Подход США к сотрудничеству с Колумбией и Мексикой в деле противодействия наркотрафику

 
Код статьиS0044748X0012274-0-1
DOI10.31857/S0044748X0012274-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Институт Латинской Америки РАН
Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЛатинская Америка
ВыпускВыпуск № 12
Страницы6-25
Аннотация

Статья посвящена сходствам и различиям политики сотрудничества США с Колумбией и Мексикой в сфере антинаркотической борьбы. Высокий уровень производства запрещенных веществ и их активный экспорт, формирование на территории каждой из стран мощных преступных организаций давно сделали эти государства объектом пристального внимания Вашингтона. Отталкиваясь от теоретических положений борьбы с трансграничным наркотрафиком, автор показывает, в чем заключается специфика деятельности по производству и распространению наркотиков в Колумбии и Мексике: наследие внутреннего вооруженного конфликта; заметная политическая составляющая проблемы в первой стране резко контрастирует с борьбой множественных криминальных интересов во второй. Даются оценки новаторства и преемственности тех шагов, которые предприняла администрация Дональда Трампа в масштабах и формах политики оказания помощи Колумбии и Мексике, а также участия в ее проведении отдельных органов исполнительной власти. Раскрывается роль конгресса США, который своими ассигнованиями и аналитическими исследованиями обеспечивает функционирование сформировавшихся механизмов партнерства. Автор приходит к выводу о том, что необходимость внесения глубоких социальных изменений, столь важных для сокращения наркотической угрозы, имеет для США второстепенное значение. В заключение представлены соображения о том, какое место Колумбия и Мексика занимают в американской региональной антинаркотической стратегии.

Ключевые словаСША, Латинская Америка, Колумбия, Мексика, наркотики, безопасность, терроризм, насилие.
Источник финансированияСтатья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), проект «Трансформация региональных моделей международных отношений в Западном полушарии» (№ 20-014-00023/20).
Получено28.07.2020
Дата публикации30.11.2020
Кол-во символов41984
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

БОРЬБА С ГЛОБАЛЬНЫМ НАРКОТРАФИКОМ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРИИ БЕЗОПАСНОСТИ

2 Сдерживание и искоренение организованной преступности входит в число приоритетных задач мирового сообщества. Этому посвящен пункт 16 «Целей устойчивого развития» ООН до 2030 г. «Мир, правосудие и сильные институты». Среди конкретных участков работы значатся «сокращение любых форм насилия и вызванной ими смертности», чему призвано способствовать снижение уровня нелегальной торговли оружием, искоренение коррупции и построение институтов, «способных решительно противостоять терроризму и преступности» [1]. В исследованиях, посвященных угрозам национальной безопасности, указывается на необходимость ликвидации так называемых темных пятен в странах, где на протяжении длительного времени наблюдается «отсутствие» государства, что позволяет преступникам и террористам осуществлять «параллельное» управление [2]. Тем не менее отождествление террористов и других вооруженных групп, выдвигающих политические требования, с криминальными структурами, под ярлыком «негосударственных акторов насилия» (Violent Non-State Actors), мотивированных борьбой за власть и деньги, несет в себе риск рассматривать противостояние им только как задачу правоохранительных органов. В различных государствах понятие «безопасность» трактуется по-разному, в связи с чем возникает дилемма между «государственной» и «человеческой» безопасностью [3, сс. 22-26]. Утрата государством способности противостоять вооруженным повстанцам, террористам и криминалу, степень коррумпированности правящих режимов также часто не рассматривается с применением четких критериев, что видно на примере судьбы таких терминов, как «несостоявшееся государство» (failed state), «государство, идущее к краху» (failing state) «мафиозное государство» (mafia state) и «государство наркоторговцев» (narco state) [4, сс. 31-32, 35-36; 5, pp. 100-104].
3 В последние годы в странах Латинской Америки проблема роста преступности и в особенности транснационального наркотрафика отчетливо встала на повестку дня. Среди причин исследователи называют наличие большой прослойки незанятых молодых граждан, не получающих образование, преобладание неформальных механизмов над правовыми, а также такой неочевидный фактор, как развитие экономики за счет включения в транснациональные цепочки перемещения товаров и услуг. Неслучайно, как отмечает директор Латиноамериканского центра по проблемам безопасности и насилия (Аргентина) Марсело Бергман, рост преступной активности часто наблюдается в городах и районах с высоким уровнем доходов, где рост потребления спровоцировал «спрос на преступность», обеспечивающую обходные пути обогащения и доступа к товарам [6, pp. 10-13]. Высокий уровень коррупции и насилия создал предпосылки для обвинений в адрес правительств, руководства силовых ведомств и политических партий в неэффективности и сознательном применении милитаризированной стратегии безопасности, не достигающей заявленных целей и влекущей за собой нарушения прав человека и противоречащей интересам общества [7 pp. 88-90; 8, pp. 8-11].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 3046

Оценка читателей: голосов 0

1. United Nations Development Programme. Sustainable Development Goals. Goal 16: Peace, Justice and Strong Institutions. Available at: https://www.undp.org/content/undp/en/home/sustainable-development-goals/goal-16-peace-justice-and-strong-institutions/targets.html (accessed: 13.07.2020).

2. Levitsky M. Dealing with Black Spots of Crime and Terror. Conclusions and Recommendations. International Studies Review, Oxford, 2008, N 2, pp. 392-396.

3. Глазунова Е.Н. К вопросу о генезисе понятия «устойчивая безопасность». Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика, М., 2018, № 2, сс. 3-32.

4. Бартенев В.И. От «несостоявшихся государств» к «неустойчивым состояниям»: логика понятийной эквилибристики. Полис. Политические исследования, М., 2017, № 2, сс. 26-41.

5. Naím M. Mafia States: Organized Crime Takes Office. Foreign Affairs, New York, 2012, vol. 91, N 3, pp. 100-111.

6. Bergman M.C. More Money, More Crimes. Prosperity and Rising Crime in Latin America. N.Y.: Oxford University press, 2018, 287 p.

7. 8, Carreras M. The Impact of Criminal Violence on Regime Legitimacy in Latin America. Latin American Research Review, Pittsburgh, 2013, vol. 48, N 3, pp. 85-107.

8. Flores-Macías G.A. The Consequences of Militarizing Anti-Drug Efforts for State Capacity in Latin America. Comparative Politics, New York, 2018, vol. 51, N 1, pp. 1-20.

9. National Security Decision Directive 221. The White House. 08.04.1986. Homeland Security Digital Library. Available at: https://www.hsdl.org/?view&did=463177 (accessed: 13.07.2020).

10. U.S. Congress. 106th Congress, 1st session. House. H.R. 3164: Foreign Narcotics Kingpin Designation Act. 19.11.1999. Available at: https://www.govinfo.gov/content/pkg/BILLS-106 hr3164rfs/pdf/BILLS-106hr3164rfs.pdf (accessed: 14.07.2020).

11. U.S. Armed Forces Sothern Command. Regional Intelligence Assessment 87-06: Narcotics and Violence, Latin American Drugs and Guns Connection. Digital National Security Archive. June 1987. Available at: https://search.proquest.com/docview/1679049379?accountid=108701 (accessed: 14.07.2020).

12. Современная организованная преступность в Латинской Америке и странах Карибского бассейна \ под ред. Б.Ф. Мартынова. М.: Весь мир, 2017. 272 с.

13. Пашенцев Е.Н. Эволюция подходов стран Латинской Америки в проблеме борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и их прекурсоров. Латинская Америка, М., 2017, № 4, сс. 34-44.

14. Чумакова М.Л. Наркоугроза и наркополитика. Латинская Америка, М., 2013, № 8, сс. 37-55.

15. Ивановский З.В. Внутренний вооруженный конфликт и проблема многоликого насилия в Колумбии. Латиноамериканский исторический альманах, М., 2019. № 21, сс. 288-306.

16. Проценко А.Е. Механизмы борьбы с наркобизнесом в Мексике и США: от процедуры сертификации к «Плану Мерида». Ибероамериканские тетради, М., 2013, № 1, сс. 318-331.

17. Kosévich E.Yu. México: estrategia de seguridad y de la lucha contra el crimen organizado. Iberoamérica. Moscú, 2017, N 1, pp. 74-95.

18. United States National Security Concerns in Latin America and the Caribbean \ Ed. by G.Prevost, H.E. Vanden, C. Oliva Campos, L.F. Ayerbe. New York: Palgrave Macmillan, 2014, 224 p.

19. Mercille J. Violent Narco-Cartels or U.S. Hegemony? The Political Economy of the “War on Drugs” in Mexico. Third World Quarterly. New York, 2011, vol. 32, N 9, pp. 1637-1653.

20. Paley D. Drug War as Neoliberal Trojan Horse. Latin American Perspectives. Cambridge, 2015, vol. 42, N 5, pp. 109-132.

21. Dube O., Naidu S. Bases, Bullets and Ballots: the Effect of US Military Aid on Political Conflict in Colombia. The Journal of Politics. Chicago, 2015, vol. 77, N 1, pp. 249-267.

22. Paul Ch., Clarke C.P., Serena Ch.C. Mexico Is Not Colombia: Alternative Historical Analogies for Responding to the Challenge of Violent Drug-Trafficking Organizations. Santa Monica: RAND Corporation, 2014, 285 p.

23. One Goal, Two Struggles: Confronting Crime and Violence in Mexico and Colombia // Woodrow Wilson Center for Scholars. Latin American Program. Report 32. Wash. (D.C.): Wilson Center, 2014. Available at: https://www.wilsoncenter.org/sites/default/files/Colombia_Mexico_Final.pdf (accessed: 15.07.2020).

24. Security Assistance Monitor: Colombia, 2000–2016. Available at: http://securityassistance.org/data/program/military/Colombia/2000/2016/all/Latin%20America%20and%20the%20Caribbean// (accessed: 17.07.2020).

25. Issacson A. “Peace Colombia”: What’s New About It? Washington Office on Latin America (WOLA). 15.02.2016. Available at: https://www.wola.org/analysis/peace-colombia-whats-new-about-it/ (17.07.2020).

26. U.S. Department of State. Congressional Budget Justification. Department of State, Foreign Operations, and Related Programs. FY 2017. 09.02.2016. Available at: https://2009-2017.state.gov/documents/organization/252179.pdf (accessed: 20.05.2019).

27. Tasa de homicidios en Colombia en 2017 es la más baja en 30 años. El Colombiano, 26.12.2017. Available at: https://www.elcolombiano.com/colombia/tasa-de-homicidios-en-colombia-bajo-en-2017-GX7918080 (accessed: 18.07.2020).

28. Colombia: GINI Index. The World Bank Data. Available at: https://data.worldbank.org/ indicator/SI.POV.GINI?locations=CO (accessed: 18.07.2020).

29. UNODC Colombia: Monitoreo de territorios afectados por cultivos ilícitos 2017. Septiembre 2018. Available at: https://www.unodc.org/documents/crop-monitoring/Colombia/Co-lombia_Monitoreo_territorios_afectados_cultivos_ilicitos_2017_Resumen.pdf (accessed: 18.07.2020).

30. U.S. Department of State. Bureau of International Narcotics and Law Enforcement Affairs: Colombia Summary 2018. Available at: https://www.state.gov/bureau-of-international-narcotics-and-law-enforcement-affairs-work-by-country/colombia-summary/ (accessed: 18.07.2020).

31. Human Rights Watch World Report 2019: Colombia. Available at: https://www.hrw.org/world-report/2019/country-chapters/colombia#3a74bb (accessed: 18.07.2020).

32. Isaacson A. What Ivan Duque’s Win Means for Securing a Lasting Peace in Colombia. WOLA. 21.06.2018. Available at: https://www.wola.org/analysis/ivan-duque-new-president-colombia-securing-lasting-peace/ (accessed: 18.07.2020).

33. Trump’s State Nominee Raises Doubts on Colombia Peace Pact. Associated Press, 23.01.2017. Available at: https://apnews.com/849b0e4905c14c55b90a0c068c66e9b3 (accessed: 19.07.2020).

34. White House. Presidential Memorandum for the Secretary of State: Presidential Determination on Major Drug Transit or Major Illicit Drug Producing Countries for Fiscal Year 2018. 13.09.2017. Available at: https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/presidential-memorandum-secretary-state-2/ (accessed: 19.07.2020).

35. U.S. Department of State. Congressional Budget Justification. Department of State, Foreign Operations, and Related Programs. FY 2018. 23.05.2017. Available at: https://www.state.gov/documents/organization/271013.pdf (accessed: 19.07.2020).

36. U.S. Department of State. Congressional Budget Justification. Department of State, Foreign Operations, and Related Programs. FY 2020. 11.03.2019. Available at: https://www.state.gov/wp-content/uploads/2019/05/FY-2020-CBJ-FINAL.pdf (accessed: 19.07.2020).

37. United States. Congress. 116th Congress, 1st session. Senate. S. 2583 – Department of State, Foreign Operations, and Related Programs Appropriations Act, 2019. 26.09.2019. Available at: https://www.congress.gov/bill/116th-congress/senate-bill/2583/text (accessed: 19.07.2020).

38. White House. ONDCP Press Release. 28.06.2018. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/new-annual-data-released-white-house-drug-policy-office-shows-record-high-cocaine-cultivation-production-colombia/ (accessed: 19.07.2020).

39. US ‘Regrets’ Colombia’s Refusal to Extradite FARC Leader, Ignores Court Order to Investigate DEA. Colombia Reports, 17.05.2019. Available at: https://colombiareports.com/us-regrets-colombias-refusal-to-extradite-farc-leader-ignores-court-order-to-investigate-dea/ (accessed: 19.07.2020).

40. White House. Remarks by President Trump and President Duque of Colombia // 13.02.2019. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/remarks-president-trump-president-duque-colombia-bilateral-meeting/ (accessed: 19.07.2020).

41. Gobierno de Colombia. Presidencia: Alto Comisionado para la Paz destaca que combinación de estrategias del Gobierno Nacional permitió llegar a erradicación de 98.246 hectáreas de coca. 05.09.2019. Available at: https://id.presidencia.gov.co/Paginas/prensa/2019/Alto-Comisionado-Paz-combinacion-estrategias-Gobierno-Nacional-permitio-llegar-erradi-cacion-98246-hectareas-coca-190905.aspx (accessed: 19.07.2020).

42. U.S. Government Accountability Office. GAO 19-106: Colombia. 12.12.2018. Available at: https://www.gao.gov/assets/700/695952.pdf (accessed: 19.07.2020).

43. Astorga Alamanza L.A., Shirk D. Drug-Trafficking Organizations and Counter-Drug Strategies in U.S.–Mexico Context. U.S. – Mexico Security Collaboration Working Paper Series. Washington (D.C.): Mexico Institute, 2010, 29 p.

44. Criminal Insurgents in Mexico and Latin America. A Small Wars Journal – El Centro Anthology \ Ed. by R.J. Bunker and J.P. Sullivan. New York: Universe, 2015, 348 p.

45. INEGI: sexenio de Peña Nieto rompe record en homicidios. El Universal, 26.07.2019. Available at: https://www.eluniversal.com.mx/nacion/sociedad/inegi-sexenio-de-pena-nieto-rom-pe-record-en-homicidios (accessed: 20.07.2020).

46. Proyecto de Nación, 2018–2024. México: Coordinadora Nacional de Morena, 2017. 415 p.

47. Olga Sánchez buscará despanalizar la marihuana y la amapola en México. Expansión, 04.07.2018. Available at: https://expansion.mx/nacional/2018/07/04/olga-sanchez-buscara-despenalizar-la-marihuana-y-la-amapola-en-mexico (accessed: 20.07.2020).

48. ¿Negociar con los cárteles del narcotráfico en México? Revista Sur, 13.08.2020. Available at: https://www.sur.org.co/negociar-con-los-carteles-del-narcotrafico-en-mexico/ (accessed: 20.07.2020).

49. Plan Nacional de Paz y Seguridad. Noviembre 2018. México Transición 2018–2024. Available at: https://lopezobrador.org.mx/wp-content/uploads/2018/11/Plan-Nacional-de-Paz-y-Seguridad_.pdf (accessed: 20.07.2020).

50. Congreso de la Unión. LXIII Legislatura. Cámara de Diputados. Ley de la Guardia Nacional. 27.05.2019. Available at: http://www.diputados.gob.mx/Le-yesBiblio/pdf/LGN_2705 19.pdf (accessed: 20.07.2020).

51. U.S. Congress. CRS. R41349: U.S.–Mexico Security Cooperation: the Mérida Initiative and Beyond. 29.06.2017. Available at: https://fas.org/sgp/crs/row/R41349.pdf (accessed: 20.07.2020).

52. Edmonds-Pole E., Shirk D. Extradition as a Tool for International Cooperation: Lessons from U.S.–Mexico Relationship. Maryland Journal of International Law. Baltimore, 2018, vol. 33, issue 1, pp. 215-243.

53. U.S. Congress. Congressional Research Service. R 42917: Mexico: Background and U.S. Relations. 12.05.2020. Available at: https://fas.org/sgp/crs/row/R42917.pdf (accessed: 20.07.2020).

54. U.S. White House. Executive Order 13767: Border Security and Immigration Enforcement. 25.01.2017. Available at: https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/executive-order-border-security-immigration-enforcement-improvements/ (accessed: 20.07.2020).

55. UNODC; Gobierno de México. México: monitoreo de cultivos de amapola 2017–2018. Marzo 2020. Available at: https://www.unodc.org/documents/crop-monitoring/Mexico/Mexico-Monitoreo-Cultivos-Amapola-2017-2018-Alta.pdf (accessed: 21.07.2020).

56. White House. ONDCP: Potential Poppy Cultivation and Heroin Production Remain at Record High Level in Mexico. 14.06.2019. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/new-annual-data-released-white-house-office-national-drug-control-policy-shows-poppy-cultivation-potential-heroin-production-remain-record-high-levels-mexico/ (accessed: 21.07.2020).

57. U.S. Department of Justice. DEA. 2019 National Drug Threat Assessment. December 2019. Available at: https://www.dea.gov/sites/default/files/2020-01/2019-NDTA-final-01-14-2020_Low_Web-DIR-007-20_2019.pdf (accessed: 21.07.2020).

58. U.S. Congress. 116th Congress, 1st session. House. Congressional Record. Vol. 165. No. 35, pp. 2130-2132. Available at: https://www.congress.gov/congressional-record/2019/2/26/ house-section/article/h2130-4?q=%7B%22search%22%3A%5B%22Mexico+drug+cartels%22% 5D%7D&s=7&r=39 (accessed: 21.07.2020).

59. Violencia en México: el record en homicidios durante el primer año del gobierno de AMLO. BBC, 20.01.2020. Available at: https://www.bbc.com/mundo/noticias-america-latina-51186916 (accessed: 21.07.2020).

60. AMLO se contradice y dice que él ordenó la liberación de Ovidio Guzmán y no su gabinete de seguridad. Animal Político, 19.06.2020. Available at: https://www.animalpolitico.com/2020/06/amlo-contradice-ordeno-liberar-ovidio-guzman/ (accessed: 21.07.2020).

61. U.S. Congress. 116th Congress, 1st session. HR 1700: Drug Cartel Terrorist Designation Act. 12.03.2019. Available at: https://www.congress.gov/bill/116th-congress/house-bill/1700? q=%7B%22search%22%3A%5B%22Mexico+drug+cartels%22%5D%7D&s=8&r=1 (accessed: 21.07.2020).

62. Trump Plan to Designate Cartels as Terror Groups Stirs Outcry. The Washington Post, 27.11.2019. Available at: https://www.washingtonpost.com/world/trump-plans-to-designate-mexican-cartels-as-terror-groups-stirring-outcry/2019/11/26/8ebaeefa-10b7-11ea-bf62-eadd5d1-1f 559_story.html (accessed: 21.07.2020).

63. Under Pressure from the United States, Extraditions from Mexico Soar. The New York Times, 24.02.2020. Available at: https://www.nytimes.com/2020/02/24/world/americas/mexico-extraditions-william-barr.html (accessed: 21.07.2020).

64. DEA-led Operation Nets More Than 600 Arrests Targeting Cártel Jalisco Nueva Generación. DEA. 11.03.2020. Available at: https://www.dea.gov/press-releases/2020/03/11/dea-led-operation-nets-more-600-arrests-targeting-cartel-de-jalisco-nueva (accessed: 22.07.2020).

65. Los otros señalados en el juicio al Chapo: Peña Nieto, algunos generales y un exescolta de Fox. Proceso, 17.12.2019. Available at: https://www.proceso.com.mx/611194/los-otros-senalados-en-el-juicio-al-chapo-pena-nieto-algunos-generales-y-un-exescolta-de-fox (accessed: 21.07.2020).

66. Arrest of Top Crime Fighter Stuns Mexico, Where Corruption is All Too Routine. The New York Times, 11.12.2019. Available at: https://www.nytimes.com/2019/12/11/world/americas/mexico-garcia-luna-indictment.html (accessed: 21.07.2020).

67. White House: National Drug Control Policy. A Report by the ONDCP. February 2020. Available at: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2020/02/2020-NDCS.pdf (accessed: 21.07.2020).

68. U.S. Department of State. Congressional Budget Justification. Department of State, For-eign Operations, and Related Programs. FY 2021. 10.02.2020. Available at: https://www.usaid.gov/sites/default/files/documents/9276/FY-2021-CBJ-Final.pdf (accessed: 21.07.2020).

69. U.S. Congress. 116th Congress, 1st session. Committee on Appropriations Report 116-444: State, Foreign Operations and Related Programs Appropriations Bill, 2021. 13.07.2020. Available at: https://www.congress.gov/116/crpt/hrpt444/CRPT-116hrpt444.pdf (accessed 22.07.2020).

70. U.S. Armed Forces. Southern Command. Theater Strategy 2017–2027. 04.04.2017. Available at: http://www.southcom.mil/Portals/7/Documents/USSOUTHCOM_Theater_Strate-gy_Final.pdf (accessed: 22.07.2020).

71. Building Special Operation Partnerships in Afghanistan and Beyond. Challenges and Best Practices from Afghanistan, Iraq and Colombia \ Ed. by A. Long. Santa Monica: RAND Corporation, 2015, 120 p.

72. Colombia anuncia lazos de cooperación militar con México, Costa Rica y Panamá. EFE, 15.03.2017. Available at: https://www.efe.com/efe/america/mexico/colombia-anuncia-lazos-de-coo-peracion-militar-con-mexico-costa-rica-y-panama/50000545-3209055 (accessed: 22.07.2020).

73. Panama to Be the Most Secure Country in the Americas. Diálogo Americas, 22.02.2017. Available at: https://dialogo-americas.com/en/articles/panama-be-most-secure-country-americas (accessed: 22.07.2020).

74. Сударев В.П. Эволюция политики США в Латинской Америке при президенте Д.Трампе. США—Канада: экономика, политика, культура. М., 2020, № 1, сс. 75-87.

75. DEA: Nicolás Maduro Moros and 14 Other Current and Former Venezuelan Officials Charged with Narco-Terrorism, Corruption, Drug-Trafficking and Other Criminal Charges. 26.03.2020. Available at: https://www.justice.gov/opa/pr/nicol-s-maduro-moros-and-14-cur-rent-and-former-venezuelan-officials-charged-narco-terrorism (accessed: 22.07.2020).

76. White House. Remarks by President Trump, Vice-President Pence, and Members of the Coronavirus Task Force in Press Brie-fing. 01.04.2020. Available at: https://www.whitehouse.gov/ briefings-statements/remarks-president-trump-vice-president-pence-members-coronavirus-task-force-press-briefing-16/ (accessed: 23.07.2020).

77. U.S. Armed Forces Southern Command: Southcom Enhanced Counter-Narcotics Operations. 10.07.2020. Available at: https://www.southcom.mil/EnhancedCounterNarcoticsOps/ (accessed: 23.07.2020).

78. White House. Remarks by President Trump on SOUTHCOM Enhanced Counternarcotics Operations. 10.07.2020. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/remarks-president-trump-southcom-enhanced-counternarcotics-operations/ (accessed: 23.07.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх