Постколониальный взгляд на локальное знание: Buen Vivir vs стрессоустойчивость

 
Код статьиS0044748X0014089-6-1
DOI10.31857/S0044748X0014089-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Санкт-Петербургский государственный университет
Тартуский университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЛатинская Америка
ВыпускВыпуск № 4
Страницы95-110
Аннотация

Концепции Buen Vivir и стрессоустойчивости, сформировавшиеся в ходе глобальных дебатов об альтернативных путях развития и преодоления новых вызовов, построены на принципе важности локальных знаний и опыта как ресурсов для построения таких альтернатив. Однако современные система международных отношений и система знания во многом остаются евроцентричными, что осложняет реализацию вышеназванных концепций. В данной статье выявляется специфика применения концепции Buen Vivir, артикулируемой как проявление локального знания, для формирования новых ресурсов стрессоустойчивости, альтернативных современному неолиберальному консенсусу. Данная цель достигается при помощи постколониального аналитического аппарата, особенности которого прояснены в первой части. Затем авторы исследуют логику стрессоустойчивости в рамках глобального дискурса о локальном знании, а также прослеживают тенденции переосмысления Buen Vivir в академическом дискурсе. В заключение сделан вывод о проблемности восприятия и переработки локального знания, в частности Buen Vivir, как альтернативного пути развития и преодоления вызовов неолиберальной системы.

Ключевые словаBuen Vivir, стрессоустойчивость, локальное знание, постколониальный подход, евроцентризм, альтернативные пути развития
Получено25.01.2021
Дата публикации30.03.2021
Кол-во символов34033
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Во второй половине ХХ в. проблема деградации окружающей среды и проистекающей отсюда угрозы жизни человеку как биологическому виду стала знаковой темой на уровне глобального управления. Причем было уже очевидно, что современная неолиберальная система управления не в состоянии справиться с новыми вызовами, а следовательно, нужен альтернатив-ный путь развития как мирового сообщества, так и отдельных государств и обществ. И если рассуждения об альтернативах в масштабах мировой си-стемы в основном были представлены как часть анти- и альтерглобалистских концепций, то в рамках дебатов о преодолении вызовов на уровне государств внимание было сосредоточено на попытках нового прочтения условно локального знания. Для этого были разработаны и теоретические, и практические рецепты артикуляции и применения данного знания. Так, одной из самых распространенных теоретических установок стала идея стрессоустойчивости, предполагающая, что любая система обладает необходимыми внутренними ресурсами для преодоления вызовов. И хотя в дальнейшем концепция стрессоустойчивости начала применяться, скорее, как принцип политического управления, возникла она в рамках экологических исследований. С практической же точки зрения одной из наиболее активно обсуждаемых стратегий стала концепция Buen Vivir и Vivir Bien, инкорпорированная в конституции и законодательство Эквадора и Боливии во второй половине 2000-х годов социалистическими правительствами Рафаэля Корреа (2007—2017 гг.) и Эво Моралеса (2006—2019 гг.). Различные интерпретации этой концепции существуют как в экспертной среде, так и на официальном уровне [1]. Однако ее основное ядро состоит в следующем: жизнь в гармонии с самим собой (вопрос идентичности, в частности возрождения и поддержки идентичности коренных народов), с обществом (вопрос равенства, в том числе применительно к «небелому» населению Эквадора и Боливии) и окружающей средой (вопрос наделения природы правами, а коренных народов — возможностью препятствовать разрушению своей среды обитания от добычи природных ресурсов или строительства) [2]. В основном концепция базировалась на повседневных практиках и навыках выживания, наблюдаемых у коренного населения Латинской Америки. Однако воспринималось это уже как свидетельство безусловной стрессоустойчивости коренных народов и потенциально как ресурс поддержания и развития стрессоустойчивости человеческих обществ (в том числе не относящихся к коренным народам) во всем мире.
2 Обе концепции получили широкое распространение в научном мире. Более того, уже существуют проекты, объединяющие эти две линии построения нового мира [3]. Однако если на первых порах Buen Vivir считалась важным примером применения локального знания как базы для обеспечения успешного будущего человечества и создания новых альтернативных путей развития общества, то сейчас энтузиазм ученых в отношении Buen Vivir сменился разочарованием. Стало очевидно, что, несмотря на кажущуюся оригинальность концепции, существует целый ряд онтологических и гносеологических проблем, преодолеть которые современное знание не в состоянии. Те же проблемы связаны и с логикой применения стрессоустойчивости. Евроцентричность современной системы международных отношений и системы знаний продолжает воспроизводиться, а разрыва с характерным для периода европейского колониализма подходом, согласно которому все локальное провозглашалось отсталым и находящимся в подчиненном положении по отношению ко всему западному, будь то знания, общественное устройство или экономические отношения, не происходит. В данной статье, опираясь на постколониальный подход к изучению политического, мы постараемся прояснить эту проблему. Следовательно, цель данной статьи — продемонстрировать, в чем состоит проблемность применения концепции Buen Vivir, артикулируемой как проявление локального знания, для формирования новых ресурсов стрессоустойчивости, альтернативных современному неолиберальному консенсусу.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 89

Оценка читателей: голосов 0

1. Hidalgo-Capitán A. L., Cubillo-Guevara A. P., Deconstruction and genealogy of Latin American good living (Buen Vivir). The (triune) good living and its diverse intellectual wellsprings. Alternative pathways to sustainable development: Lessons from Latin America, Brill Nijhoff, 2017, pp. 23-50.

2. Hidalgo-Capitán, A. L., A. P. Cubillo-Guevara. La Trinidad del Buen Vivir en Ecuador. 14.09.2015. Available at: http://www.politicaexterior.com/latinoamerica-analisis/la-trinidad-del-buen-vivir-en-ecuador/ (accessed 10.01.2021).

3. Programa “Aumento de la resiliencia frente al cambio climático a través de la protección y el uso sostenible de ecosistemas frágiles – ProCamBío II. Factsheet. Available at: https://www.bivica.org/files/procambio-giz_Ecuador.pdf (accessed 10.01.2021).

4. Go J. Postcolonial thought and social theory. Oxford University Press, 2016, 249 p.

5. Саид Э. Ориентализм. Западные концепции востока. СПб, Русский мир, 2016, 640 с. [E. Said. Orientalizm. Zapadnye kontseptsii Vostoka [Orientalism. Western Concepts of the Orient]. Saint Petersburg, Russkiy mir, 2016, 640 p.

6. Jackson T. Postcolonialism and organizational knowledge in the wake of China’s presence in Africa: interrogating South-South relations. Organization, 2012, vol. 19, N 2, pp. 181-204. Available at: https://www.researchgate.net/publication/258173787_Postcolonialism_and_organizational_knowledge_in_the_wake_of_China's_presence_in_Africa_Interrogating_South-South_relations (accessed 01.12.2020).

7. Reid J. “We the resilient”: colonizing indigeneity in the era of Trump. Resilience, 2019, vol. 7, N 3, pp. 255-270. Available at: https://www.tandfonline.com/doi/ full/10.1080/21693293.2019.1605662 (accessed 28.11.2020); https://doi.org/10.1080/21 693293.2019.1605662.

8. Spivak G. C. A critique of postcolonial reason: Toward a history of the vanishing present. Harvard university press, 1999, 449 p. Available at: https://doi.org/10.2307/j.ctvjsf541.

9. Фанон Ф. Черная кожа, белые маски. Новое литературное обозрение, 2020, № 1. Available at: https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/161_nlo_1_2020/article/21969/ (accessed 28.11.2020) (In Russ.).

10. Draude A. Translation in motion: a concept’s journey towards norm diffusion studies. Third World Thematics: A TWQ Journal, 2017, vol. 2, N 5, pp. 588-605. Available at: https://www.tandfonline.com/doi/ pdf/10.1080/23802014.2017.1436984?needAccess=true (accessed 3.12.2020); https://doi.org/10.1080/23802014.2017.1436984.

11. Бхабха Х. Местонахождение культуры. Перекрестки, 2005, № 3-4, cc. 161-192. [Bhabha H. Mestonakhozhdenie kultury [The Location of Culture]. Perekryostki, N 3-4, pp. 161-192. Available at: https://ru.ehu.lt/wp-content/uploads/2017/10/CrossRoad_3-4_2005.pdf (accessed: 28.11.2020) (In Russ.).

12. Баба Х. Мимикрия и человек. Двойственность колониального дискурса. Новое литературное обозрение, 2020, № 1. Available at: https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/161_nlo_1_2020/article/21970/ (accessed: 23.11.2020).

13. Epstein C. The postcolonial perspective: an introduction. IT, 2014, vol. 6, pp. 294-311. doi:10.1017/S1752971914000219.

14. Jabri V. Disarming norms: postcolonial agency and the constitution of the international. IT, 2014, vol. 6, pp. 372-390. doi:10.1017/S1752971914000177.

15. Павлова Е. Б., Тулупов Д. С. Стрессоустойчивость неолиберального мирового порядка и БРИКС (на примере Бразилии). Концепция стрессоустойчивости Европейского союза: артикуляция и ее последствия для России. Коллективная монография. Под ред. Романовой Т. А. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2019, сс. 208-221.

16. Limits to Growth. Available at: https://collections.dartmouth.edu/ teitexts/meadows/diplomatic/meadows_ltg-diplomatic.html#pg-17 (accessed 20.11.2020).

17. Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей среды человека. Стокгольм, 1972 г. Available at: https://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/declarations/declarathenv.shtml (accessed 20.11.2020) (In Russ.).

18. Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development. Available at: https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/21252030%20Agenda%20for%20Sustainable%20Development%20web.pdf (accessed 12.11.2020).

19. Holling C. S. Resilience and stability of ecological systems. Annual review of ecology and systematics, 1973, vol. 4, N 1, pp. 1-23. Available at: https://www.annualreviews.org/doi/abs/10.1146/annurev.es.04.11 0173.000245 (accessed 30.09.2020); https://doi.org/10.1146/annurev.es.04.110173.000245.

20. Declaration on science and the use of scientific knowledge. Text adopted by the World Conference on Science 1 July 1999. Definitive version. Available at: http://www.unesco.org/science/wcs/eng/declaration_e.htm (accessed 05.12.2020).

21. Indigenous Knowledge for Development. A Framework for Action. World Bank, 1998. Available at: http://documents1.worldbank.org/curated/en/388381468741607213/pdf/multi-page.pdf (accessed 05.12.2020).

22. “Local Knowledges. Global Goals”. UNESCO. Available at: http://www.unesco.org/new/fileadmin/MULTIMEDIA/HQ/SC/pdf/ILK_ex_publication_E.pdf (accessed 12.11.2020).

23. Lindroth M., Sinevaara-Niskanen H. Colonialism invigorated? The manufacture of resilient indigeneity. Resilience, 2019, vol. 7, N 3, pp. 240-254. Available at: https://www.tandfonline.com/doi/pdf/10.1080/21693293.2019.1601860?needAccess=true (accessed 02.12.2020); https://doi.org/10.1080/21693293.2019.1601860.

24. Трещенков Е. Ю. Стрессоустойчивость (resilience) в дискурсах Европейского союза и международных организаций. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика, 2019, Т. 14, №. 1, cc. 55-75. http://doi.org/10.17323/1996-7845-2019-01-04.

25. Communication from the European Commission to the European Parliament and the Council. The EU Approach to Resilience: Learning From Food Security Crises. Communication to the European Parliament and the Council. Brussels, 3 October 2012, COM(2012)586final. Available at: https://ec.europa.eu/echo/files/aid/countries/factsheets/thematic/resilience_africa_en.pdf (accessed 15.01.2021).

26. Thiede B. Resilience and development among ultra-poor households in rural Ethiopia. Resilience, 2016, vol. 4, N 1, pp. 1-13. Available at: https://www.tandfonline.com/doi/pdf/10.1080/21693293.2015.1094166?needAccess=true (accessed 20.12.2020); https://doi.org/10.1080/21693293.2015.1094166.

27. Bracke S. Is the subaltern resilient? Notes on agency and neoliberal subjects. Cultural Studies, 2016, vol. 30, N 5, pp. 839-855. https://doi.org/10.1080/09502386.2016.1168115.

28. Шинкаренко А. А. Эквадор на пути к постэкстрактивистской реальности. Латинская Америка, 2019, № 3, cc. 38-49.

29. Panizza F. Contemporary Latin America: development and democracy beyond the Washington consensus. Zed Books Ltd., 2013, 312 p.

30. Павлова Е. Б. Концепции «хорошей жизни» в Боливии и Эквадоре: расцвет и упадок нормативной силы. Латинская Америка, 2016, № 3, cc. 22-31.

31. Ramírez-Cendrero J. M., García S., Santillán A. Sumak kawsay in Ecuador: The role of communitarian economy and the experience of the rural communities in Sarayaku (Ecuadorian Amazonia). Journal of Rural Studies, 2017, vol. 53, pp. 111-121. Available at: https://daneshyari.com/article/preview/6459988.pdf (accessed 15.01.2021).

32. Acosta A. El Buen Vivir como alternativa al desarrollo. Revista Política y Sociedad, 2015, vol. 52, N 2, pp. 299–330. Available at: https://www.research-gate.net/publication/281403295_El_Buen_Vivir_como_alternativa_al_desarrollo_Algunas_reflexiones_economicas_y_no_tan_economicas (accessed 8.01.2021);

33. Acosta A. El Buen (con) Vivir, una utopía por (re)construer. Revista de Ciencias Sociales, 2011, vol. 6, N 1, pp. 35-67. Available at: https://rua.ua.es/dspace/bit-stream/10045/18066/1/OBETS_06_01_03.pdf (accessed 10.01.2021).

34. Acosta A. Construir el buen vivir – sumak kawsay. Lalíneadefuego.info, 08.01.2013. Available at: https://lalineadefuego.info/2013/01/08/construir-el-buen-vivir-sumak-kawsay-por-alberto-acosta/ (accessed 7.01.2021).

35. Escobar A. Una minga para el posdesarrollo. Signo y Pensamiento, 2011, vol. XXX, núm. 58, pp. 306-312. Available at: https://www.redalyc.org/pdf/860/86020038022.pdf (accessed 7.01.2021).

36. Gudynas E. La ecología política del giro biocéntrico en la nueva Constitución de Ecuador. Revista de Estudios Sociales, 2009, N 32. Available at: https://journals.openedition.org/revestudsoc/16260 (accessed 12.12.2020).

37. Gudynas E. La dimensión ecológica del Buen Vivir: entre el fantasma de la modernidad y el desafío biocéntrico. Obets, 2009, N 4, pp. 49-53. Available at: http://nossacasa.net/nossosriachos/agroecologia/wp-content/uploads/sites/9/2018/03/2009Gudy-nas-Buen-Vivir-Biocentrismo.pdf (accessed 29.12.2020).

38. Gudynas E., Acosta A. La renovación de la crítica al desarrollo y el Buen Vivir como alternativa. Utopía y Praxis Latinoamericana, 2011, N 53, pp. 71-83. Available at: http://economiasur.com/wp-content/uploads/2016/03/GudynasAcostaCriticaDesarrolloBVivirUtopia11.pdf (accessed 13.01.2021).

39. Gudynas E. Buen Vivir. Germinando alternativas al desarrollo. América Latina en Movimiento, 2011, N 462, pp. 1-20. Available at: http://www.ecominga.uqam.ca/PDF/BIBLIOGRAPHIE/GUIDE_LECTURE_1/Gudynas-Buen-vivir-Germinando-alternativas.pdf (accessed 13.01.2021).

40. Acosta A. El Buen Vivir en el camino del post-desarrollo. Una lectura desde la Constitución de Montecristi. Fundación Friedrich Ebert, 2010. Available at: https://www.fuhem.es/media/cdv/file/biblioteca/Analisis/Buen_vivir/Buen_vivir_posdesarrollo_A._Acosta.pdf (accessed 29.12.2020).

41. Gudynas E. Buen Vivir: today's tomorrow. Development, 2011, vol. 54, N 4, pp. 441-447. Available at: https://www.researchgate.net/publication/241764771_Buen_Vi-vir_Today's_Tomorrow (accessed 4.12.2020).

42. Шинкаренко А. А. Между неоэкстрактивизмом и "зеленой" геополитикой. Oсобенности" эко-территориального сдвига" в Латинской Америке. PolitBook, 2018, № 4, cc. 103-116.

43. Kothari A., Demaria F., Acosta A. Buen Vivir, degrowth and ecological Swaraj: Alternatives to sustainable development and the green economy. Development, 2014, vol. 57, N 3-4, pp. 362-375. Available at: https://link.springer.com/article/10.1057/dev.2015.24 (accessed 19.01.2021).

44. Descolonización en Bolivia. Cuatro ejes para comprender el cambio. La Paz, 2011, 463 p.

45. De Souza Santos B. Hablamos del socialismo del Buen Vivir. ALAI, América en Movimiento, 2010, N 452, pp. 4-7. Available at: https://alfarcolectivo.files.wordpress.com/2011/07/hablamos-del-socialismo-del-buen-vivir.pdf (accessed 18.01.2021).

46. Sánchez Parga J. Discursos retrovolucionarios: Sumak Kausay, derechos de la naturaleza y otros pachamamismos. Ecuador Debate. Acerca del Buen Vivir, 2011, N 84, pp. 31-50. Available at: https://repositorio.flacsoandes.edu.ec/bitstream/10469/3515/1/RFLACSO-ED84-02-Sanchez.pdf (accessed 20.12.2021).

47. Костогрызов П. И. Идеология сума каманья в политике ценностей левоиндихенистского режима Э. Моралеса. Вестник Пермского университета. Серия: История, 2019, № 4 (47).

48. Canessa A. Conflict, claim and contradiction in the new ‘indigenous’ state of Bolivia. Critique of Anthropology, 2014, vol. 34, N 2, pp. 153-173. Available at: https://refubium.fu-berlin.de/bitstream/handle/fub188/20011/22_WP_Canessa_online.pdf;jsessio-nid=3B727480ECB DA25A9F3034A50E37E6EE?sequence=1 (accessed 3.01.2021).

49. Macusya C. ¿Cuándo se jodió la "descolonización a la boliviana"? Available at: http://jichha.blogspot.com/2015/10/cuando-se-jodio-la-descolonizacion-la.html (accessed 20.01.2021).

50. Из личной беседы с П. Португаль Молинедо.

51. Из личной беседы с К.Макусайей.

52. Portugal Mollinedo P. Visión posmoderna y visión andina del desarrollo. El desarrollo en cuestión. Reflexiones desde América Latina, 2011, pp. 253-82. Available at: https://ru.scribd.com/document/331620148/Vision-Posmoderna-y-Vision-Andina (accessed 20.01.2021).

53. Tassi N., Medeiros C., Rodríguez Carmona A., Ferrufino G. Hacer plata sin plata. El desborde de los comerciantes populares en Bolivia. La Paz, PIEB, 2013, 286 p.

54. Павлова Е. Б. Стрессоустойчивость неолиберализма: "индейская буржуазия" в Боливии. Латинская Америка, 2017, № 11, cc. 39-48.

55. Waldmüller J. Buen Vivir, Sumak Kawsay, 'Good Living': An Introduction and Overview. Alternautas, 2014, vol. 1, pp. 17-28. Available at: http://www.alternau-tas.net/blog/2014/5/14/buen-vivir-sumak-kawsay-good-living-an-introduction-and-overview#sden-dnote7sym (accessed 19.01.2021).

56. Из личной беседы с М. Фернандес Оско.

57. Walsh C. Development as Buen Vivir: Institutional arrangements and (de) colonial entanglements. Development, 2010, vol. 53, N 1, pp. 15-21. Available at: http://www.plataformabuenvivir.com/wp-content/uploads/2012/07/DevelopmentBuenVivir Walsh10.pdf (accessed 3.01.2021).

58. Starn O. Missing the revolution: anthropologists and the war in Peru. Cultural Anthropology, 1991, vol. 6, N 1, pp. 63-91. Available at: https://www.jstor.org/stable/656495 (accessed 21.01.2021).

59. Briggs J., Sharp J. Indigenous knowledges and development: a postcolonial caution. Third World Quarterly, 2004, vol. 25, N 4, pp. 661-676. Available at: https://eprints.gla.ac.uk/1095/1/1095.pdf (accessed 28.11.2020).

60. Estrategias para la resiliencia local. Transiciones hacia la el decrecimiento y el Buen Vivir. Soli-daridad Internacional Andalucía. Available at: https://epd.caongd.org/wp-content/uploads/2018/09/estrategias-para-la-resiliencia-local-1.pdf (accessed 10.01.2021).

61. Воротникова Т.А. Кому в Эквадоре" жить хорошо"? Социальные реформы и Buen Vivir. Международная жизнь, 2019, № 1, cc. 119-132.

62. Костогрызов П. И. Общинное правосудие в странах Латинской Америки. M., Юрлитинформ, 2018, 248 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх