Новые парадигмы ибероамериканской культуры в XXI веке

 
Код статьиS0044748X0009864-9-1
DOI10.31857/S0044748X0009864-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт Латинской Америки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЛатинская Америка
ВыпускВыпуск № 7
Страницы89-98
Аннотация

Статья посвящена рассмотрению новых парадигм ибероамериканской культуры в контексте виртуальной реальности, возникшей в результате трансформации традиционного общества в цифровое. Отдельное внимание уделяется проблеме цифровой идентичности в современном мире и, в частности, в иберийских и латиноамериканских странах. Автор рассматривает феномен медийной культуры и ее восприятие разными поколениями. На примере Испании, Португалии и Аргентины показаны основные особенности виртуального пространства и степень включенности жителей этих стран. Выявляются положительные и отрицательные стороны Интернета и социальных сетей. Автор дает краткий прогноз относительно будущего виртуальной реальности и интернеткультуры и их взаимодействия с традиционными формами культуры, экстраполируя сегодняшнюю ситуацию на будущее.

Ключевые словаибероамериканская культура, виртуальная реальность, цифровое общество, Интернет, цифровая идентичность
Получено03.04.2020
Дата публикации26.06.2020
Кол-во символов23829
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В современной ибероамериканской культуре, как и в мировой культуре в целом, появились новые парадигмы, связанные, прежде всего, с принципиально иным типом реальности — виртуальной. «Мы находимся перед лицом изменения парадигмы, новой цивилизации и радикально новой культуры» [1] , — заявил испанский писатель Хуан Луис Себриан на закрытии Международного симпозиума «Будущее словарей в эпоху цифровых технологий», организованного Испанской королевской академией в Мадриде в 2014 г.
2

Возникновение этой парадигмы связано с ведущим трендом современной эпохи — трансформацией традиционного общества в цифровое, суть которой заключается в построении нового сетевого пространства, управляемого посредством использования информационно-коммуникационных технологий. «Рубеж XX—XXI вв.,— пишет российский культуролог Кирилл Разлогов, — ознаменован «сменой парадигм» в системе самой культуры — и мировой, и отечественной, что привело к переходу от классической просветительской культуры к господству компенсаторно-развлекательных функций, носителем которых стала культура медийная, экранная, отмеченная «приматом» аудиовизуальной (звукозрительной) коммуникации» [2, с.5].

3

Виртуальный мир компьютерной реальности и сети Интернет стал важнейшим фактором культуры XXI в. Этот феномен незамедлительно оказался в поле зрения ученых разных сфер научного знания. Но, пожалуй, наибольшее внимание ему уделяет современная культурология, представляющая собой пеструю мозаику теорий и концепций. И это неслучайно. Анализ современных культурных процессов невозможен без исследования культуры информационного общества. Размышления, как в России, так и в странах ибероамериканского культурного ареала, над дилеммами информационной эпохи сделали очевидным тот факт, что так называемая цифровая революция привела не только к культурному многообразию в мировом медийном пространстве, но и ккардинальным изменениям в процессах самоидентификации личности и общества.

4

В этой связи возникает ряд вопросов и, в первую очередь как соотносится новая реальность с проблемой идентичности? Не ставит ли эта реальность под сомнение само понятие «идентичности»? На этот счет существуют самые разные, порой взаимоисключающие, мнения. «В ситуации, когда объективная точка зрения может не признаваться, — пишет отечественный исследователь Михаил Иванов, — вопрос идентичности был поставлен крайне остро: существует ли идентичность вообще? Если индивид не может оценить свои конкретные проявления по шкале соотнесенности с образцом (что, в сущности, и есть процесс идентификации), как осуществлять оценку?»[3].

5 В новом столетии благодаря бурному развитию информационных и коммуникационных технологий в социумах стала доминировать так называемая мультикоммуникация, в ходе которой любой индивид в большей или меньшей степени становится частью сложной коммуникативной системы при практически неограниченном числе субъектов коммуникации. «Процесс идентификации в этом случае может испытывать трудности, сравнимые с трудностями автора, создающего художественное произведение. Объемы информации увеличились, способы обработки, в соответствии с новыми требованиями, стали ориентироваться не на данные (содержательный характер), а на массив данных (формальный характер). Форма даже с этой точки зрения стала более востребованной, чем содержание. Идентичность, таким образом, приобрела формальный характер — процесс идентификации стал происходить в большей степени через способ выявления самой идентичности в условиях концепта [3].

Всего подписок: 1, всего просмотров: 296

Оценка читателей: голосов 0

1. España es cultura en la web con un escaparate virtual. Available at: https://www.europapress.es/portaltic/internet/noticia-espana-cultura-web-escaparat-virtual-20110630160605.html (accessed 21/03.2020).

2. Информационная эпоха: новые парадигмы культуры и образования. Екатеринбург. 2019, 294 c.

3. Иванов М. Можно ли говорить об идентичности в ХХI веке? Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/mozhno-li-govorit-ob-identichnosti-v-xxi-veke (accessed 31.03.2020).

4. Castells M. Communication Power. Oxford, 2009, 590 р.

5. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе». Available at: https//www.españaescultura.es (accessed 03.04.20).

6. Available at: https://yiminshum.com/digital-social-media-españa-2019 (accessed 05.04.2020).

7. García J.L. Cultura e digital em Portugal. Lisboa, 2017, p. 123. Available at: https://www.portugal.gov.pt/pt/gc22/comunicacao/noticia?i=portugal-tem-de-encarar-transforma-cao-digital-como-verdadeiro-desafio-estrategico (accessed 09.04 .2020).

8. Portugal tem de encarar «transformação digital como verdadeiro desafio estratégico». Available at: https://www.portugal.gov.pt/pt/gc22/comunicacao/noticia?i=portugal-tem-de-encarar-transformacao-digital-como-verdadeiro-desafio-estrategico (accessed 12.04 .2020).

9. Бауман З. Текучая современность. СПб,. 2008, 240 с.

10. Diniz J. A inclusão digital no Brasil ainda é um desafio. Available at: http://www.unama.br/noticias/inclusao-digital-no-brasil-ainda-e-um-desafio (accessed 16.04.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх