Парагвай и фактор лидерства Бразилии в регионе

 
Код статьиS0044748X0014981-8-1
DOI10.31857/S0044748X0014981-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЛатинская Америка
ВыпускВыпуск № 6
Страницы19-32
Аннотация

Работа посвящена малоисследованной в России и за рубежом теме — диалогу Парагвая и Бразилии в контексте лидерства или, по крайней мере, особой роли Бразилии в южноамериканском регионе. Как исторические, так и нынешние особенности этого диалога раскрываются на фоне различных аспектов лидерства Бразилии — экономического, интеграционного и связанного с поддержкой демократии. Автор показывает, что между Парагваем и Бразилией существует многолетнее тесное партнерство, в рамках которого есть нескольких уровней интересов политических и бизнес-сообществ, часто противоречащих друг другу. Кроме того, в контексте двусторонних связей возникают сюжеты, создающие как возможности, так и своего рода препятствия для того, чтобы Бразилия могла играть особую роль в регионе. Испытывая давление со стороны Бразилии, парагвайские элиты в то же время способны использовать международные амбиции страны-соседа для получения дополнительных экономических дивидендов и внешней легитимизации.

Ключевые словаПарагвай, Бразилия, Mercosur, Unasur, двусторонние отношения, региональное лидерство, асимметричное партнерство
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-39-90002 «Современный Парагвай в системе международных отношений».
Получено28.12.2020
Дата публикации01.06.2021
Кол-во символов34140
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Внешняя политика Парагвая и усиление роли Бразилии в регионе: исторические точки пересечения

2 Рассуждая о центросиловых конфигурациях в Латинской Америке и ее субрегионах, исследователи не склонны специально концентрироваться на Парагвае. Низкий даже по латиноамериканским меркам уровень человеческого и инновационного развития, хронические проблемы с безопасностью (в частности, наличие криминогенной слабоуправляемой территории в области «трехграничья» [1, p. 75]), отсутствие повестки, задающей тренды в латиноамериканских структурах, существенно ограничивают возможности Парагвая влиять на международные отношения в регионе. В рейтинге мадридского Королевского института международных и стратегических исследований Элькано (Real Instituto Elcano de Estudios Internacionales y Estratégicos), с помощью которого оценивается международное влияние государств с точки зрения экономической мощи, международной привлекательности и силовых ресурсов, Парагвай стоит на последнем месте среди стран Южной Америки [2].
3 Однако такой аспект внешней политики Парагвая, как тесные связи с Бразилией — одним из «несущих» игроков международного порядка в Южной и Латинской Америке, — заслуживает пристального внимания. Само по себе формирование парагвайско-бразильских отношений в их нынешнем глубоко асимметричном виде было сопряжено с иерархизацией южноамериканской субсистемы, возникшей в ходе крупного конфликта 1864—1870 гг. и поражения в нем Парагвая, развивавшегося ранее, по региональным меркам, довольно динамично. Разгром Парагвая участниками тройственного альянса (Бразилия, Аргентина, Уругвай) и последовавшая за этим оккупация принесли Бразилии не только экономические дивиденды, увеличение территории, но и выгодные геополитические перемены. Как отмечает известный историк Парагвая Диего Абенте Брун, Бразилия, доведя войну до полного сокрушения парагвайской живой силы и материальных ресурсов, лишала Аргентину — свою соперницу за доминирование на Ла-Плате — потенциально сильного, культурно близкого союзника [3, pр. 65-69].
4 Парагвай, реконструированный после катастрофы 1870 г. и находившейся уже на положении буферного государства, продолжил играть знаковую роль в геополитических планах Бразилии, которая c началом XX столетия стала стремиться к статусу великой державы. Для усиления Бразилии и обеспечения ее национальной безопасности была разработана так называемая концепция живых границ (fronteiras vivas), в рамках который предлагалось сосредоточить внимание на Парагвае. Создатели этой концепции, появившейся в недрах бразильской военной элиты, делали акцент на том, что Бразилия, исполняя предназначение быть гегемоном Южной Америки, предписанное ей самой исторической судьбой, должна колонизировать границы с соседними странами, проводя «ползучую» демографическую и экономическую экспансию. В ла-платском ареале особый интерес с этой точки зрения представляли как обширная граница с Парагваем, которую он был не в состоянии осваивать самостоятельно, так и колоссальный потенциал речной системы Параны [4, pp. 88-89]. Внешними рычагами для восхождения Бразилии с началом холодной войны стали равнение на США и попытки выстроить с этой супердержавой такие отношения, при которых региональное окружение признавалось бы сферой влияния Бразилии. Неотъемлемой частью этого становилось самовосприятие Бразилии в роли регионального флагмана сдерживания коммунизма, что воплотилось в еще одной геополитической теории — «теории гемициклов» (teoría dos hemiciclos). Тому, что Парагвай оказался важной картой и в этой бразильской геополитической и антикоммунистической игре, способствовали сами США. Вашингтон сразу проявил особый интерес к этой небольшой стране: ведь срединный Парагвай мог стать как опорным пунктом для транснационального распространения «красных» революций по всем важнейшим для североамериканских интересов государствам Южной Америки, так и, напротив, для их сдерживания [5, рр. 19-20]. Тем самым для Бразилии с ее амбициями в регионе и стремлением в рамках биполярной системы опираться на фактор США Парагвай становился знаковым контрагентом. В то же время и Парагвай выстраивал свой курс, исходя не только из объективных обстоятельств соседства и огромной разницы материальных потенциалов с Бразилией, но и из субъективного фактора — выбора элит.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 52

Оценка читателей: голосов 0

1. Lambert P. Dancing Between Superpowers: Ideology, Pragmatism, and Drift in Paraguayan Foreign Policy. Latin American Foreign Policies. Between Ideology and Pragmatism. Edited by G.Gardini, P.Lambert. New York, Palgrave Macmillan, 2011, рp. 67-86.

2. Índice Elcano de Presencia Global: America Latina, 1990-2019. Available at: https://explora.globalpresence.realinstitutoelcano.org/es/ranking/iepg/global/2019/2013/XBLA,RU/XBLA/0 (accessed 20.03.2021).

3. Abente D. The War of the Triple Alliance: Three Explanatory Models. Latin American Research Review, 1987, Vol. 22, N 2, pp. 47-69.

4. Souchaud S. Geografía de la migración brasileña en Paraguay. Fondo de Población de las Naciones Unidas (UNFPA), 2007, 382 p.

5. Nickson A. La Guerra Fría y el Paraguay. Asunción: El Lector, 2014, 96 р.

6. Lezcano C.M. Politica exterior, percepciones de seguridad y amenaza de Paraguay. Percepciones de amenaza y políticas de defensa en América Latina. FLACSO, 1993, Available at: https://biblio.flacsoandes.edu.ec/catalog/resGet.php?resId=21570 (accessed 10.09.2020).

7. Orué Pozzo A. Los primeros años del stronismo: conflictos internos y relaciones Paraguay-Brasil 1956-1958. Revista Estudios Paraguayos, 2020, N1, pp. 209-252.

8. Malamud A. A Leader Without Followers? The Growing Divergence Between the Regional and Global Performance of Brazilian Foreign Policy. Latin American Politics & Society, 2011, N 53 (3), pp. 1–24.

9. Ferber J. Brazil as regional and international leader. Available at: https://academic-works.cuny.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1112&context=cc_etds_theses (accessed 25.01.2021).

10. Кудеярова Н.Ю. Парагвай: демократический транзит без передачи власти. Латино-американский исторический альманах, 2019, № 24, сс.188-210.

11. Симонова Л.Н., Давыдов В.М., Окунева Л.С., Мартынов Б.Ф. и др. Бразилия: смена приоритетов в новом политическом цикле. М., ИЛА РАН, 2019, 150 с.

12. Хейфец В.Л, Хадорич Л.В. Союз южноамериканских наций: туманные перспективы. Мировая экономика и международные отношения. М., 2019, т. 63, № 2, cс. 85-93.

13. Кудеярова Н.Ю. Парагвай: возвращение в фарватер привычной политики? Латинская Америка. М., 2013, № 10, cс. 4-22.

14. Хейфец Л.С., Коновалова К.А. Парагвай в современных международных отношениях. Три принципа стратегии малого южноамериканского игрока. Латинская Америка. М., 2018, №11, сс. 35-45.

15. Борзова А.Ю. Подходы Бразилии к проблемам национальной и региональной безопасности. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Международные отношения. М., 2014, № 2, сс.55-63.

16. Борзова А.Ю. Роль Бразильского агентства по сотрудничеству в содействии развитию по линии Юг – Юг. Латинская Америка. М., 2015, № 5, сс.27-38.

17. Martynov B.F, Simonova L.N. Brasil ante una opción difícil. Iberoamérica, 2016, N 2, pp. 51-73.

18. Lara I. F. Potencialidades y límites de Brasil como potencia media emergente. Anuario Americanista Europeo, Madrid; Salamanса: REDIAL-CEISAL, 2012, N 10, pp.53-72.

19. Lambert P. The Myth of the Good Neighbour: Paraguay's Uneasy Relationship with Brazil. Journal of the Society for Latin American Studies, 2016, Vol. 35, Issue 1, pp. 34-48.

20. Vuyk C. Subimperialismo brasilero y dependencia paraguaya: análisis de la situación actual. BA, CLACSO, 2013, 31 pp.

21. Schenoni, L. L. The Brazilian Rise and the Elusive SouthAmerican Balance. Hamburg, GIGA Working Papers, 2015, N 269, 25 p.

22. Basilio Toledo S. O Paraguai na agenda da política externa do governo Lula: A renegociação do tratado de Itaipu no governo Lugo. Monções: Revista de Relações Internacionais da UFGD, Dourados, 2017, v.6, n.12, pp.395-430.

23. Gratius S., Gomes Saraiva M. Continental Regionalism: Brazil’s prominent role in the Americas. CEPS Working Document № 374 /February 2013. Available at: http://aei.pitt.edu/40231 /1/WD_No_374_Brazil%27s_Continental_Regionalism.pdf (accessed 25.01.2021).

24. Mouron F. El rol de Brasil en América del Sur: “El concepto de liderazgo y su debate teórico”. VI Congreso de Relaciones Internacionales, La Plata, 21-23 de noviembre 2012. Available at: http://sedici.unlp.edu.ar/bitstream/handle/10915/40903/Documento_completo.pdf?sequence=1 (accessed 25.01.2021).

25. IPEA. Cooperação brasileira para o desenvolvimento internacional: 2005-2009. Instituto de Pesquisa Econômica Aplicada, Agência Brasileira de Cooperação. Brasília: Ipea: ABC, 2010, 64 pp.

26. Dimensionamento de Gastos das Instituições da Administração Pública Federal na Cooperação Brasileira para o Desenvolvimento Internacional. COBRADI 2017-2018, 192 pp.

27. Banco Central del Paraguay. Anexo Estadístico - Inversión Extranjera Directa, 2004-2019. Available at: https://www.bcp.gov.py/anexo-estadistico-inversion-extranjera-directa-i378 (accessed 26.01.2021).

28. Rojas de Cerqueira Cesar, G. La Inversión Brasileña Directa en Paraguay.Características, Motivaciones y Perspectiva. CADEP, 2012. Available at: https://www.academia.edu/3472539/La_Inversi%C3%B3n_Brasile%C3%B1a_Directa_en_Paraguay_Caracter%C3%ADsticas_Motivaciones_y_Perspectivas (accessed 25.01.2021).

29. La Inversión Extranjera Directa en América Latina y el Caribe. CEPAL, 2020, 198 p.

30. Tratado entre la República del Paraguay y la República Federativa del Brasil para el aprovechamiento hidroeléctrico delos recursos hidráulicos del río Parana, perteneciente en condominio a los dos países desde e inclusive el Salto del Guaira o Salto Grande de Sete Quedas has la boca del río Iguazú. Asunción, 19.04.1973. Available at: https://www.itaipu.gov.py/concurso/pdf/documentos-oficiales/tratado-itaipu.pdf (accessed 26.01.2021).

31. Vieira Souto C. A crise política no Paraguai e o Brasil. Cojuntura Austral, 2012, Volume 3, N13, pp. 7-17.

32. Blair L. Why has energy spawned a political crisis in Paraguay? Americas Quarterly. 14.08.2019.

33. Lissardy G. Paraguay, el México de la industria brasileña. BBC. 21.05.2013.

34. Cartes: “Abusen de Paraguay”. ABC Color. 18.02.2014.

35. Fernández Estigarribia, J.F. Perspectivas de cambio de la política exterior paraguaya. Estudios Internacionales. 1991, N 24(93), pp. 42-52.

36. Stroessner foi o homem-forte do Brasil no Paraguai. Valor Econômico. 17.08.2006

37. Ex embajador revela cómo Brasil evitó que Oviedo hiciera un golpe. Ultima Hora, 01.12.2015.

38. Masi F. La integración regional en la vida democrática del Paraguay. Debate: Revista digital de políticas públicas, 2014, N 2, pp. 13-16.

39. Entrevista de historia oral con Luis Ángel González Macchi. Available at: https://www.oliverstuenkel.com/2018/05/09/entrevista-historia-gonzalez/ (accessed 25.01.2021).

40. Mario Abdo Benítez y Jair Bolsonaro resaltaron impacto que tendrá el Puente de la Integración. Agencia de Información Paraguaya. 01.12.2020.

41. Okuneva L.S. Brasil consolida su rumbo a la derecha. Iberoamérica, 2019, N 4, pp. 44-62.

42. Gómez Daza A., Romano S. Cumbre Conservadora de las Américas: dichos e impacto. Available at: https://www.celag.org/cumbre-conservadora-americas-dichos-impacto/ (accessed 17.03.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх