New paradigms of Ibero-American culture in the XXI century

 
PIIS0044748X0009864-9-1
DOI10.31857/S0044748X0009864-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute for Latin American Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameLatin America
EditionIssue 7
Pages89-98
Abstract

The article is devoted to the consideration of new paradigms of Ibero-American culture in the context of virtual reality that arose as a result of the transformation of traditional society into digital. Special attention is paid to the problem of digital identity in the modern world and, in particular, in Iberian and Latin American countries. The author examines the phenomenon of media culture and its perception by different generations. The examples of Spain, Portugal and Argentina show the main features and the degree of inclusion in the virtual space of the inhabitants of these countries. The positive and negative aspects of the Internet and other social networks are revealed. At the end of the article, the author gives a brief forecast regarding the future of virtual reality and Internet culture and their interaction with traditional forms of culture, extrapolating the current situation for the future.

KeywordsIbero-American culture, virtual reality, digital society, Internet, digital identity
Received03.04.2020
Publication date26.06.2020
Number of characters23829
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В современной ибероамериканской культуре, как и в мировой культуре в целом, появились новые парадигмы, связанные, прежде всего, с принципиально иным типом реальности — виртуальной. «Мы находимся перед лицом изменения парадигмы, новой цивилизации и радикально новой культуры» [1] , — заявил испанский писатель Хуан Луис Себриан на закрытии Международного симпозиума «Будущее словарей в эпоху цифровых технологий», организованного Испанской королевской академией в Мадриде в 2014 г.
2

Возникновение этой парадигмы связано с ведущим трендом современной эпохи — трансформацией традиционного общества в цифровое, суть которой заключается в построении нового сетевого пространства, управляемого посредством использования информационно-коммуникационных технологий. «Рубеж XX—XXI вв.,— пишет российский культуролог Кирилл Разлогов, — ознаменован «сменой парадигм» в системе самой культуры — и мировой, и отечественной, что привело к переходу от классической просветительской культуры к господству компенсаторно-развлекательных функций, носителем которых стала культура медийная, экранная, отмеченная «приматом» аудиовизуальной (звукозрительной) коммуникации» [2, с.5].

3

Виртуальный мир компьютерной реальности и сети Интернет стал важнейшим фактором культуры XXI в. Этот феномен незамедлительно оказался в поле зрения ученых разных сфер научного знания. Но, пожалуй, наибольшее внимание ему уделяет современная культурология, представляющая собой пеструю мозаику теорий и концепций. И это неслучайно. Анализ современных культурных процессов невозможен без исследования культуры информационного общества. Размышления, как в России, так и в странах ибероамериканского культурного ареала, над дилеммами информационной эпохи сделали очевидным тот факт, что так называемая цифровая революция привела не только к культурному многообразию в мировом медийном пространстве, но и ккардинальным изменениям в процессах самоидентификации личности и общества.

4

В этой связи возникает ряд вопросов и, в первую очередь как соотносится новая реальность с проблемой идентичности? Не ставит ли эта реальность под сомнение само понятие «идентичности»? На этот счет существуют самые разные, порой взаимоисключающие, мнения. «В ситуации, когда объективная точка зрения может не признаваться, — пишет отечественный исследователь Михаил Иванов, — вопрос идентичности был поставлен крайне остро: существует ли идентичность вообще? Если индивид не может оценить свои конкретные проявления по шкале соотнесенности с образцом (что, в сущности, и есть процесс идентификации), как осуществлять оценку?»[3].

5 В новом столетии благодаря бурному развитию информационных и коммуникационных технологий в социумах стала доминировать так называемая мультикоммуникация, в ходе которой любой индивид в большей или меньшей степени становится частью сложной коммуникативной системы при практически неограниченном числе субъектов коммуникации. «Процесс идентификации в этом случае может испытывать трудности, сравнимые с трудностями автора, создающего художественное произведение. Объемы информации увеличились, способы обработки, в соответствии с новыми требованиями, стали ориентироваться не на данные (содержательный характер), а на массив данных (формальный характер). Форма даже с этой точки зрения стала более востребованной, чем содержание. Идентичность, таким образом, приобрела формальный характер — процесс идентификации стал происходить в большей степени через способ выявления самой идентичности в условиях концепта [3].

Number of purchasers: 1, views: 306

Readers community rating: votes 0

1. España es cultura en la web con un escaparate virtual. Available at: https://www.europapress.es/portaltic/internet/noticia-espana-cultura-web-escaparat-virtual-20110630160605.html (accessed 21/03.2020).

2. Informatsionnaya ehpokha: novye paradigmy kul'tury i obrazovaniya. Ekaterinburg. 2019, 294 c.

3. Ivanov M. Mozhno li govorit' ob identichnosti v KhKhI veke? Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/mozhno-li-govorit-ob-identichnosti-v-xxi-veke (accessed 31.03.2020).

4. Castells M. Communication Power. Oxford, 2009, 590 r.

5. Kastel's M. Galaktika Internet: Razmyshleniya ob Internete, biznese i obschestve». Available at: https//www.españaescultura.es (accessed 03.04.20).

6. Available at: https://yiminshum.com/digital-social-media-españa-2019 (accessed 05.04.2020).

7. García J.L. Cultura e digital em Portugal. Lisboa, 2017, p. 123. Available at: https://www.portugal.gov.pt/pt/gc22/comunicacao/noticia?i=portugal-tem-de-encarar-transforma-cao-digital-como-verdadeiro-desafio-estrategico (accessed 09.04 .2020).

8. Portugal tem de encarar «transformação digital como verdadeiro desafio estratégico». Available at: https://www.portugal.gov.pt/pt/gc22/comunicacao/noticia?i=portugal-tem-de-encarar-transformacao-digital-como-verdadeiro-desafio-estrategico (accessed 12.04 .2020).

9. Bauman Z. Tekuchaya sovremennost'. SPb,. 2008, 240 s.

10. Diniz J. A inclusão digital no Brasil ainda é um desafio. Available at: http://www.unama.br/noticias/inclusao-digital-no-brasil-ainda-e-um-desafio (accessed 16.04.2020).

Система Orphus

Loading...
Up