Куба: музыка и революция

 
Код статьиS0044748X0006158-2-1
DOI10.31857/S0044748X0006158-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт Латинской Америки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЛатинская Америка
ВыпускВыпуск № 9
Страницы96-101
Аннотация

Кубинская революция стала одним из наиболее значительных событий в Латинской Америке XX столетия, оставивших глубокий след не только в социально-политической сфере, но и в различных областях искусства, в частности, в музыке. Музыкальная культура Кубы, как известно, принадлежит к числу наиболее ярких, своеобразных проявлений афроамериканской идентичности. Песни и танцы составляют неотъемлемую часть повседневной жизни, сопровождая кубинцев во всех жизненных обстоятельствах. В данной статье мы предлагаем обратиться к деятельности профессиональных кубинских композиторов по построению новой культуры и отражению в их творчестве революционной тематики новейшими средствами музыкального авангарда.

Ключевые словакубинская революция, авангард, обновление, музыка, композитор
Получено28.08.2019
Дата публикации28.08.2019
Кол-во символов16614
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В атмосфере духовного подъема, вызванного освобождением от диктатуры, музыка вышла на улицы, превратившись в мощное оружие в пропаганде новых идей. Громадную популярность приобрели песни жанра «Nueva trova», такие исполнители которых, как Сильвио Родригес, Пабло Миланес и Ноэль Никола, стали фигурами национального масштаба [1, с. 182]. Руководство кубинской революции поддержало это движение, находя в нем импульс для воспитания молодежи в революционном духе.
2 Однако для воссоздания полной картины музыкального творчества все же представляется необходимым отдать дань деятельности и творчеству кубинских музыкантов академического плана, ставших сподвижниками революционных преобразований. Академическая (классическая, серьезная) музыка по своей родовой элитарной специфике обычно не претендует на первенство в отражении насущных проблем. Однако для реализации оригинальных творческих замыслов и в этой сфере открылись не использованные ранее ресурсы. Революционное правительство Кубы с большим пони- манием относилось к вопросам художественного творчества. Культурная политика строилась на уважении любых направлений и стилей. Национальные композиторы пристально изучали процессы, происходившие в мировой музыке, и в особенности идеи европейского авангарда, борьба которого со всем устаревшим, традиционным совпала со временем революционного обновления у них на родине. В обстановке духовного подъема стала вырабатываться невиданная ранее социально активная позиция художника, рассматривающего свое творчество как вид революционной деятельности, направленной на решение задач социальных преобразований. Прямым следствием этого стала резкая политизация содержания программных произведений, многие из которых тесным образом связаны с революцией в самом широком спектре ее проявлений. Количество произведений подобного рода — песен, кантат, ораторий, вокально-симфони-ческих произведений — столь велико, что они составили, по сути, самостоятельное направление в кубинской музыке.
3 Значительную роль в формировании творческих взглядов кубинских композиторов сыграла деятельность испанского композитора Хосе Ардеволя (1911—1981), который в 1930 г. переехал из Барселоны в Гавану, где вскоре принял кубинское подданство и активно включился в музыкальную жизнь Кубы. В 1938 г. Х.Ардеволь возглавил кафедру композиции Гаванской консерватории, сменив на этом посту Амадео Рольдана, а несколькими годами позже, в 1945 г., вместе с наиболее близкими своими учениками основал «Группу музыкального обновления», куда, среди прочих, вошли Эдгардо Мартин, Архелиерс Леон, Иларио Гонсалес и Арольд Грамедж, принявшие впоследствии активное участие в строительстве обновленной культуры в послереволюционный период. «Разноплановая работа Ардеволя позволили кубинской музыке совершить громадный шаг вперед. Совершенно очевидно, что на Кубе сегодня существует одно из наиболее жизненных и верно ориентированных музыкальных движений в Латинской Америке», — так оценивал деятельность «Группы» кубинский писатель и музыковед Алехо Карпентьер [2, с. 96]. С приходом к власти правительства Фиделя Кастро в 1959 г. Ардеволь включился в активную административную деятельность и вплоть до 1965 г. занимал пост Национального директора музыки, продолжая педагогическую и дирижерскую работу.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 495

Оценка читателей: голосов 0

1. Linares M. T. La música y el pueblo. La Habana, 1981, 215 p.

2. Ardevol J. Introducción a Cuba. La música. La Habana, 1969, Instituto del libro, 195 p.

3. Brouwer L. La música, lo cubano y la innovación. La Habana, 1982, Ed. Letras cubanas, 76 p.

4. Грамедж А. Музыкальное искусство. Культура Кубы: сб. статей. Наука, 1979, сс. 134—144.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх