Иконография Летучей мыши в искусстве древних майя

 
Код статьиS0044748X0006900-9-1
DOI10.31857/S0044748X0006900-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Российский государственный гуманитарный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЛатинская Америка
ВыпускВыпуск № 11
Страницы71-83
Аннотация

Среди зооморфных образов в искусстве индейцев майя образ летучей мыши занимает особое место. Изображения этого животного интересны не только по стилистике, но и по символике, характерной только для данного персонажа и отражающей его различные аспекты и функции в мифологической картине мира древних майя. Эти символы, как правило, изображаются с распахнутыми крыльями. В данной работе речь пойдет о значении и разнообразии вышеуказанных символов, а также об особенностях иконографии летучей мыши в целом. Кроме того автор предпринял попытку установить истоки происхождения мифологического образа летучей мыши в сакральной фауне майя и его отражение в изобразительном искусстве. В качестве примеров будут использованы изображения в монументальной скульптуре, мелкой пластике и на расписной керамике.

Ключевые словамайя, индейцы, мифология, летучая мышь, изобразительное искусство, иконография, керамика, скульптура, кодексы
Получено21.10.2019
Дата публикации21.10.2019
Кол-во символов26596
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В культуре Европы образ летучей мыши, как правило, имел негативную коннотацию, ассоциируясь с ночью, загробным миром и потусторонними существами. Хотя индейцы майя имели представления, схожие в этом плане с западными, данный персонаж в их мифологической концепции связан с более позитивным смыслом.
2

У майя летучая мышь ассоциировалась с ночным временем суток, смертью и подземным миром, который в концепции месоамериканской модели мира именуется «Пещерой предков». Существует немало реальных мест в горной Гватемале и Мексике, где обитает большое количество представителей рукокрылых, в частности, район Альта-Верапас, в котором расположена особая пещера: именно там, согласно местным легендам, находится вход в мир мертвых. Согласно древним верованиям майя, летучая мышь ― не только обитатель подземного мира, но и само воплощение входа туда. Подобное восприятие предопределено положением созвездия Летучей мыши в зодиакальном круге майя по отношению к Млечному Пути. Этот аспект играет ключевую роль в формировании иконографического образа летучей мыши, и поэтому следует уделить ему особое внимание, рассмотрев зооморфные образы в контексте имперсонаций созвездий майяского зодиакального круга.

3

В Парижском кодексе* на двух последних страницах есть изображение зодиакального круга майя. Юрий Валентинович Кнорозов, дешифровавший письменность майя, в работе «Иероглифические рукописи майя» идентифицировал изображения наиболее сохранных персонажей, но изображения трех из тринадцати фигур утрачены [1, c. 101]. Полностью определить животных, олицетворяющих майяские зодиакальные созвездия, удалось российскому историку и антропологу Галине Гавриловне Ершовой благодаря сопоставлению изображений на расписной керамике и предметах мелкой пластики [2, c. 3, илл. 1].

* Парижский кодекс Майя или «Кодекс Переса» (лат. Codex Peresianus) — фрагмент рукописи майя, сохранившийся лишь на 12 листах размером 24 х 13 см. Рукопись имеет длину 1,43 м, содержит текст из 1600 иероглифов. На внешней стороне листов рукописи изображаются религиозные ритуалы, пророчества, многочисленные божества, на обратной — обряды Нового года, календарь со знаками зодиака на 364 дня.
4 Согласно данному исследованию животные зодиакального круга были дополнены благодаря изображениям на керамических сосудах и сопровождающим их иероглифическим надписям. В итоге зодиакальный круг майя выглядит следующим образом:
5

1. Белка — Овен

2. Гремучая змея — Телец

3. Черепаха — Близнецы

4. Скорпион — Рак

5. Сова (Муан) — Лев

6. Удав (Пернатый Змей) — Дева

7. Попугай — Весы

8. Лягушка — Скорпион

9. Летучая мышь — Змееносец

10. Кабан — Стрелец

11. Олень — Козерог

12. Обезьяна — Водолей

13. Ягуар — Рыбы [3, c. 275].

6
yamasheva1

Илл. 1. Зодиакальный круг майя. Реконструкция Г.Г.Ершовой. Созвездие Летучей мыши находится напротив открытой пасти каймана — Небесной рептилии

7 Помимо зодиака зооморфные персонажи играли важную роль в описании картины мира древними майя. Эти образы представлены в легендах о сотворении земли: так, в книге «Чилам Балам» («Девять небес») говорится о том, что земля была создана богом Болон Ти Ку из тела каймана. Данное животное является одним из основных представителей сакральной фауны индейцев майя: по их верованиям тело каймана также являло собой мировое древо, по которому души умерших переправляются из одного мира в другой, или же Млечный Путь. Последний может представлять собой и «пернатого змея». В любом случае в культурах Месоамерики сложилось общее представление о небесной рептилии, тело которой есть Млечный Путь. Астрономы майя определили зодиакальный круг из 13 созвездий. Каждое созвездие олицетворялось зооморфным образом. Круг созвездий являет собой «Большой путь», по которому странствует душа покойника, проходя очищение в загробном мире, чтобы возродиться в новом теле. Эти связи предопределили некоторые иконографические особенности — изобразительные приемы, атрибуты и символы, присущие тому или иному животному. Все они указывают на их принадлежность или к звездному миру, или к миру загробному, при том, что оба понятия неразрывно связаны между собой. Это подтверждается представлениями майя о жизни после смерти.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 358

Оценка читателей: голосов 0

1. Кнорозов Ю.В. Иероглифические рукописи майя. Л., Издательство «Наука», 1975, 272 с.

2. Ершова Г.Г. Зодиакальный пояс в представлениях мезоамериканцев, 13 с. Available at: https://www.academia.edu/34564329/Зодиакальный_пояс_в_представлениях_мезоамериканцев

3. Ершова Г.Г. Духовные представления древних майя. Дисс. докт. ист.наук. М., 2003, 395 с.

4. Фрай Диего де Ланда. Сообщение о делах в Юкатане, 1566. СПб., Амфора, 2000, 326 с.

5. Штернберг Л. Я. Первобытная религия в свете этнографии. М.: Либроком, 2012, 592 с.

6. Легенды, мифы и сказки индейцев майя. М., РГГУ, 2002, 202 с.

7. Пополь-Вух. Книга народа киче. СПб., Амфора, 2000, 256 с.

8. Кнорозов Ю.В. Письменность индейцев майя. Л., Издательство Академии Наук СССР, 1963, 663 с.

9. Diccionario maya. Maya-español, español-maya. Tercera edición. Editorial Porrúa, S.A. México, 1995, 663 р.

10. Ершова Г.Г. Древние майя: уйти, чтобы вернуться. Истоки представления о модели мира. М., Ладомир, 1999, 576 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх