Aesthetics of “slow cinema” in Albert Serra films

 
PIIS0044748X0003714-4-1
DOI10.31857/S0044748X0003714-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Senior Researcher
Affiliation: Institute for Latin American Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameLatin America
EditionIssue 2
Pages86-93
Abstract

The article deals with the peculiarities of the author’s style of the Catalan director Alfred Serra. One of them was a kind of unhurried cinematic rhythm that distinguishes the work of some modern filmmakers and became the term “slow” cinema.

Keywordsautor’s style, real-time mode, aesthetics of “slow cinema”, originality
Received05.02.2019
Publication date06.02.2019
Number of characters17695
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

Каталонский режиссер Альберт Серра начал снимать фильмы в начале 2000-х годов, но уже через несколько лет его стали называть одним из самых значительных режиссеров мирового кино. Его творчество настолько своеобразно, оригинально, непредсказуемо, что, казалось бы, сложно соотнести с ним какие-либо влияния и традиции.

2

Впрочем, сама по себе нестандартность — одна из родовых черт испанского кино. По этому поводу кинокритик Хулио Перес Перуча сказал, что «испанское кино, несмотря на свои отклонения от нормы (а, возможно, как раз, благодаря им), — это кинематограф, нестандартность которого превращает его в притягательное и оригинальное явление»1. В эпоху глобальной унификации художественных форм своеобразие национальных традиций, уникальность авторского стиля таких испанских режиссеров как Альберт Серра, Педро Альмодовар, Хулио Медем, Леон де Араноа и некоторых других приобретает особое значение.

1. J.M. Caparros Lera. Historia crítica del cine español. Barcelona, 1999, p. 128-129.
3

Художественное мышление А.Серры и выстроенный им необычный мир фильмов находятся в одном кинематографическом пространстве с творчеством некоторых (хотя и очень немногих) режиссеров. И, прежде всего, это, конечно, Луис Бунюэль, о котором Серра как-то сказал, что ему «хотелось бы быть, как Бунюэль». Вслед за великим испанским режиссером Серра испытывает интерес к сюрреализму, особо подчеркивая его шутовскую сторону: «Игровая сторона искусства — это то, что я люблю, в этом заключены мое чувство юмора и мой интерес к культуре начала XX века»2.

2. Available at: http.//cineticle.com/interviews/922-albert-serra-interview.html (accessed
16.09.2018).
4

Стоит отметить, что многие испанские поэты, писатели, художники, составившие блестящую плеяду 1920-х годов прошлого века, духовную близость к которой испытывает Серра, воспринимали кинематограф как прекрасное средство самовыражения. Свой интерес к кино подчеркивали в своих стихах Гарсиа Лорка, Луис Сернуда, а Рафаэлю Альберти принадлежат такие строки: «Я рожден, предо мной преклонитесь, с кино».

5
ростоцкая1

Режиссер Альберт Серра

6

Создание фильма для Серры сопряжено со спонтанным, непредсказуемым творческим озарением, подобным поэтическому вдохновению. В своем стремлении к импровизации он отказывается от заранее написанных сценариев, позволяя фильму как бы плыть по течению. Бунюэль сказал когда-то: «Нелепо a priori ставить проблему и пытаться что-то доказать в фильме. Процесс создания фильма совсем не похож на решение задачи или алгебраического уравнения»3.

3. Луис Бунюэль. М., Искусство, 1979, с. 153.
7

Как и для Бунюэля, кино для Серры — не производство, не технология. Он говорит даже, что те участники съемочного процесса, которые сосредоточены, прежде всего, на его технологической стороне, его раздражают, мешая сосредоточиться на главном. Более того, Серра намеренно создает подобие хаоса на съемочной площадке, специально привлекая для съемок, как он их называет, людей «неорганизованных и рассеянных», полагая, что вносимый ими беспорядок создает атмосферу творчества.

Number of purchasers: 2, views: 1136

Readers community rating: votes 0

1. J.M. Caparros Lera. Historia crítica del cine español. Barcelona, 1999, p. 128-129.

2. Available at: http.//cineticle.com/interviews/922-albert-serra-interview.html (accessed 16.09.2018).

3. Luis Bunyuehl'. M., Iskusstvo, 1979, s. 153.

4. Available at: http://www.cineticle.com/slova/208-albert-serra-interview.html (accessed 7.09.2018).

5. Available at: http://www.elespanol.com/cultura/cine/20161115/1709835220.html (accessed 1.11.2018).

6. Available at: http://seance.ru/blog/serra-interview2017/ (accessed 14.08.2018).

7. El País. Cultura. Festival de Cannes 2016: Albert Serra y autentico cine de autor. — Available at: https://elpais.com/cultura/2016/05/20/actualidad (accessed 25.10.2018).

8. Available at: https://evgeniykoval.livejournal.com/99605.html (accessed 16/09/2018).

Система Orphus

Loading...
Up