Treaty of Tlatelolco: an example to follow

 
PIIS0044748X0013676-2-1
DOI10.31857/S0044748X0013676-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Moscow State Institute of International Relations (University)
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameLatin America
EditionIssue 3
Pages55-64
Abstract

The article analyzes the political impact of Treaty of Tlatelolco (Treaty for the Prohibition of Nuclear Weapons in Latin America and the Caribbean) over the last fifty years. The achievements as well as the problems of realization of the first nuclear-weapon free zone in the densely populated region of the Earth come under scrutiny. The author concludes that Treaty of Tlatelolco greatly contributed to the idea of NWFZ, which include over 100 states in different regions.

KeywordsTlatelolco, Nuclear weapons, OPANAL, UNO, Alfonso Garcia Robles
Received05.10.2020
Publication date04.03.2021
Number of characters26212
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

В ходе борьбы за укрепление режима нераспространения ядерного оружия вопрос о безъядерных зонах приобрел большое политическое значение. Он стал, по существу, важнейшим фактором «поддержки снизу» режима, который во многих аспектах воспринимается странами «третьего мира» как нечто, навязанное им великими державами. Историческое значение конкретных договоров о создании зон, свободных от ядерного оружия, хорошо заметно на примере Договора Тлателолко, выработанного в Латино-Карибской Америке (ЛКА) на основе анализа собственных государственных интересов.

2

Изучение опыта ЛКА в создании и совершенствовании безъядерной зоны началось полвека назад и открывает все новые грани с каждым десятилетием, с каждым новым витком постановки и решения проблем контроля над ядерным оружием. В наши дни этот опыт представляет интерес своим практическим подходом на фоне появившихся в ряде стран «третьего мира» проектов «продиктовать» ядерным державам условия движения к безъядерному миру (например, проект Договора о запрещении ядерного оружия, открытый для подписания в сентябре 2017 г.). Цель настоящей статьи — выявить на конкретном примере ЛКА достижения, проблемы и особенности их преодоления при наличии политической воли региональных и внерегиональных участников этого процесса.

3

Проблемы, связанные с реализацией идеи безъядерного статуса региона, секретными ядерными программами государств ЛКА и с участием этих стран в различных проектах развития атомной энергетики, давно интересуют исследователей, прежде всего из самого региона [1], а также, по понятным причинам, Соединенных Штатов [2; 3]. Атомная энергетика оказывается в фокусе внимания, прежде всего, ученых из тех стран ЛКА, в которых реализованы или планировались программы строительства атомных энергоблоков, — Аргентины, Бразилии, Мексики, а также Кубы и Чили. Показательными в этом плане можно считать работы таких авторов, как Э.Бобадилья [4], Л.П.Роса [5], Г.Матеос и Э.Суарес-Диас [6]. В отечественной науке особый интерес для анализа представляют не только сюжеты, затрагивающие важнейшие вопросы международной безопасности, но и перспективы взаимовыгодного сотрудничества государств ЛКА с Россией в области атомной энергетики и иных аспектов использования «мирного атома».

4

Прошло более полувека после подписания (14 февраля 1967 г.), а затем введения в действие (начиная с 25 апреля 1969 г.) Договора о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке («Договор Тлателолко»). Гордость, с которой в государствах ЛКА в 2017 г. торжественно отметили полувековой юбилей договора, вполне оправдана: благодаря этому договору впервые была создана зона, свободная от ядерного оружия (ЗСЯО), в густонаселенном и политически активном регионе Земли*. Сегодня, когда угроза распространения ядерного оружия (ЯО) в мире вышла на «новые рубежи», опыт стран ЛКА становится особенно ценным и востребованным. 

* Любая демилитаризованная зона или регион, даже созданные до ядерной эпохи, могут рассматриваться в качестве прецедента безъядерной зоны. В американской научной литературе встречается, например, упоминание демилитаризованных Аландских островов в качестве безъядерной зоны в Европе. Первой такой зоной после Второй мировой войны стал Антарктический регион (к югу от 60 градуса южной широты), где всякая военная деятельность вообще была запрещена по Договору об Антарктике 1959 г.

Number of purchasers: 0, views: 81

Readers community rating: votes 0

1. Aquino J. Luis Rodriguez. Limiting Weapons: Crafting International Nuclear Nonproliferation Standards from Latin America. Foro Internacional, 2020, vol. 2‏ 60, issue 1, pp.‏ 97-113

2. Redick J.R. Regional nuclear arms control in Latin America. International Organization, 1975, 29(2), pp. 415-445.

3. Gallacher J. Article VII, The Treaty of Tlatelolco and Colonial Warfare in the 20th Century. Arms Control, 1975, 5(3), pp. 75-89.

4. Bobadilla E. Chilean nuclear policy [Política nuclear chilena]. Revista médica de Chile, 1996, 124(6), pp. 747-748.

5. Rosa L.P. History of nuclear power in Brazil. Energy and Environment, 2006, 17(3), pp. 485-495.

6. Mateos G., Suárez-Díaz, E. ‘We are not a rich country to waste our resources on expensive toys’: Mexico’s version of Atoms for Peace. History and Technology, 2015, 1(3), pp. 243-258.

7. Rezolyutsiya General'noj Assamblei. Available at: http://undocs.org/ru/A/RES/1652% 28XVI%29 (accessed 5.03.2020).

8. Alves P.G., Cipollone D.B. (eds). Nuclear-Weapon-Free Zones in the 21st Century. New York and Geneva: United Nations, 1997, 148 p.

9. The prohibition of nuclear weapons in Latin America. Summary of the main working phases. Available at: http://www.opanal.org/en/the-prohibition-of-nuclear-weapons-in-latin-america/ (accessed 05.03.2020).

10. Novikov V.E., Khlopkov A.V. Voennaya yadernaya programma. Argentina. V kn.: Khlopkov A.V. (red.). Yadernoe nerasprostranenie: Kratkaya ehntsiklopediya. M.: Rossijskaya politicheskaya ehntsiklopediya (ROSSPEhN); PIR-Tsentr, 2009. Available at: https://www.pircenter.org/sections/41-voennaya-yadernaya-programma-argentiny (In Russ.) (accessed 4.11.2020).

11. Martynov B.F. Braziliya: yaderno-kosmicheskaya strategiya na poroge KhKhI veka. M., ILA RAN, 1992, 71 s.

12. Novikov V.E., Khlopkov A.V. Voennaya yadernaya programma. Braziliya. V kn.: Khlopkov A.V. (red.). Yadernoe nerasprostranenie: Kratkaya ehntsiklopediya. M.: Rossijskaya politicheskaya ehntsiklopediya (ROSSPEhN); PIR-Tsentr, 2009. Available at: https://www.pircenter.org/ sections/42-voennaya-yadernaya-programma-brazilii (In Russ.) (accessed 4/11/2020).

13. Khejfets V., Khejfets L. Kuba: pereosmyslenie roli strany v mirovom soobschestve. Mirovaya ehkonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, M., 2017, t. 61, № 2, ss. 94-103.

14. Borodaev V.A. Strategicheskie vektory mirovoj politiki Kuby v nachale XXI veka. Ehtnosotsium i mezhnatsional'naya kul'tura. M., 2012, № 3, ss.35-49.

15. Status of Signatures and Ratifications of the Treaty of Tlatelolco and its Additional Protocols I and II. Available at: https://www.opanal.org/en/status-of-the-treaty-of-tlatelolco/ (accessed 18.02.2020).

16. Yadernoe nerasprostranenie: Uchebnoe posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedenij (v dvukh tomakh) / Pod obschej redaktsiej Orlova V.A. M.: PIR-Tsentr, 2002. Tom II/ Red. toma Akhtamzyan I.A., 561 s.

17. COPREDAL/76, p.8, annexed to United Nations General Assembly document A/6663 of 23 February 1967.

18. Zayavlenie SSSR pri podpisanii Dopolnitel'nogo protokola II, cm. Gromyko A.A. i dr. (redkol.) Bor'ba SSSR protiv yadernoj opasnosti, gonki vooruzhenij, za razoruzhenie: Dokumenty i materialy. MID SSSR. M.: Politizdat, 1987, cc. 431-433.

19. Declaration made by the French Republic upon Signing and Ratifying Additional Protocol I to the Treaty of Tlatelolco. Available at: http://disarmament.un.org/treaties/a/tlatelolco_p1/france/rat/mexico+city (accessed 05.03.2020).

20. Contribution of the Agency for the Prohibition of Nuclear Weapons in Latin America and the Caribbean (OPANAL) to the Report of the Secretary-General on Oceans and the Law of the Sea, Pursuant to United Nations General Assembly resolution 72/73 of 5 December 2017, p. 4.

Система Orphus

Loading...
Up