Роза Лимская: покровительница коренных латиноамериканцев, не заметившая Америку

 
Код статьиS0044748X0006411-1-1
DOI10.31857/S0044748X0006411-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Независимый исследователь
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЛатинская Америка
ВыпускВыпуск № 10
Страницы63-70
Аннотация

Статья посвящена Розе Лимской — первой уроженке Нового Света, канонизированной католической церковью. При обращении к биографии и наследию этой религиозной деятельницы видно, что креольский элемент в них минимален, а индейский отсутствует вовсе. В статье представлен краткий обзор биографии и духовного становления Розы, рассматривается взаимодействие святой с индейским миром, анализируется культ Розы Лимской в Перу и других странах Латинской Америки до настоящего времени. На примере Розы Лимской видно, что культурная метисация в колониальной Латинской Америке вовсе не была всеобъемлющей. Парадоксальным образом Роза является при этом одной из святых покровительниц коренного населения Латинской Америки и почитается этим населением.

Ключевые словаРоза Лимская, святые римской католической церкви, колониальное Перу, религия коренного населения
Получено25.09.2019
Дата публикации26.09.2019
Кол-во символов17001
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Феномен Розы Лимской (1586—1617) — первой католической святой —уроженки Америки — интересен тем, что, прожив всю свою недолгую жизнь в Перу, креольская религиозная деятельница не заметила индейского мира, полностью пребывая в мире европейских духовных интересов и практик.
2
dubossarskaya1

Видение Богоматери Розария св. Розе Лимской с донаторами-индейцами. Неизвестный художник, школа Куско, XVIII в.

3 Исабель Флорес де Олива родилась в Лиме в 1586 г. и с детства была прозвана Розой из-за видения, явившегося ее матери, в котором то ли лицо девочки превращалось в цветок, то ли розы появлялись на ее щеках [1, с. 85-86]. Официально она приняла это имя со времени первого причастия, полученного из рук другого будущего католического святого, лимского епископа Торибио де Могровехо (1538—1606), в 1597 г. Отец Исабель — бывший испанский солдат-аркебузир, мать — лимская креолка. Семья была многодетной, но, вероятно, душевного тепла получить в ней было не у кого. С детства девочка подвергалась обращению, которое сейчас назвали бы жестоким. В основном это были попытки лечить ее от разных заболеваний крайне болезненными способами, которые она переносила со смирением. В беседах с подругами мать характеризовала свою взрослую дочь не иначе как «великую лицемерку, обманщицу и ложную святую, лишенную всякой истинной и прочной добродетели» [1, с. 61]. С другой стороны, странно было бы ожидать понимания от матери, ребенок которой на ее глазах занимается саморазрушением [1, с. 52]. К тому же мать Розы всегда должна была ожидать, что к ее дочери может проявить интерес инквизиция, и, вероятно, заранее оберегала себя на этот случай [2].
4 С юных лет Роза вела активную религиозную жизнь. «Сколько себя помнила» она испытывала некие «внутренние импульсы» с Небес; в пятилетнем возрасте она осознала, что нет ничего слаще на свете, чем думать о Боге и говорить с Ним. В возрасте 12 лет девочка впервые испытала слабость тела: отсутствие полноценного сна и потеря внимания серьезно мешали ее созерцанию, но усердная молитва помогла Розе преодолеть их [2].
5 Как и итальянская визионерка, святая Екатерина Сиенская (1347—1380), которую Роза избрала себе образцом для подражания, она постилась несколько дней в неделю, мало спала и предавалась покаянию и умерщвлению плоти. Чтобы избежать мирского общения, например, чтобы не идти в гости вместе с матерью, еще девочкой она обрезала волосы и втирала себе в глаза жгучий перец ахи. Уже в пять лет она якобы твердо решила на всю жизнь остаться девственницей. Родители, что было вполне естественно для колониального Перу, хотели, чтобы их дочь удачно вышла замуж, но она отвергла выбранного семьей жениха. Роза обдумывала возможность ухода в монастырь кларисок, но в итоге в возрасте 20-ти лет, в 1606, под именем «сестра Роза святой Марии» вступила в ряды доминиканцев-терциариев, устав которых разрешал жить в миру.
6 Повседневным для Розы были полный пост три дня в неделю и отказ от употребления мяса, ограничение в сне (2 часа в сутки на жестком ложе с камнем вместо подушки), самобичевание и иное самоповреждение, ношение серебряного тернового венца, власяницы со вшитыми шипами и вериг, питье отваров горьких трав, а также желчи и уксуса в память об уксусе, которым напоили Иисуса на кресте. Все это полностью соответствует европейским традициям мистической святости, начиная, по меньшей мере, с Екатерины Сиенской, с которой Розу настойчиво сравнивали еще современники [3]. К определенному количеству произнесенных молитв и дней поста приравнивала она и собственноручно расшитые богатые церемониальные одежды для статуй Иисуса, девы Марии и святых [2].

Всего подписок: 4, всего просмотров: 503

Оценка читателей: голосов 0

1. Graziano F. Wounds of Love. The Mystical Marriage of Saint Rose of Lima. Oxford-New York: Oxford University Press, 2004. xiv, 338 p.

2. Mujica Pinilla R. Rosa Limensis. Mística, política e inconografía en torno a la patrona de América. Lima: Banco Central de Reserva del Perú; Fondo de Cultura Económica; Instituto Francés de Estudios Andinos, 2001, 485 p. Available at https://books.openedition.org/cemca/2303 (accessed 13.02.2019).

3. Benito Rodríguez J.A. Rosa de Lima, la Catalina de América. Studium Veritatis. Lima, [2010], [N] 7(12-13), pp. 31-64. Available at: https://doi.org/10.35626/sv.12-13.2009.146 (accessed 13.02.2019).

4. Weinberg C., Cordás T.A., Albornoz Munoz P. Santa Rosa de Lima: uma santa anoréxica na América Latina? Revista Psiquiatrica do Rio Grande do Sul, [Porto Alegre], 2005, N 27(1), pp. 51-56. Available at: http://www.scielo.br/pdf/rprs/v27n1/v27n1a06.pdf (accessed 13.02.2019).

5. Rosa de Lima, santa. Available at: https://es.wikipedia.org/wiki/Rosa_de_Lima_ (santa) (accessed 13.02.2019).

6. Jiménez Jiménez I. Las cofradías de indígenas de Santa Rosa. Fundaciones y propagación en la Archidiócesis de Lima durante la década de 1570. Temas Americanistas. Sevilla, 2017, N 39, pp. 146-182. Available at http://institucional.us.es/tamericanistas/uploads/TA-39/06_SANTAROSA.pdf (accessed 13.02.2019).

7. Montiel Contreras C.U. Santa Rosa de Lima: Patrona de pueblos en la Sierra Taraumara. Chihuahua hoy. Ciudad Juárez, 2003, [N] 11, pp. 39-75. Available at http://elibros.uacj.mx/omp/index.php/publicaciones/catalog/download/61/54/538-1?inline=1 (accessed 13.02.2019).

8. Vargaslugo E. Santa Rosa de Lima: una bandera del criollismo. Revista de la Universidad de México. México, 1993, N 514, pp. 20-21. Available at https://www.revistadelauniversidad.mx/articles-files/4bbf24c8-3e48-4338-aa2a-20b4a73cfc34 (ac-cessed 13.02.2019).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх