Искусство жить в двух мирах: индейская знать Новой Испании в XVI—XVII веках

 
Код статьиS0044748X0008146-9-1
DOI10.31857/S0044748X0008146-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Российский этнографический музей
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЛатинская Америка
ВыпускВыпуск № 2
Страницы80-91
Аннотация

В статье рассматривается правовое и социально-экономическое положение индейской знати в вице-королевстве Новая Испания — обширном административном образовании, созданном испанскими завоевателями на территории Мексики и Центральной Америки в 1535 г. Основной акцент делается на политике испанской короны по отношению к местной знати и факторам, которые ее определяли. Отмечается заинтересованность испанских светских властей и католической церкви в сохранении привилегированного статуса индейской элиты для использования ее в качестве посредников в управлении основной массой индейского населения. Ставится также вопрос о стратегиях адаптации представителей аборигенных элит к новым социальным, экономическим и культурным условиям на примере трех конкретных случаев: детей последнего доиспанского правителя «ацтекской империи» Моктесумы Шокойоцина, потомков последнего правителя государства тарасков (пурепеча) Цинцичи Таганшуана II на западе Мексики и миштекских касиков Оахаки — исторической области на юго-западе Мексики. В каждом конкретном случае подробно рассматривается имущественное и правовое положение данных представителей аборигенной знати, степень их общей испанизации и вовлеченности в экономические и социальные отношения вице-королевства. Делается вывод о довольно быстрой и успешной интеграции индейской элиты в колониальное общество за счет хорошо разработанной и реализованной стратегии адаптации к новым экономическим, социальным и культурным реалиям, включая «добровольное» принятие христианства.

Ключевые словаНовая Испания, индейская знать, социально-правовое положение, стратегии адаптации
Получено07.02.2020
Дата публикации07.02.2020
Кол-во символов27214
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Социально-правовое положение индейской знати в вице-королевстве Новая Испания в XVI—XVII веках

 

В 500-летнюю годовщину завоевания Мексики испанцами трудно обойти столь важный вопрос, как правовое и социально-экономическое положение индейской знати в вице-королевстве Новая Испания — обширном территориальном образовании, созданным испанскими завоевателями в 1535 г. на территории современной Мексики и Центральной Америки. Стоит также коснуться и основных направлений политики адаптации представителей аборигенных элит Новой Испании к реалиям нового колониального режима. В силу ограниченности объема данной публикации основное внимание будет уделено трем примерам из разных областей вице-королевства, поскольку они весьма показательны и типичны именно как стратегия адаптации представителей аборигенных элит Новой Испании к «новому порядку».

2 Одним из основных факторов, определивших взаимодействие завоевателей с коренными народами центральной, западной и южной Мексики, а также Центральной Америки, было наличие у них собственной государственности и, как следствие, ― развитой социально-административной системы и социальной стратификации. К моменту прихода испанцев на данной территории, помимо таких крупных государственных образований, как «ацтекская империя» и государство тарасков, существовало великое множество «княжеств», «сеньорий» и «королевств», каждое из которых управлялось наследственной знатью по выработанным веками законам. Именно эта социальная группа первой вступила в активные контакты с завоевателями и стала основным посредником между испанцами и большей частью коренного населения, зачастую опираясь на прежние правовые нормы и обычаи. Со своей стороны новые хозяева сделали все возможное, чтобы как можно быстрее испанизировать индейскую знать, опираясь, в первую очередь, на подрастающее поколение. Весьма показательно, что первая школа для детей ацтекской знати, где они были полностью изолированы от контактов со своими родителями, а преподавание велось на латыни и испанском языках, была открыта францисканцем Педро де Ганте в Мехико уже в 1525 г.
3 В целом политика испанской короны и ее представителей в американских колониях по отношению к аборигенным элитам была двойственной. С одной стороны, они стремились пресечь любые попытки индейской знати к восстановлению независимости [1, c. 235-236]. С другой стороны, испанская корона и ее администрация в колониях посредством законодательных актов, земельных пожалований и денежных субсидий поддерживали привилегированное положение лояльно настроенных представителей аборигенной элиты Новой Испании в сравнении с основной массой тяглового индейского населения. Подобная политика диктовалась отнюдь не уважением к правам «естественных сеньоров». Основной причиной протекционистского отношения испанской короны к аборигенным элитам Новой Испании была демографическая ситуация. Численность коренного населения в вице-королевстве многократно превышала численность испанских колонистов [2, c. 62]. В такой ситуации удерживать в повиновении завоеванное большинство можно было только за счет последовательно осуществляемого принципа разделения сфер управления. Данный принцип предполагал сосуществование двух разных административно-правовых систем, каждая из которых обладала собственным аппаратом управления, формировавшимся из местной знати или просто общиной верхушки и именитых граждан, правовыми нормами и экономическими функциями «республики испанцев» и «республики индейцев», занимавшей по отношению к первой подчиненное положение [2, сc. 62-63]. Для контроля над «республикой индейцев» испанская монархия нуждалась в существовании прослойки надежных и эффективных посредников, способных претворять в жизнь ее постановления, обеспечивать постоянный надзор за жизнью индейских общин, а также регулярную выплату податей и несение трудовых повинностей рядовыми общинниками. Именно лояльно настроенные по отношению к завоевателям представители аборигенной элиты могли стать такими посредниками в силу своего традиционного статуса лидеров и авторитета, подкрепленного вековыми представлениями о сакральном происхождении их власти. Не менее заинтересованной в существовании данной прослойки была и римская католическая церковь, поскольку распространение христианства среди индейцев в Новой Испании было возможно только при посредничестве местной знати и ее активной поддержке. Со своей стороны дети ранее независимых ацтекских, тараских и миштекских правителей были кровно заинтересованы в сохранении, пусть даже частичном, своего статуса и связанных с ним прав на владение наследственными землями, пользование трудом рядовых общинников и получении привилегий испанских дворян. Теперь рассмотрим, как этот процесс выглядел в каждом из конкретных случаев, выбранных для анализа.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 387

Оценка читателей: голосов 0

1. Калюта А.В. Ацтеки: родство, гендер, возраст. Опыт историко-социологического исследования мезоамериканского общества XV-XVII веков СПб, Алгебра родства. Родство. Системы родства. Системы терминов родства. Вып 10. СПб, Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН, 2006, 316 c.

2. Комиссаров Б.Н, Петрова А.А. Саламатова О.В., Ярыгин А.А. Три века колониальной Америки. О типологии феодализма в западном полушарии. СПб, Издательство Санкт-Петербургского университета. 1992, 227 c.

3. Alvarado Tezozomoc H. Crónica Mexicayotl. Tres crónicas mexicanas. Textos recopilados por Domingo Chimalpahin. Paleografía y traducción Rafael Tena. México: Cien de México, pp. 26-155.

4. Prem H.J., Dedenbach-Salazar Saenz S. Sachse F., Seeliger F. Relación de la genealogía y origen de los mexicanos. Dos documentos del Libro de Oro. Bonn:Rheinishe Friedrich Universität, Mexico: UNAM, 2015, 436 p.

5. Kalyuta A. El arte de acomodarse a dos mundos: la vida de don Pedro de Moctezuma Tlacahuepantli según los documentos del Archivo General de la Nación (México D. F.) y el Archivo General de Indias (Sevilla, España). Revista española de antropología americana, Vol. 41, núm. 2, 2011, pp. 471-500.

6. Pérez Rocha E., Tena R. eds. La nobleza indígena del centro de México después de la Conquista. México: INAH, 2002, 459 p.

7. Cortés H. Donación de tierras a doña Isabel Motecuhzoma hecha por Hernán Cortés. Martínez J.L. ed. Documentos cortesianos I518-1528. Secciones I a III. México: UNAM, 1993, pp. 377-381.

8. Cortés H. Donación de tierras a doña Marina Motecuhzoma hecha por Hernán Cortés. Martínez J.L. ed. Documentos cortesianos I518-1528. Secciones I a III. Mexico: UNAM, 1993, pp. 381-382.

9. Montezuma Pedro. Carta de don Pedro de Montezuma al rey Felipe Segundo de 31 marzo de 1569. Patronato, 245, R.4/1/1/4. Archivo General de Indias.

10. Pérez Rocha E. ed. Privilegios en lucha. La información de doña Isabel de Moctezuma. México: INAH, 1998, 292 p.

11. Rojas de J.L. Por el humo se sabe dónde está el fuego. Evidencias de la complejidad social novohispana en el testamento de don Pedro Moctezuma (Siglo XVI). Revista de investigaciones jurídicas. num. 25, 2001, Méxicо: Escuela libre de derecho, pp. 379-392.

12. López de Meneses A. Tecuichpoctzin, hija de Moteczuma (1510-1550). Revista de Indias, núm.9. vol.31. Madrid, 1948, pp. 471-495.

13. Castro Gutiérrez F. El cacique don Constantino Huitzimengari y adaptación de la nobleza nativa al orden colonial. Lesbre P., Mikulsca K. ed. Identidad en palabras. Nobleza indígena novohispana. México: UNAM, Varsovia: Universidad nacional de Varsovia, Centro de Estudios Ibéricos e Iberoamericanos, 2015, pp. 127-155.

14. Rojas de J.L. Cambiar para que yo no cambie. La nobleza indígena en la Nueva España. Buenos Aires, Montevideo, México, 352 p.

15. Spores R. Mixteca Cacicas. Status, Wealth, and the Political Accommodation of Native Elite Women in Early Colonial Oaxaca. Indian Women of Early Mexico. Edited by Susan Schroeder, Stephanie Wood and Robert Haskett. Norman and London: University of Oklahoma Press, 1997, pp. 185-192.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх