Политика в отношении детей и пожилых людей в «стареющих» Чили и Уругвае

 
Код статьиS0044748X0011908-7-1
DOI10.31857/S0044748X0011908-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт Латинской Америки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЛатинская Америка
ВыпускВыпуск № 11
Страницы6-19
Аннотация

В статье рассматриваются основные подходы к социальной политике, направленной на поддержку, с одной стороны, материнства и детства, с другой — людей пенсионного возраста в Чили и Уругвае, цели, задачи и результаты осуществления основных государственных программ. Значительное внимание уделяется анализу основных демографических тенденций и выбору приоритетов социальной стратегии, сфокусированной — применительно к детям — не на узкодемографических решениях, а на развитии человеческого потенциала, поддержке раннего детства, преодолении социального неравенства и создании комфортной инфраструктуры и «принимающей» среды. В отношении людей пожилого возраста наиболее актуальными задачами являются создание адекватных пенсионных систем, а также продление периода профессиональной и жизненной активности пенсионеров, акцент на вложениях в качество человеческого капитала на всех этапах жизни. Находясь на начальном этапе формирования соответствующей государственной политики, Чили и Уругвай ориентируются на опыт европейских стран. Но выбор наиболее социально ориентированного варианта данной политики в интересах всего общества может привести эти латиноамериканские государства к повышению эффективности экономического развития даже в неблагоприятных демографических условиях.

Ключевые словаЧили, Уругвай, социальная политика, демографические процессы, старение, рождаемость, пенсионные системы, человеческий капитал
Получено27.07.2020
Дата публикации30.10.2020
Кол-во символов37094
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В Латинской Америке, в течение многих десятилетий являвшейся «молодым» регионом мира, со второй половины XX в. начался постепенный процесс неуклонного и ускоряющегося старения населения и сокращения молодежи. Как отмечают эксперты ЭКЛАК, к 2036 г. людей старше 60 лет станет больше, чем детей и подростков до 15 лет (в настоящее время составляющих 25% жителей региона). Если в 2017 г. в регионе пожилые люди составляли около 76 млн человек, то к 2066 г., по оценкам демографов, их число вырастет до 266 млн человек [1, cc. 24, 25], и они станут значительной общественной силой, что уже сегодня ставит перед латиноамериканскими государствами ряд серьезных проблем экономического, социального и политического характера. Среди наиболее острых тем — необходимость поддержания приемлемого уровня производительности труда и эффективности экономики в условиях сокращения активного трудоспособного населения; разработка пенсионной модели, сочетающей принципы универсальности, солидарности и эффективности, гарантирующей относительно высокое качество жизни пожилых людей без ущерба для государственных бюджетов; гендерные проблемы старения, связанные с большей продолжительностью жизни женщин и одновременно — с их меньшей обеспеченностью в старости. К этим рискам добавляется и неминуемый в будущем кризис «заботы» как неоплачиваемой социальной деятельности по уходу за недееспособными членами общества, которая раньше всегда ложилась на плечи семьи и женщины, но в настоящее время, в связи с трансформацией гендерных ролей, постепенно становится частью ответственности государства. Неуклонное сокращение рождаемости и уменьшение количества детей также требует от государства выбора определенной стратегии в отношении материнства и детства. Соответственно, социальная политика любого развитого современного государства находится под воздействием таких фундаментальных императивов, как необходимость проявлять заботу о детях и поддерживать пожилых людей.
2 Спецификой латиноамериканской ситуации является то, что к решению этих сложных проблем страны региона могут приступить заблаговременно, поэтапно, используя предоставленную временную возможность и все еще сохраняющийся «демографический бонус» (преобладание групп активного трудоспособного возраста, способных инвестировать в свое будущее).
3 Сокращение молодого трудоспособного населения в странах региона происходит с разной интенсивностью. Наиболее «быстро стареющими» являются Чили (19,1 млн человек) и Уругвай (3,5 млн человек), входящие в группу государств с «очень высоким индексом человеческого потенциала» — 42 и 57 место из 189 стран, соответственно (по данным на 2019 год). Средняя продолжительность жизни чилийцев — 80, уругвайцев — 77,8 лет, а индекс фертильности (количество детей, приходящихся на одну женщину активного возраста) — 1,6 и 1,9 при показателе, необходимом для простого поколенческого воспроизводства, в 2,1 [2]. Индекс старения (т.е. числа людей старше 60-и на 100 человек моложе 15 лет) в Чили составляет 79, а в Уругвае — 93; к 2030 г. прогнозируется рост этого показателя до 127 и 115, а к 2050 г. — до 203 и 166, соответственно [1, c. 26]. Таким образом, Чили стареет быстрее, чем Уругвай, но в Уругвае этот процесс начался раньше, вынуждая правящую элиту, опираясь на мнение экспертного сообщества и опыт других стран, заблаговременно обсуждать и выбирать ориентиры демографической политики.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 135

Оценка читателей: голосов 0

1. CEPAL. Panorama social de América Latina, 2017. Santiago de Chile, 2018, 205 p.

2. Human Development Report – 2019. New York, 2019. Available at: http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr2019.pdf (accessed 13.01.2020).

3. Apella I., Packard T., Joubert C., Zumaeta M. Retos y Oportunidades del Envejecimiento en Chile. Santiago de Chile: Banco Mundial, 2019, 208 p.

4. López, P.O. Increase in Preterm Birth during Demografic Transition in Chile from 1991 to 2012. // BioMed Research International. Hindawi, 2015, vol 2015:845968. Available at: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4564627/ (accessed 29.03.2020). Doi:10.1155/2015/845968.

5. En Chile hay más de 5 millones de millennials, la generación más numerosa del país. Available at: https://www.latercera.com/tendencias/noticia/chile-mas-5-millones-millennials-la-generacion-mas-numerosa-del-pais/55607/ (accessed 24.03.2020).

6. Milman H.M, Castillo C.A, Sansotta A.T, Delpiano P.V, Murray J. Scaling up an early childhood development programme through a national multisectoral approach to social protection: lessons from Chile Crece Contigo. // BMJ. 2018, № 7. Doi:10.1136/bmj.k4513.

7. Programa de Apoyo a Recién Nacido. Informe Glosa – 04. Año 2018. Available at: https://www.minsal.cl/wp-content/uploads/2019/03/Glosa-4_PARN_2018.pdf. (accessed 30.03.2020).

8. Instituto de Previsión Social. Bono por hijo. Available at: https://www.ips.gob.cl/servlet/internet/content/1421810832523/bono-por-hijo (accessed 15.04.2020).

9. Instituto de Previsión Social. Asignación Maternal. Available at: https://www.ips.gob.cl/servlet/internet/content/1421810828994/asignacion-maternal (accessed 15.04.2020).

10. Presidente Piñera anuncia incentivo a la natalidad. Available at: https://www.latercera.com/nacional/noticia/presidente-pinera-anuncia-incentivo-la-natalidad/366464/ (accessed 20.04.2020).

11. Hacia una Estrategia Nacional de Desarrollo, Uruguay-2050. Escenarios demográficos. Uruguay-2050. Montevideo: Oficina de Planeamiento y Presupuesto, 2018, 50 p.

12. Uruguay y su gran desafío: "Somos viejos, somos pocos y serémos menos". Available at: https://ecos.la/UY/13/Sociedad/2018/07/02/24672/uruguay-y-su-gran-desafio-somos-viejos-somos-pocos-y-seremos-menos/ (accessed 24.04.2020).

13. Gobierno de Uruguay. Asignación Familiar. Available at: www.gub.uy. (accessed 20.05.2020).

14. Oficina de Planeamiento y Presupuesto destacó valor de cuidados en la natalidad. Available at: http://presidencia.gub.uy/comunicacion/comunicacionnoticias/jeronimo-roca-opp-disminucion-fecundidad (accessed 23.04.2020).

15. Ministerio de Desarrollo Social. Primera infancia. Available at: https://www.gub.uy/ministerio-desarrollo-social/tematica/primera-infancia (accessed 23.04.2020).

16. ¿En qué va la tramitación del proyecto de reforma a las pensiones? Available at: https://www.senado.cl/en-que-va-la-tramitacion-del-proyecto-de-reforma-a-las-pensiones/sena-do/2020-03-13/143232.html (accessed 24.04.2020).

17. Gobierno de Chile. Nueva Agenda Social. Reformas sociales. Available at: https://www.gob.cl/agendasocial/reformas-sociales/ (accessed 06.04.2020).

18. Instituto de Seguridad Social. Jubilaciones. Available at: https://www.bps.gub.uy/3498/jubilaciones.html (accessed 20.05.2020).

19. CEPAL. Estrategia Regional de implementación para América Latina y el Caribe del Plan Internacional de Madrid sobre el Envejecimiento. Available at: https://www.cepal.org/es/publicaciones/2786-estrategia-regional-implementacion-america-latina-caribe-plan-accion (accessed 20.05.2020).

20. Pugliese L. El Envejecimiento Activo, Aproximaciones Conceptuales y Ejemplos de Programas que lo promueven. Available at: https://www.bps.gub.uy/bps/file/8189/1/44._el_envejecimiento_activo_aproximaciones_conceptuales_y_ejemplos_de_programas_que_lo_promuevan._pugliese.pdf (accessed 19.05.2010).

21. Ермольева Э.Г Социальное государство в условиях «новой нормальности»: характеристики европейской и латиноамериканской ситуаций. Актуальные проблемы Европы. М., 2018, № 3, сс. 85-112.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх