Cuba: music and revolution

 
PIIS0044748X0006158-2-1
DOI10.31857/S0044748X0006158-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Leading Researcher
Affiliation: Institute for Latin American studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameLatin America
EditionIssue 9
Pages96-101
Abstract

The Cuban revolution was one of the most significant events in the Latin America of the XX century, which left a deep mark not only in socio-political sphere, but also in various fields of art, in particular, in music. The musical culture of Cuba is known to belong to the number the most striking, peculiar manifestations of African-American identity. Songs and dances are an integral part of everyday life, accompanying Cubans in all circumstances. In this article, we offer to turn to the activities of professional Cuban composers to build a new culture and reflect in their work revolutionary themes with the latest means of musical avantgarde.

KeywordsCuban revolution, vangard, update, music, composer
Received28.08.2019
Publication date28.08.2019
Number of characters16614
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В атмосфере духовного подъема, вызванного освобождением от диктатуры, музыка вышла на улицы, превратившись в мощное оружие в пропаганде новых идей. Громадную популярность приобрели песни жанра «Nueva trova», такие исполнители которых, как Сильвио Родригес, Пабло Миланес и Ноэль Никола, стали фигурами национального масштаба [1, с. 182]. Руководство кубинской революции поддержало это движение, находя в нем импульс для воспитания молодежи в революционном духе.
2 Однако для воссоздания полной картины музыкального творчества все же представляется необходимым отдать дань деятельности и творчеству кубинских музыкантов академического плана, ставших сподвижниками революционных преобразований. Академическая (классическая, серьезная) музыка по своей родовой элитарной специфике обычно не претендует на первенство в отражении насущных проблем. Однако для реализации оригинальных творческих замыслов и в этой сфере открылись не использованные ранее ресурсы. Революционное правительство Кубы с большим пони- манием относилось к вопросам художественного творчества. Культурная политика строилась на уважении любых направлений и стилей. Национальные композиторы пристально изучали процессы, происходившие в мировой музыке, и в особенности идеи европейского авангарда, борьба которого со всем устаревшим, традиционным совпала со временем революционного обновления у них на родине. В обстановке духовного подъема стала вырабатываться невиданная ранее социально активная позиция художника, рассматривающего свое творчество как вид революционной деятельности, направленной на решение задач социальных преобразований. Прямым следствием этого стала резкая политизация содержания программных произведений, многие из которых тесным образом связаны с революцией в самом широком спектре ее проявлений. Количество произведений подобного рода — песен, кантат, ораторий, вокально-симфони-ческих произведений — столь велико, что они составили, по сути, самостоятельное направление в кубинской музыке.
3 Значительную роль в формировании творческих взглядов кубинских композиторов сыграла деятельность испанского композитора Хосе Ардеволя (1911—1981), который в 1930 г. переехал из Барселоны в Гавану, где вскоре принял кубинское подданство и активно включился в музыкальную жизнь Кубы. В 1938 г. Х.Ардеволь возглавил кафедру композиции Гаванской консерватории, сменив на этом посту Амадео Рольдана, а несколькими годами позже, в 1945 г., вместе с наиболее близкими своими учениками основал «Группу музыкального обновления», куда, среди прочих, вошли Эдгардо Мартин, Архелиерс Леон, Иларио Гонсалес и Арольд Грамедж, принявшие впоследствии активное участие в строительстве обновленной культуры в послереволюционный период. «Разноплановая работа Ардеволя позволили кубинской музыке совершить громадный шаг вперед. Совершенно очевидно, что на Кубе сегодня существует одно из наиболее жизненных и верно ориентированных музыкальных движений в Латинской Америке», — так оценивал деятельность «Группы» кубинский писатель и музыковед Алехо Карпентьер [2, с. 96]. С приходом к власти правительства Фиделя Кастро в 1959 г. Ардеволь включился в активную административную деятельность и вплоть до 1965 г. занимал пост Национального директора музыки, продолжая педагогическую и дирижерскую работу.

Number of purchasers: 2, views: 502

Readers community rating: votes 0

1. Linares M. T. La música y el pueblo. La Habana, 1981, 215 p.

2. Ardevol J. Introducción a Cuba. La música. La Habana, 1969, Instituto del libro, 195 p.

3. Brouwer L. La música, lo cubano y la innovación. La Habana, 1982, Ed. Letras cubanas, 76 p.

4. Gramedzh A. Muzykal'noe iskusstvo. Kul'tura Kuby: sb. statej. Nauka, 1979, ss. 134—144.

Система Orphus

Loading...
Up