Осмысление политического процесса в Боливии сквозь призму национально-государственного строительства

 
Код статьиS0044748X0014982-9-1
DOI10.31857/S0044748X0014982-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский государственный институт международных отношений (университет)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЛатинская Америка
ВыпускВыпуск № 6
Страницы33-52
Аннотация

В статье рассматривается политическое развитие Боливии в контексте соперничества различных моделей национально-государственного строительства — ассимиляционной парадигмы, основанной на культурно-цивилизационной традиции потомков европейских переселенцев, а также альтернативного, мультикультурного проекта, осуществленного после прихода к власти в 2005 г. Эво Моралеса. Выдвигается тезис о том, что национально-государственная политика во времена правления Э.Моралеса являлась одним из вариантов ассимиляционной модели в интересах индейского сегмента общества с применением определенных мультикультурных практик. Структурные недостатки данного курса привели к дестабилизации политической обстановки и обострению глубинных противоречий в разделенном боливийском обществе. Кроме того, анализируется период политической турбулентности 2019—2020 гг., а также указываются возможные пути стабилизации ситуации в условиях наступления нового политического цикла, начавшегося с победы Луиса Арсе на выборах 2020 г.

Ключевые словаБоливия, этническая политика, межэтнические отношения, национально-государственное строительство
Получено22.10.2020
Дата публикации01.06.2021
Кол-во символов51467
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 18 октября 2020 г. в Боливии состоялись всеобщие выборы, на которых победил Луис Арсе — экс-министр экономики (2006—2017 гг., 2019 г.), кандидат от партии Движение к социализму (Movimiento al Socialismo, MAS). Голосование ознаменовало собой завершение периода политической турбулентности, спровоцированного отставкой боливийского лидера Эво Моралеса (2006—2019 гг.), произошедшей в результате массовых акций протеста, состоявшихся после выборов октября 2019 г. Временное правительство Жанин Аньес (2019—2020) сло в качестве главенствующей политической силы. Партия MAS, получившая большинство в обеих палатах парламента, вновь смогла проводить политический курс, не учитывая мнение оппонентов. Тем не менее острый внутренний кризис 2019—2020 гг. изменил политический ландшафт в Боливии, выдвинув на первый план проблему необходимости поиска консенсуса по вопросам социально-экономического и политического развития страны с различными — в том числе оппозиционными — силами для предотвращения распространения радикализма, регионального сепаратизма и различных форм нетерпимости с ярко выраженным этническим окрасом.
2 Цель данной статьи — выявить особенности политики национально-государственного строительства в Боливии в историческом контексте и на современном этапе c целью обозначения основных препятствий, возникающих на пути обретения общественного консенсуса, а также определения мер, способных помочь новой боливийской администрации в деле гармонизации социальных отношений.
3 Методологической основой исследования стала матрица вариантов национально-государственного строительства, предложенная Альфредом Степаном и Хуаном Линцем [1, рр. 428-431]. Проанализировав влияние таких факторов, как характер этнокультурных размежеваний, государственная политика, территориальная организация общества, социально-политический статус этнической группы, эти ученые выделили четыре варианта национально-государственного строительства: сегрегационная модель (исключение или систематическое поощрение «выхода» этнической группы из состава общества), ассимиляционная модель (включение меньшинств в единое общественное пространство без признания особых политических и культурных прав), а также две мультикультурные модели — признание многоэтничного характера общества с/без предоставления меньшинству политических прав.
4

Исторический и региональный контекст межэтнических отношений

5

Руководствуясь формулировкой американского политолога Аренда Лейпхарта, Боливию можно определить, как многосоставное общество [2, сc. 58-60], разделенное по этнокультурному принципу между индейским и креольско-метисным сегментами, частично или полностью совпадающими с линиями политического противостояния. После обретения латиноамериканскими странами независимости элиты, сформированные из потомков европейских переселенцев, получили политический контроль над молодой республикой и приступили к осуществлению стратегии национально-государственного строительства на основе собственного культурно-цивилизационного кода*. В последующие десятилетия этнонациональная политика в Боливии в той или иной степени носила эксклюзивный характер, закрепляя доминантное положение креолов в социально-экономи-ческих и политических процессах, существование комплекса дискриминационных практик в отношении индейцев.

* В частности, это предполагало реализацию мер культурной (запрет индейскому сообществу на отправление традиционных культов и пр.), языковой (придание испанскому языку эксклюзивного статуса и отсутствие возможности обучения на родных языках для этнических групп), административной (традиционные политические институты и формы управления были признаны незаконными) и экономической (запрет на коллективную земельную собственность для индейской общины) политики.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 43

Оценка читателей: голосов 0

1. Linz J., Stepan A. Problems of Democratic Transition and Consolidation: Southern Europe, South America, and Post-Communist Europe. Johns Hopkins University Press, 1996, 504 p.

2. Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах: сравнительное исследование. М., Аспект пресс, 1997, 287 с.

3. Гончарова Т.В. Индеанизм: идеология и политика. Боливия, Перу, Эквадор, 50-60 гг. XX века. М., Наука, 1979, 199 c.

4. История Боливии с древнейших времен до начала XXI в. Отв. ред. Ларин Е.А., Щелчков А.А. М., Наука, 2015, 699 с.

5. Censo de Población y Vivienda 2012 Bolivia. Características de Población. Instituto Nacional de Estadística. Available at: https://bolivia.unfpa.org/sites/default/files/pub-pdf/Caracteristicas_de_Poblacion_2012.pdf (accessed 20.01.2021).

6. Воротникова Т.А. Боливия: становление индейского политического сознания. Индейский мир перед вызовами ХХ века. Сборник статей. М., ИЛА РАН, 2011, сс. 106-130.

7. PIB - Producto Interior Bruto. Expansión – Datosmacro. 1988. Available at: https://datosmacro.expansion.com/pib?anio=1988 (accessed 27.01.2021).

8. PIB - Producto Interior Bruto. Expansión – Datosmacro. 2003. Available at: https://datosmacro.expansion.com/pib?anio=2003 (accessed 27.01.2021).

9. Poverty gap at $1.90 a day (2011 PPP) (%) – Bolivia. World Bank Data. Available at: https://data.worldbank.org/indicator/SI.POV.GAPS?view=chart&locations=BO (accessed 28.01.2021).

10. Gini index (World Bank estimate) – Bolivia. World Bank Data. Available at: https://data.worldbank.org/indicator/SI.POV.GINI?view=chart&locations=BO (accessed 22.01.2021).

11. Bolivia: Decreto Supremo Nº 28077, 8 de abril de 2005. Lexivox, Portal jurídco libre. Available at: https://www.lexivox.org/norms/BO-DS-28077.html?dcmi_identifier=BO-DS-28077&format=html (accessed 29.01.2021).

12. Неверов К.А. Индихенистские движения в Латинской Америке и глобализация: случай Боливии. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, 2014. Т.9, №4. с.217-222.

13. Pérez Mendieta J.G. Bolivia. Elecciones presidenciales y legislativas (1993-2009). Instituto de Iberoamérica, Universidad de Salamanca. Available at: http://americo.usal.es/oir/opal/elecciones/Elecc_Bolivia_93-09_Perez.pdf (accessed 17.01.2021).

14. Mylonas H. The politics of nation-building: Making conationals, refugees, and minorities. N.Y., Cambridge univ. press, 2012, 280 p.

15. Plurinational State of Bolivia. Referendum of July, 2, 2006. Election Guide. Available at: https://www.electionguide.org/results.php?ID=1028 (accessed 31.12.2020).

16. Боливия – время левоиндихенистского эксперимента. М., ИЛА РАН, 2009. 75 с.

17. Centellas M. The Santa Cruz Autonomía Movement: Preliminary Considerations on a Case of Non-Indigenous Ethnic Popular Mobilization. Paper presented at the 2010 Annual Meeting of the American Political Science Association, Washington, DC, September 2-5.

18. Evo Morales cambia las reglas y dota a la Asamblea Constituyente de poderes absolutos. El País, 02.09.2006.

19. Centellas M. From “Parliamentarized” to “Pure” Presidentialism: Bolivia After October 2003. The University of North Carolina Press. Volume 52, Number 3, 2008. pp. 5-30. Available at: https://doi.org/10.1111/j.1557-203X.2008.00024.x (accessed 31.12.2020).

20. Constitución Política del Estado, Febrero de 2009. Servicio Estatal de Autonomías. Available at: https://sea.gob.bo/digesto/CompendioNormativo/01.pdf (accessed 27.01.2021).

21. Stefanoni P., Molina F. ¿Como derrocaron a Evo? Revista Anfibia. Available at: http://revistaanfibia.com/ensayo/como-derrocaron-a-evo/ (accessed 30.01.2021).

22. Centellas M. Bolivia in 2017: headed into uncertainty. Revista de Ciencia Política de Pontificia Universidad Católica de Chile, Vol. 38, Núm. 2 (2018). Available at: http://dx.doi.org/10.4067/s0718-090x2018000200155 (accessed 30.01.2021).

23. Base de Datos Estadísticos de las Naciones Unidas sobre el Comercio de Productos Básicos (COMTRADE). CEPAL. Available at: https://cepalstat-prod.cepal.org/cepalstat/tabulador/ConsultaIntegrada.asp?idIndicador=1910&idioma=e (accessed 27.01.2021).

24. Santa Cruz y Tarija sufren fuerte recorte de fondos. El Deber, 29.08.2016. Available at: https://eldeber.com.bo/bolivia/santa-cruz-y-tarija-sufren-fuerte-recorte-de-fondos_62038 (accessed 14.01.2021).

25. Military expenditure (% of GDP) – Bolivia. World Bank Data. Available at: https://data.worldbank.org/indicator/MS.MIL.XPND.GD.ZS?end=2018&locations=BO&start=1983 (accessed 27.01.2021).

26. El giro de una cúpula militar cortejada por el presidente Evo Morales. El País, 11.11.2019.

27. Evo Morales, Francisco y la Iglesia boliviana: amistades y rechazos camino a la elección. Infobae, 19.05.2019. Available at: https://www.infobae.com/america/america-latina/2019/05/19/evo-morales-francisco-y-la-iglesia-boliviana-amistades-y-rechazos-camino-a-la-eleccion/ (accessed 31.12.2020).

28. Bolivia coup led by Christian fascist paramilitary leader and millionaire – with foreign support. The Gray Zone, 11.11.2019. Available at: https://thegrayzone.com/2019/11/11/bolivia-coup-fascist-foreign-support-fernando-camacho/ (accessed 27.01.2021).

29. Bolivian President Evo Morales expels USAID. BBC News, 01.05.2013. Available at: https://www.bbc.com/news/world-latin-america-22371275 (accessed 01.01.2021).

30. Los comicios del domingo. Evo Morales dice que la oposición prepara un golpe si gana las elecciones en Bolivia. Clarín, 15.10.2019.

31. Stefanoni P. Bolivia después de Evo. Fundación Carolina. Análisis Carolina, 29/2019. Available at: https://www.fundacioncarolina.es/wp-content/uploads/2019/11/AC-29.pdf (accessed 27.01.2021).

32. Camacho, el líder cívico que prometió "llevar a Dios de vuelta al Palacio Quemado". Télam — Agencia Nacional de Noticias, 10.11.2019. Available at: https://www.telam.com.ar/notas/201911/407550-camacho-el-lider-civico-que-prometio-llevar-a-dios-de-vuelta-al-palacio-quemado.html (accessed 01.01.2021).

33. Bolivia: ¿Son verdaderos los tuits insultantes con los indígenas de Jeanine Áñez? Euronews, 15.11.2019. Available at: https://es.euronews.com/2019/11/15/bolivia-son-verdaderos-los-tuits-insultantes-con-los-indigenas-de-jeanine-anez (accessed 07.01.2021).

34. Denuncian a Evo Morales por segunda vez por presuntas relaciones con menores. Deutsche Welle (Español), 24.08.2020. Available at: https://www.dw.com/es/denuncian-a-evo-morales-por-segunda-vez-por-presuntas-relaciones-con-menores/a-54681960 (accessed 13.01.2021).

35. Partido Demócrata Cristiano. Programa de gobierno 2020-2025. Fuente Directa. Available at: https://fuentedirecta.oep.org.bo/archivos/2019/07/2.PROGRAMA_PDC_EG_2019.pdf (accessed 27.01.2021).

36. Programa de gobierno. Agenda del pueblo para el bicentenario. MAS-IPSP. Available at: https://fuentedirecta.oep.org.bo/archivos/2019/07/3.PROGRAMA_MAS_IPSP_EG_2019.pdf (accessed 09.01.2021).

37. Luis Arce será el próximo presidente de Bolivia con el apoyo de los indígenas y del “voto oculto” de la clase media. El País, 20.10.2020.

38. Bolivia enfrenta su peor año económico por cuenta de la pandemia. France24, 09.07.2020. Available at: https://www.france24.com/es/20200709-bolivia-enfrenta-su-peor-a%C3%B1o-econ%C3%B3mico-por-cuenta-de-la-pandemia (accessed 27.01.2021).

39. MAS elimina los dos tercios del Senado con 11 cambios al reglamiento. Página Siete, 28.10.2020. Available at: https://www.paginasiete.bo/nacional/2020/10/28/mas-elimina-los-dos-tercios-del-senado-con-11-cambios-al-reglamento-273093.html (accessed 28.01.2021).

40. El Congreso de Bolivia inicia el debate para enjuiciar a la presidenta Áñez durante el nuevo Gobierno. El País, 30.10.2020.

41. ‘Súper Luchito’ quiere volar solo. El País, 07.11.2020.

42. El oriente boliviano prepara protestas para la toma de posesión del delfín de Evo Morales. El País, 04.11.2020.

43. Luskin R.C., O'Flynn I., Fishkin J.S., Russell D. Deliberating across deep divides. Political studies. Guildford, 2014, Vol. 62, Iss. 1, pр. 116–135.

44. Horowitz D.L. Ethnic groups in conflict. Berkeley, CA. Univ. of California press, 1985, 697 p.

45. Centellas M. Electoral Reform, Regional Cleavages, and Party System Stability in Bolivia. Journal of Politics in Latin America, August 2009. Available at: https://doi.org/10.1177/1866802X0900100205 (accessed 28.01.2021).

46. The high-stakes fight over Bolivia’s lithium. Protocol, 16.02.2020. Available at: https://www.protocol.com/bolivia-lithium-morales (accessed 27.01.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх