Эстетика «медленного кино» в фильмах Альберта Серры

 
Код статьиS0044748X0003714-4-1
DOI10.31857/S0044748X0003714-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт Латинской Америки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЛатинская Америка
ВыпускВыпуск № 2
Страницы86-93
Аннотация

В статье рассматриваются некоторые особенности авторского стиля каталонского режиссера Альберта Серры. Одной из них стал своеобразный неспешный кинематографический ритм, отличающий фильмы некоторых режиссеров и ставший основой термина «медленное кино».

Ключевые словаавторский стиль, режим реального времени, эстетика «медленного кино», своеобразие
Получено05.02.2019
Дата публикации06.02.2019
Кол-во символов17695
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Каталонский режиссер Альберт Серра начал снимать фильмы в начале 2000-х годов, но уже через несколько лет его стали называть одним из самых значительных режиссеров мирового кино. Его творчество настолько своеобразно, оригинально, непредсказуемо, что, казалось бы, сложно соотнести с ним какие-либо влияния и традиции.

2

Впрочем, сама по себе нестандартность — одна из родовых черт испанского кино. По этому поводу кинокритик Хулио Перес Перуча сказал, что «испанское кино, несмотря на свои отклонения от нормы (а, возможно, как раз, благодаря им), — это кинематограф, нестандартность которого превращает его в притягательное и оригинальное явление»1. В эпоху глобальной унификации художественных форм своеобразие национальных традиций, уникальность авторского стиля таких испанских режиссеров как Альберт Серра, Педро Альмодовар, Хулио Медем, Леон де Араноа и некоторых других приобретает особое значение.

1. J.M. Caparros Lera. Historia crítica del cine español. Barcelona, 1999, p. 128-129.
3

Художественное мышление А.Серры и выстроенный им необычный мир фильмов находятся в одном кинематографическом пространстве с творчеством некоторых (хотя и очень немногих) режиссеров. И, прежде всего, это, конечно, Луис Бунюэль, о котором Серра как-то сказал, что ему «хотелось бы быть, как Бунюэль». Вслед за великим испанским режиссером Серра испытывает интерес к сюрреализму, особо подчеркивая его шутовскую сторону: «Игровая сторона искусства — это то, что я люблю, в этом заключены мое чувство юмора и мой интерес к культуре начала XX века»2.

2. Available at: http.//cineticle.com/interviews/922-albert-serra-interview.html (accessed
16.09.2018).
4

Стоит отметить, что многие испанские поэты, писатели, художники, составившие блестящую плеяду 1920-х годов прошлого века, духовную близость к которой испытывает Серра, воспринимали кинематограф как прекрасное средство самовыражения. Свой интерес к кино подчеркивали в своих стихах Гарсиа Лорка, Луис Сернуда, а Рафаэлю Альберти принадлежат такие строки: «Я рожден, предо мной преклонитесь, с кино».

5
ростоцкая1

Режиссер Альберт Серра

6

Создание фильма для Серры сопряжено со спонтанным, непредсказуемым творческим озарением, подобным поэтическому вдохновению. В своем стремлении к импровизации он отказывается от заранее написанных сценариев, позволяя фильму как бы плыть по течению. Бунюэль сказал когда-то: «Нелепо a priori ставить проблему и пытаться что-то доказать в фильме. Процесс создания фильма совсем не похож на решение задачи или алгебраического уравнения»3.

3. Луис Бунюэль. М., Искусство, 1979, с. 153.
7

Как и для Бунюэля, кино для Серры — не производство, не технология. Он говорит даже, что те участники съемочного процесса, которые сосредоточены, прежде всего, на его технологической стороне, его раздражают, мешая сосредоточиться на главном. Более того, Серра намеренно создает подобие хаоса на съемочной площадке, специально привлекая для съемок, как он их называет, людей «неорганизованных и рассеянных», полагая, что вносимый ими беспорядок создает атмосферу творчества.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 752

Оценка читателей: голосов 0

1. J.M. Caparros Lera. Historia crítica del cine español. Barcelona, 1999, p. 128-129.

2. Available at: http.//cineticle.com/interviews/922-albert-serra-interview.html (accessed 16.09.2018).

3. Луис Бунюэль. М., Искусство, 1979, с. 153.

4. Available at: http://www.cineticle.com/slova/208-albert-serra-interview.html (accessed 7.09.2018).

5. Available at: http://www.elespanol.com/cultura/cine/20161115/1709835220.html (accessed 1.11.2018).

6. Available at: http://seance.ru/blog/serra-interview2017/ (accessed 14.08.2018).

7. El País. Cultura. Festival de Cannes 2016: Albert Serra y autentico cine de autor. — Available at: https://elpais.com/cultura/2016/05/20/actualidad (accessed 25.10.2018).

8. Available at: https://evgeniykoval.livejournal.com/99605.html (accessed 16/09/2018).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх