Стратегии поиска работы выпускниками вузов: распространенность и эффективность

 
Код статьиS013216250005793-5-1
DOI10.31857/S013216250005793-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор кафедры управления человеческими ресурсами факультета бизнеса и менеджмента
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 7
Страницы56-66
Аннотация

В статье анализируются распространенность и эффективность способов и стратегий поиска работы выпускниками российских вузов. Эмпирической основой выступают данные федерального обследования выпускников вузов, завершивших обучение в 2010–2015 гг. Наиболее распространенными является комбинированная стратегия поиска, предполагающая использование как формальных, так и неформальных способов (от двух до пяти). К самым эффективным стратегиями относятся поиск работы с помощью родственников и знакомых, путем обращения на предприятия и при содействии образовательных организаций. Показано, что выбор стратегии поиска работы определяется ожидаемой отдачей с точки зрения прежде всего вероятности трудоустройства.

Ключевые словапоиск работы, рынок труда выпускников, переход «учеба – работа», высшее образование
Получено12.07.2019
Дата публикации16.07.2019
Кол-во символов23144
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Массовый охват молодежи высшим образованием, проблемы трудоустройства выпускников делают переход «учеба – работа» всё более значимым социально-экономическим явлением. Как следствие, и с теоретической, и с практической точек зрения важно понимание того, каким образом выпускники вузов находят работу после завершения обучения, какие каналы трудоустройства используют, какова эффективность различных стратегий поиска работы.
2 Изучению процесса поиска работы выпускниками вузов посвящены многочисленные работы зарубежных авторов. В них анализируются различные аспекты этого процесса, в частности, дифференциация стратегий поиска среди различных групп выпускников [Mau, Kopischke, 2001; Try, 2005; Strayhorn, 2008], эффективность способов поиска [Jackson, 2014; Piróg, 2016; Sagen et al., 1999], влияние стратегий поиска на характеристики рабочего места [Albert, Davia, 2018; Blázquez, Mora, 2010; Carroll, Tani, 2015; Franzen, Hangartner, 2006; McGuinness et al., 2016]. К сожалению, в российской исследовательской практике проблематике поиска работы уделяется существенно меньше внимания. В ряде публикаций [Васильев и др., 2016; Государственные…, 2000; Козина, 1999; Матвеенко, Савельев, 2004; Рощин, Маркова, 2004; Якубович, 2002] представлен анализ этой проблемы, однако выполнен он на примере всего населения, ищущего работу. Выпускники вузов как специальный объект изучения в них не рассматриваются1. 1. Во многом это связано с отсутствием специальных репрезентативных опросов и доступных микроданных.
3 Целью статьи является анализ стратегий поиска первой работы выпускниками вузов, масштабов использования различных способов поиска и их эффективности. Эмпирической основой выступают данные федерального наблюдения трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование. Это выборочное исследование было проведено Росстатом в апреле–сентябре 2016 г. Опросом были охвачены лица, имеющие среднее профессиональное и высшее образование, завершившие обучение в 2010–2015 гг. Всего было опрошено около 36 тыс. выпускников2. Для целей нашего исследования была сформирована подвыборка, включающая респондентов, получивших высшее образование (20551 человек). Из них 12370 (63%) респондентов искало работу после завершения обучения. 2. Подробнее об исследовании см.: >>>> См. также анализ результатов в статьях Г.А. Чередниченко (СОЦИС, №8 и №11, 2018).
4 Кто ищет работу? Характеристики выпускников, искавших и не искавших работу после завершения обучения, представлены в табл. 1.
5 Таблица 1. Характеристики выпускников вузов, искавших и не искавших работу (в %)
6
табл_1

Примечание. *К заочному отнесено также очно-заочное обучение.

7 Ключевое различие между искавшими и не искавшими работу выпускниками связано с формой обучения. 79,3% респондентов, получивших очное образование, искали работу, среди обучавшихся заочно, таких в 2,3 раза меньше (34,3%). При контроле формы обучения значимых различий между юношами и девушками, а также выпускниками, учившимися за счет бюджетных средств или на платной основе, не обнаружено. Вместе с тем не состоящие в браке респонденты искали работу несколько чаще, чем семейные. Имевшие постоянную работу во время обучения, как и можно было предположить, занимались поиском рабочего места существенно реже по сравнению с неработавшими выпускниками: доля искавших работу среди работавших постоянно вдвое меньше, чем среди неработавших для очников (39,1 и 85,2% соответственно) и втрое для обучавшихся заочно (25% и 75,2%).

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1094

Оценка читателей: голосов 0

1. Васильев Д.С., Рощин С.Ю., Солнцев С.А. Эволюция технологий поиска работы на рынке труда в интернет-эпоху. Препринт WP15/2016/02. М.: ВШЭ, 2016. [Vasilyev D., Roshchin S., Solntsev S. (2016) Evolution of Job Search and Recruiting in the Internet Age. Working paper WP15/2016/02. Moscow: VSHE. (In Russ.)]

2. Государственные и частные службы занятости на рынке труда / Под ред. Кабалиной В. и Козиной И. М.: РОССПЭН, 2000. [Kabalina V., Kozina I., eds. (2000) Public and Private Employment Services on Labour Market. Moscow: ROSSPEN. (In Russ.)]

3. Козина И.М. Реструктурирование рынка труда и каналы мобильности // Занятость и поведение домохозяйств: адаптация к условиям перехода к рыночной экономике в России / Под ред. Кабалиной В. и Кларка С. М.: РОССПЭН, 1999. С.172–200. [Kozina I. (1999) Labor market restructuring and mobility channels. In: Kabalina V., Clarke S. (eds) Employment and Household Behavior: Adaptation to the Transition to a Market Economy in Russia. Moscow: ROSSPEN: 172–200. (In Russ.)]

4. Матвеенко В.Д., Савельев П.А. Стратегии поиска работы на российском рынке труда и роль государственной службы занятости // Социальная политика: реалии XXI века. Вып. 2. М.: Поматур, 2004. С. 65–103. [Matveenko V., Savelev P. (2004) Job Search Strategies in the Russian Labor Market and the Role of the Public Employment Service. In: Social Policy: The Realities of the XXI century. Vol. 2. Moscow: Pomatur: 65–103. (In Russ.)]

5. Рощин С.Ю., Маркова К.В. Выбор каналов поиска работы на российском рынке труда. М.: EERC, 2004. [Roshchin S., Markova K. (2004) Choice among Different Job Search Channels: The Evidence from Russian Labor Market. Moscow: EERC. (In Russ.)]

6. Якубович В. Институты, социальные сети и рыночный обмен: подбор работников и рабочих мест в России // Экономическая социология: новые подходы к институциональному и сетевому анализу / Под ред. Радаева В. М.: РОССПЭН, 2002. С. 210–251. [Yakubovich V. (2002) Institutes, Social Networks and Market Exchange: The Selection of Workers and Jobs in Russia. In: Radaev V.(ed.) Economic Sociology: New Approaches to Institutional and Network Analysis. Moscow: ROSSPEN: 210–251. (In Russ.)]

7. Albert C., Davia M. (2018) Job search strategies and underemployment in recent graduates first jobs in Spain. Revista de Economía Aplicada. Vol. 26. No. 78: 1–21.

8. Blázquez M., Mora T. (2010) Overeducation and job mobility: Evidence from young recent graduates in Catalonia. Revista de Economia Laboral. Vol. 7. No.1: 63–83.

9. Carroll D., Tani M. (2015) Job search as a determinant of graduate over-education: evidence from Australia. Education Economics. Vol. 23. No. 5: 631–644. DOI: 10.1080/09645292.2014.908164

10. Franzen A., Hangartner D. (2006) Social networks and labour market outcomes: The non-monetary benefits of social capital. European Sociological Review. Vol. 22. No. 4: 353–368. DOI: 10.1093/esr/jcl001

11. Jackson D. (2014) Factors influencing job attainment in recent Bachelor graduates: evidence from Australia. Higher Education. Vol. 68. No. 1: 135–153. DOI: 10.1007/s10734-013-9696-7

12. Mau W.C., Kopischke A. (2001) Job search methods, job search outcomes, and job satisfaction of college graduates: A comparison of race and sex. Journal of Employment Counseling. Vol. 38. No. 3: 141–149.

13. McGuinness S., Whelan A., Bergin A. (2016) Is there a role for higher education institutions in improving the quality of first employment? The B.E. Journal of Economic Analysis and Policy. Vol. 16. No. 4: 12–23. DOI: 10.1515/bejeap-2016-0174

14. Piróg D. (2016) Job search strategies of recent university graduates in Poland: plans and effectiveness. Higher Education. Vol. 71. No. 4: 557–573. DOI: 10.1007/s10734-015-9923-5

15. Sagen H., Dallam J., Laverty J. (1999) Job search techniques as employment channels: Differential effects on the initial employment success of college graduates. The Career Development Quarterly. Vol. 48. No. 1: 74–85. DOI: 10.1002/j.2161-0045.1999.tb00276.x

16. Schomburg H., Teichler U. (2006) Higher education and graduate employment in Europe. Results from graduates’ surveys from twelve countries. Dordrecht: Springer.

17. Strayhorn T. (2008) Influences on labor market outcomes of African American college graduates: A national study. The Journal of Higher Education. Vol. 79. No. 1: 28–57. DOI: 10.1080/00221546.2008.11772085

18. Try S. (2005) The use of job search strategies among university graduates. The Journal of Socio-Economics. Vol. 34. No. 2: 223–243. DOI: 10.1016/j.socec.2004.09.009

Система Orphus

Загрузка...
Вверх