, 456 p.

12. Ruhlen, Merrit. Evolution of Language. MACEY, Sam, Encyclopedia of Time. New York: Garliand Science, 1994.

13. Топоров В.Н. Мировое дерево: Универсальные знаковые комплексы. Т 1. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010, 448 с.

14. Шемякин Я.Г. Образ реальности и реальность образа: проблема цивилизационной идентичности в свете опыта социокультурного «пограничья». Przegląd Wschodnioeuropejski. East European Review, 2020 XI/1, сс. 219-229.

15. Ракуц Н.В. Культура индейских народов и политика государства (южноамериканские реалии). Шемякин Я.Г. (отв. ред.) М.: ИЛА РАН, 2018, 264 с.

16. Шемякин Я.Г. Идентичность и тип цивилизации: особенности соотношения (Россия – Латинская Америка – Запад). «Миры миров»: в поисках идентичности. Россия и Латинская Америка в сравнительно-исторической перспективе. Ред. Бондарева Е.А. М.: Фонд исторической перспективы, 2016, сс. 3-43.

17. Кофман А.Ф. Рыцари Нового Света. М.: Издательство ПАН ПРЕСС, 2006, 261 с.

18. Кофман А.Ф. Испанский конкистатор. От текста к реконструкции типа личности. М.: ИМЛИ РАН, 2012, 304 с.

19. Кофман А.Ф. Конкистадоры. Три хроники завоевания Америки. М.: Эрвез; СПб.: Симпозиум, 2009, 606 с.

20. Кофман А.Ф. Кортес и его капитаны. М.: Пан Пресс, 2007, 352 с.

21. Iberica Americans. Праздник в ибероамериканской культуре. Отв. ред. Земсков В.Б. М.: ИМЛИ РАН, 2002, 400 с.

22. Степанов Г.В. Испанский язык в странах Латинской Америки. М.: Издательство литературы на иностранных языках, 1963, 202 с.

23. Степанов Г.В. К проблеме языкового варьирования. М.: УРСС, 2004, 325 с.

24. Шемякин Я.Г. Язык как фактор обеспечения целостности цивилизационной системы. Опыт ибероамериканского социокультурного «пограничья» в сравнительно-историческом контексте. Оболенская Ю.Л. (ред.) Вопросы Иберороманистики. Вып.17. М., 2019, сс. 114-128.

25. Трубецкой Н.С. Вавилонская башня и смешение языков. Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М.: Издательская группа «Прогресс-Универс», 1995, сс. 327-338.

26. Гамкрелидзе Т.В., Иванов Вяч. Вс., Толстой Н.И. Послесловие. Трубецкой Н.С. Избранные труды по фонологии. М.: Прогресс, 1987, 556 с.

27. Кофман А.Ф. Латиноамериканский художественный образ мира. М.: Наследие, 1997, 320 с.

28. Цивьян Т.В. Лингвистические основы балканской модели мира. М.: Наука, 1990, 203 с.

29. Цивьян Т.В. Модель мира и ее лингвистические основы. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009, 280 с.

30. Шемякин Я.Г. Европа и Латинская Америка: Взаимодействие цивилизаций в контексте всемирной истории. М.: Наука, 2001, 391 с.

31. Сапрыкина О.А. На пути к современной Бразилии: языковая ситуация в Бразилии в XVI в. в документах и свидетельствах. Язык в глобальном контексте: Латинская Америка сегодня как культурно-языковой феномен. М.: ИНИОН РАН, 2016, 116 с.

32. Шемякин Я.Г. Культура в контексте глобализации и глобализация в контексте культуры. Константинова Н.С. (отв.ред.) Ибероамерика: культурная идентичность в эпоху глобализации. М.: ИЛА РАН, 2019, сс. 71-103.

33. Арсеньев В.Р. Архаика как дефиниция и реальность. Актуальные проблемы изучения архаики: Материалы теоретического семинара «Теория и методология архаики (1996-2012). СПб.: МАЭ РАН, 2014, сс. 13-17.

34. Quiroa, Néstor J. Revisiting the Highland Guatemala Títulos: How the Maya-Ki`che` Lived and Outlived the Colonial Experience. Ethnohistory, 2011. Vol. 58 (2), pp. 253-321.

35. Шемякин Ф.Я. Крушение цивилизации майя классического периода: загадка или проявление закономерности? Исторический журнал: научные исследования, 2013, № 1 (13), сс. 80-91.

36. Termez F. Zur Ethnologie und Ethnographie des nördlichen Mittelamerika. Iberoamerikanisches Archiv. Bd. 4, 1930, pp. 303-492.

37. Кинжалов Р.В. Культура древних майя. М.: Наука, 1971, 368 с.

38. Vega García, H. Identidad cultural y patrimonio ambiental: resistencia, reivindicaciόn, apropiaciόn e innovaciόn de las mujeres en la Reserva de la Biosfera Maya. Revista Latinoamericana de Derechos Humanos, 2014, vol. 25 (2), pp. 45-78.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх