Модель экономической дипломатии правительства Педро Санчеса

 
Код статьиS0044748X0012279-5-1
DOI10.31857/S0044748X0012279-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: МГИМО МИД России
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЛатинская Америка
ВыпускВыпуск № 12
Страницы62-72
Аннотация

В статье анализируется испанская модель экономической дипломатии. Особое внимание уделяется координации между государственными ведомствами, ответственными за увеличение общего объема испанского экспорта. Рассмотрены государственные, частные и частно-государственные институты поддержки внешнеэкономической деятельности, а также реализуемые ими программы. Основной акцент делается на наиболее эффективных механизмах финансирования, страхования и консалтинга. Автор подчеркивает исключительную важность средних и малых предприятий для экономики Испании, в связи с чем при анализе отмечаются значительные усилия правительства по предоставлению им помощи, в том числе и на фоне пандемии COVID-19. В работе наглядно показана роль министерства иностранных дел, по делам Европейского союза и не только по продвижению экономических интересов Испании, но и по использованию традиционных бизнес-инструментов при формировании и реализации внешнеполитического курса. Проводятся параллели с практикой применения «мягкой силы» и публичной дипломатией. Автор предпринимает попытку обобщить успешный опыт испанской экономической дипломатии и путем осмысления теоретических основ модели экстраполировать его на отечественные реалии.

Ключевые словаИспания, экономическая дипломатия, «Глобальная Испания», внешнеэкономическая политика, продвижение национального экспорта
Получено29.06.2020
Дата публикации30.11.2020
Кол-во символов22799
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В современном мире, меняющемся со все большей скоростью, огромное значение приобретает эффективность государств в сфере развития их экономического потенциала. Как и прежде, ключевую роль здесь продолжает играть положительный торговый баланс, однако обеспечивать его становится все сложнее. Именно в этом контексте следует рассматривать усилия различных участников международных отношений, которые с той или иной степенью успешности прибегают к услугам государственного аппарата для достижения целей устойчивого экономического развития, в том чис-ле для выхода на новые рынки. В продаже своих товаров за рубеж заинтересованы не только крупные предприятия, но и средний и малый бизнес (МСП). В России по целому ряду причин — общая низкая доля в ВВП страны, относительно невысокое количество средних предприятий (подавляющее большинство составляет микробизнес), незначительные объемы основных фондов, низкий уровень инвестиций и невысокая производительность труда — МСП в разы отстает от своих конкурентов в развитых и развивающихся странах. Так, даже по оптимистичным прогнозам Российского экспортного центра доля МСП в несырьевом экспорте к 2024 г. достигнет 10% [1], тогда как во многих странах этот показатель уже сейчас стремится к 40% [2], а в Испании в отдельные годы был выше 45% [3].
2 Изучение опыта западных стран — как теоретического, так и практического — в сфере экономической дипломатии представляет большой интерес. Имплементация успешных моделей в отечественной экономике с учетом всех ее реалий и особенностей может положительно сказаться на фактических показателях внешнеторгового баланса. Анализ теоретической базы таких моделей облегчит разработку собственных методов и механизмов, способных придать национальной экономике столь необходимый импульс, особенно с учетом неблагоприятной обстановки на мировых финансовых рынках, вызванной пандемией COVID-19.
3 Одним из наиболее успешных примеров взаимодействия государства и частного сектора в сфере внешней торговли может служить Испания, обладающая исключительно широким набором инструментов для продвижения своих интересов. Как и Россия, Испания в силу объективных исторических причин имеет тесные социально-экономические связи с большим количеством стран, являвшихся частью единого языкового, культурного и экономического пространства. Говоря об испанской модели экономической дипломатии, в первую очередь необходимо отдать должное центральной и координирующей роли Государственного секретариата по торговле министерства промышленности, торговли и туризма. Именно он в лице Генеральной дирекции по внешней торговле и инвестициям занимается вопросами увеличения общего объема экспорта, привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ), перераспределения туристических потоков, а также предоставления доступа к финансовым ресурсам.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 138

Оценка читателей: голосов 0

1. Слепнев А.А. РЭЦ: доля малого и среднего бизнеса в несырьевом экспорте из РФ возросла до 8,5%. Available at: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/dola-malogo-i-srednego-biznesa-v-nesyrevom-eksporte-iz-rf-vozrosla-do-85---rec (accessed 20.04.2020). (In Russ.)

2. Las pymes en el comercio internacional: hechos estilizados. Informe Anual de la OMC. Available at: https://www.wto.org/spanish/res_s/booksp_s/wtr16-2_s.pdf (accessed 20.04.2020).

3. Informe sobre la PYME 2017. Portal PYME. Available at: http://www.ipyme.org/Publicaciones/Informe-PYME2017.pdf (accessed 20.04.2020).

4. Diplomacia económica. Ministerio de Asuntos Exteriores, Unión Europea y Cooperación. Available at: http://www.exteriores.gob.es/Portal/es/PoliticaExteriorCooperacion/DiplomaciasigloXXI/Paginas/DiplomaciaEconomica.aspx (accessed 20.04.2020).

5. ICEX Influencer, ICEX Next, Servicios Club PIPE-Next, eMarket Services, Desafía, Centros de Negocio, ICEX Alemania Covid-19. Instituto Español de Comercio Exterior. Available at: https://www.icex.es/icex/es/navegacion-principal/todos-nuestros-servicios/index.html (accessed 20.04.2020).

6. Spanish listed companies report an increase in foreign revenues and reduce debt. Bolsa de Madrid. Available at: https://www.bolsamadrid.es/aspx/Prensa/NotaPrensa.aspx?id=ing&fecha=20180423&tipo=notas&fich=nota_20180423_2 (accessed 20.04.2020).

7. Telefónica strengthens APAC proposition through key partnership with SoftBank Telecom in Japan. Telefónica. Available at: https://www.telefonica.com/en/web/press-office/-/telefonica-strengthens-apac-proposition-through-key-partnership-with-softbank-telecom-in-japan (accessed 20.04.2020).

8. La Cámara de España en cifras. Cámara de Comercio de España.Available at: https://www.camara.es/la-camara-de-espana (accessed 20.04.2020).

9. Sanchez Perez, P. La diplomacia comercial en el centro de la diplomacia económica española. Anuario Jurídico y Económico Escurialense, 2013, N 46, p. 345-362. Available at http://www.rcu-mariacristina.net:8080/ojs/index.php/AJEE/article/view/159/140 (accessed 20.04.2020).

10. Tu crédito en el exterior. Ministerio de Industria, Comercio y Turismo.Available at: http://www.comercio.gob.es/es-ES/comercio-exterior/instrumentos-apoyo/intrumentos-financie-ros-apoyo/financiacion-proyectos-fiem/Documents/Folleto%20FIEM.PDF (accessed 20.04.2020).

11. El ICO avala más de 13.400 millones en créditos a autónomos, pymes y empresas.Agencia EFE. Available at: https://www.efe.com/efe/espana/economia/el-ico-avala-mas-de-13-400-millones-en-creditos-a-autonomos-pymes-y-empresas/10003-4229735 (accessed 20.04.2020).

12. Soluciones para empresas. Compañía Española de Seguros de Crédito a la Exportación. Available at: https://www.cesce.es/riesgos-extraordinarios (accessed 20.04.2020).

13. COFIDES en cifras. Compañía Española de Financiación del Desarrollo. Available at: https://www.cofides.es/quienes-somos/cofides-en-cifras (accessed 20.04.2020).

14. Plan de Acción para la Internacionalización de la Economía Española 2019—2020. Ministerio de Industria, Comercio y Turismo.Available at: http://www.comercio.gob.es/es-ES/PDF/portada/Plan%20Internacionalizaci%C3%B3n%2019-20.pdf (accessed 20.04.2020).

15. Strategic Plan for Internationalising the Spanish Economy 2017 – 2027. Ministerio de Industria, Comercio y Turismo. Available at: http://www.comercio.gob.es/es-ES/PDF/porta-da/Estrategia% 20Internacionalizaci%C3%B3n%202017-2027.pdf (accessed 20.04.2020).

16. Ley 2/2014, de 25 de marzo, de la Acción y del Servicio Exterior del Estado. Boletín Oficial del Estado. Available at: https://www.boe.es/buscar/pdf/2014/BOE-A-2014-3248-consolidado.pdf (accessed 20.04.2020).

17. Прохоренко И.Л. Политика регионального развития Испании: механизмы и инструменты. Мировая экономика и международные отношения. М., 2015, № 5, сс. 41-51.

18. Freres C. y Sanz Trillo A. La acción exterior de las Comunidades Autónomas ante la política exterior de España. Política Exterior de España (1800-2003), ed. Juan Carlos Pereira Castañares. Barcelona, Ariel Historia, 2003, pp. 279-291.

19. Путин пояснил, что считает распад СССР трагедией из-за разъединения семей и других проблем. Информационное агентство России ТАСС. Available at: https://tass.ru/politika/2295134 (accessed 20.04.2020) (In Russ.).

20. Corporate information. Letter from the Group Executive Chairman. BBVA. Available at: https://www.bbva.com/en/corporate-information/ (accessed 20.04.2020).

21. Харитонова Е.М., Прохоренко И.Л. “Мягкая сила” бывших империй: сравнительный опыт Великобритании и Испании. Мировая экономика и международные отношения. М., 2018, № 3, сс. 39-49.

22. Uruguay sellenade cultura conel Festival Cervantino Montevideo. BBVA. Available at: https://www.bbva.com/es/uruguay-se-llena-cultura-festival-cervantino-montevideo/ (accessed 20.04.2020).

23. El Museo del Prado de Madrid se traslada a las calles de Lima. BBVA. Available at: https://www.bbva.com/es/el-museo-del-prado-de-madrid-se-traslada-a-las-calles-de-lima/ (accessed 20.04.2020).

24. Sánchez Pérez, P. La nueva diplomacia económica Española. Madrid, Delta Publicaciones, 2014, 230 p.

25. Martínez Romera, J. P. De Hispania a la crisis económica: pasado y presente de la imagen de España en el exterior. Comillas Journal of International Relations, 2019, N 16, pp. 154-165. Available at: https://revistas.comillas.edu/index.php/internationalrelations/article/view/ 9203/11140 (accessed 20.04.2020).

26. Carcavilla F. El estrecho vínculo periodístico entre la marca España y la política. Revista Mediterránea de Comunicación, 2020, vol. 11, N 1, pp. 225-244. Available at: https://rua.ua.es/dspace/bitstream/10045/100479/8/ReMedCom_11_01_18_ESP.pdf (accessed 20.04.2020).

27. Rojo A. Volantazo en política Exterior: España exportará feminismo. La Razón, 20.02.2020. Available at: https://www.larazon.es/espana/20200220/6o4k5dc6sjd rrhfxy4lsa2lfoq.html (accessed 20.04.2020).

28. Астахов Е.М. Испанский опыт организации внешнеэкономической деятельности. Ибероамериканские тетради. М., 2017, № 3, сc. 18-23.

29. Romero, I. y Rodríguez-Gutiérrez, M. Sobre la internacionalización de la PYME y su contribución a la imagen exterior de España. Comillas Journal of International Relations, 2014, N 1, pp. 91-104. Available at https://revistas.comillas.edu/index.php/internationalrelations/article/view/4371/4192 (accessed 20.04.2020).

30. Martínez, J. P. Éxitos y fracasos de las marcas país: cuando la imagen se compara con la realidad. Análisis del Real Instituto Elcano, 2016, N 90, 13 p. Available at http://www.re-alinstitutoelcano.org/wps/wcm/connect/2d47022c-5551-4dbe-b8ce-756c87611af2/ARI90-2016-MartinezRomera-Exitos-fracasos-marcas-pais-cuando-imagen-compara-realidad.pdf?MOD=AJPE RES&CACHEID=2d47022c-5551-4dbe-b8ce-756c87611af2 (accessed 20.04.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх