Стилистическая трансформация в фильмах Педро Альмодовара

 
Код статьиS0044748X0013682-9-1
DOI10.31857/S0044748X0013682-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт Латинской Америки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЛатинская Америка
ВыпускВыпуск № 3
Страницы103-110
Аннотация

В статье рассматриваются некоторые особенности авторского стиля Педро Альмодовара — одного из самых значительных современных кинорежиссеров. Сопоставление разных периодов его творчества позволяет сделать вывод о том, что углубление экзистенциальных мотивов в последних работах мастера привело к заметным изменениям характерной для него стилистики: эпатажная фарсовая эстетика уступила место более традиционным повествовательным формам, сочетающим своеобразие авторской стилистики с глубоким философским осмыслением.

Ключевые словаauthor’s style, national traditions, cinematic experiments, farce and grotesque techniques, existential motives
Получено19.09.2020
Дата публикации04.03.2021
Кол-во символов20806
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Несколько последних десятилетий Педро Альмодовар остается одним из наиболее почитаемых современных кинорежиссеров, а его творчество — объектом пристального внимания зарубежных и отечественных искусствоведов. Ключ к пониманию такого многолетнего успеха кроется в органичном сочетании приверженности традициям национальной культуры с пристрастием к самым необыкновенным экспериментам, которое он преобразовал в уникальное художественное пространство, часто именуемое миром Альмодовара.
2 Одна из посвященных ему коллективных работ последних лет, приближающая читателей к постижению творческой концепции мастера, так и называется — «Вселенная Альмодовар: эстетика страсти режиссера-постмодерниста» [1]. Среди других наиболее заметных изданий — «Архивы Педро Альмодовара» [2], соавтором которого можно назвать самого режиссера, содержит уникальную информацию о его пути в искусстве.
3

Огромный интерес для понимания «творческой кухни» режиссера представляет опубликованный в нашей стране цикл бесед с Альмодоваром французского кинокритика Фредерика Стросса «Интервью с Педро Альмодоваром» [3]. Среди отечественных исследователей творчества мастера — известные киноведы А.С.Плахов, А.В.Долин, К.Э.Разлогов, Е.Москвитин и другие. Данная статья, безусловно, не претендует на доскональный анализ творчества Альмодовара, поскольку я уже обращалась к нему в других своих работах*. Ее цель — привлечь внимание к некоторым тенденциям творчества режиссера последнего периода, еще не ставшим предметом широкого изучения.

* Ростоцкая Л.В. «Lo español» в испанском кино. Культура современной Испании. Москва, Наука, 2005; Ростоцкая Л.В. Линия восхождения нового кино. Испания. Анфас и профиль. Москва, Весь мир, 2007; Ростоцкая Л.В. Авторское кино Испании как ипостась культурной идентичности. Ибероамерика: культурная идентичность в эпоху глобализации. Москва, ИЛА РАН, 2019.
4 С самого начала творческого пути притяжение Альмодовара к кино было сродни одержимости. Впрочем, оно и сейчас остается таким же. «Чтобы я перестал снимать фильмы, надо отнять у меня камеру. Я умру, снимая фильмы», — говорит он [4]. «Кино как страсть» — так названы материалы Международного конгресса «Педро Альмодовар», состоявшегося в Куэнке в 2003 г. [5, p. 7].
5 Уроженец небольшого города Кальсада-де-Калатрава провинции Сьюдад-Реаль, Альмодовар подростком переехал в Мадрид и брался за любую работу, чтобы накопить денег на свою первую 8-мм кинокамеру. К 1970—1980-м годам относятся его первые опыты в качестве актера, писателя, участника музыкальной панк-рок-группы и режиссера. Этот начальный период творчества Альмодовара был связан с движением, появившимся в середине 1970-х годов в Мадриде после падения диктатуры Франко и получившим название Movida. Несмотря на эстетическую эклектичность и разный художественный уровень, Movida стало символом культурного возрождения в стране. Кинематографические эксперименты Альмодовара тех лет претворились в череду фильмов, нарушавших все возможные запреты — семейные, религиозные, общественные. Обладая мощным бунтарским зарядом, эти ленты — короткометражные 1970-х годов и полнометражные 1980-х: «Пепи, Луси, Бум и остальные девушки» (Pepi, Luci, Bom y otras chicas del montón), «Лабиринт страстей» (Laberinto de pasiones), «В темноте» (Entre tinieblas), «За что мне это?» (¿Qué he hecho yo para merecer esto?), «Матадор» (Matador), «Закон желания»(La ley del deseo) — органично вписались в поэтику Movida. «Для меня начало 80-х навсегда останется годами бесстрашия, когда времени хватало на все. И не только потому, что мы были моложе и худее, — пишет Альмодовар в книге «Патти Дифуса и другие тексты». — Незнание помогало нам бросаться на любое дело с радостью. Мы не знали цены вещам и не думали о рынке. У нас не было памяти, так что мы подражали всему, что нам нравилось, и получали от этого удовольствие» [6].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 87

Оценка читателей: голосов 0

1. Sánches Noriega, José Luis. Universo Almodóvar: Estética de la pasión en un cineasta posmoderno. Madrid, Libros Singulares, 2017, 480 p.

2. Los archivos de Pedro Almodóvar, Koln, Taschen, 2017, 456 p.

3. Строcс Ф. Интервью с Педро Альмодоваром. СПб, Азбука-Арт Хаус, 2007, 352 с.

4. Pedro Almodóvar. No hay jóvenes y viejos, solo jóvenes. Available at: http://los40/2018/04/17cinetv/1523986259_456845/html (accessed 2.10.2020).

5. El cine como pasión: actas del Congreso internacional Pedro Almodóvar. Universidad de Castilla. La Mancha, 2005, 536 p.

6. Альмодовар П. Патти Дифуса и другие тексты. М., Азбука-классика, 2005, 256 c.

7. Valle-Inclán R. del. Luces de bohemia. Madrid, Espasa-Calpe, 1961, 115 p.

8. Ростоцкая Л.В. “Lo español” в испанском кино. Культура современной Испании. Коллективная монография. Отв. редактор Константинова Н.С. Москва, Наука, 2005, 177 с.

9. Тертерян И. А. «Виридиана» и испанская культура ХХ века. Луис Бунюэль. Москва, Искусство, 1979, 340 с.

10. Pérez Perucha J. Recapitulación introductoria. Un siglo de cine español. Madrid, 2000, 316 p.

11. Плахов А. Испанская грусть. Эволюция Педро Альмодовара. Коммерсант Власть. М., 2016, № 30, сс. 44-49.

12. Pedro Almodóvar se sincera sobre “Dolor y gloria”. Available at: https://www.fotogramas.es/noticias-cine/26905764/dolor-gloria-pedro-almodovar-entrevista (accessed 21.04.2020).

13. Pedro Almodóvar: Mi vida es una lista de abstinencias. Available at: htttps://www/elperiodico.com/es/ocio-y–cultura/20190321/entrevista-pedro-almodovar-estreno-cine-dolor-e-gloria-7364390 (accessed 1.12.2020).

14. Pedro Almodovar: Me aterra y horroriza el algoritmo. El País, 20.10.2020. Available at: https://elpaís.com (accessed 24.10.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх