Аннотация | В представленной статье рассматривается актуальная проблема ведомственного нормотворчества – проблема качества подготовки ведомственных нормативных правовых актов, проявляющаяся в особенностях юридического языка, используемого при их разработке федеральными органами исполнительной власти и иными государственными органами и организациями, уполномоченными на осуществление нормативно-правового регулирования (федеральные органы). Подход к обеспечению качества подготовки ведомственных актов влияет в последующем на эффективность их реализации и в случае наличия недостатков может приводить к судебному обжалованию таких актов в рамках дел о нормоконтроле.
Основная цель настоящей статьи состоит в выявлении на основании результатов анализа практики Министерства юстиции Российской Федерации типовых примеров ошибок, связанных с юридическим языком ведомственных актов, негативно влияющих на их качество и, соответственно, на эффективность реализации устанавливаемых ими нормативных предписаний, а также в формировании предложений по повышению качества результатов ведомственного нормотворчества.
При проведении исследования использовались формально-логический и проблемно-теоретический методы, методы анализа и синтеза, а также методология юридического дизайна.
В рамках настоящей статьи рассмотрены отдельные доктринальные позиции по вопросам обеспечения использования русского языка в качестве государственного языка как с позиций юридиспруденции, так и филологии. По итогам проведения исследования в результате обобщения замечаний, выявляемых Министерством юстиции Российской Федерации при осуществлении процедуры государственной регистрации ведомственных актов, приведены типовые примеры ошибок, связанных с юридическим языком, которые следует учитывать при разработке ведомственных актов. На основании выявленных в деятельности федеральных органов организационных и кадровых проблем, приводящих к недостаточно высокому качеству подготовки ведомственных актов, и мер, предпринимаемых Минюстом России в рамках полномочий с целью оказания содействия в устранении этой проблемы, сформулированы рекомендации по повышению качества ведомственного нормотворчества. Кроме того, сделан вывод о необходимости исключения необоснованного использования иностранных слов (заимствований). |