Дефекты механизма профилактики административных правонарушений в контексте реформы контрольно-надзорной деятельности

 
Код статьиS160565900029849-7-1
DOI10.61205/S160565900029849-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Одобрена к публикации
Авторы
Должность: советник Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации
Аффилиация:
Конституционный Суд Российской Федерации
Юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета
Адрес: Российская Федерация
Аннотация

В законодательстве об административной ответственности закреплен специальный механизм профилактики административных правонарушений путем внесения представления об устранении причин административных правонарушений и условий их совершения. Актуальность научного осмысления данного механизма и оценки его соотношения с иными административно-правовыми профилактическими средствами диктуется запланированной реформой административно-деликтного законодательства, а также тем, что некоторые вопросы, связанные с реализацией этого механизма, не нашли однозначного разрешения в нормативном регулировании, правоприменительной практике и доктрине.

Целью исследования, соответственно, является выявление нормативных и правоприменительных проблем этого механизма профилактики административных правонарушений для определения перспектив его совершенствования, в том числе с учетом состоявшейся реформы контрольно-надзорной деятельности. К задачам исследования относятся: анализ положений законодательства, определяющих порядок внесения указанного представления и его содержание; изучение соответствующей правоприменительной практики; определение места рассматриваемого механизма в системе мер профилактики нарушений нормативных требований.

Методы исследования: общенаучные (анализ, синтез, системный метод) и специальные (формально-юридический, сравнительно-правовой). Большое внимание было уделено анализу сложившихся в правоприменительной практике подходов, которые иллюстрируются конкретными примерами.

Проведенное исследование продемонстрировало, что предусмотренный законодательством об административной ответственности механизм профилактики административных правонарушений характеризуется заметными дефектами (неопределенность содержания представления, произвольный выбор его адресатов и т.д.), которые порождаются несовершенством нормативного регулирования, противоречивой правоприменительной практикой, а также отсутствием необходимой теоретической основы. В части оценки соблюдения обязательных требований данный механизм, по существу, конкурирует с профилактическими мерами, закрепленными в контрольно-надзорном регулировании. В связи с этим в целях оптимизации системы мер административного принуждения предлагается исключить возможность внесения представления об устранении причин административного правонарушения и условий его совершения лицам, деятельность которых оценивается в рамках контрольно-надзорной деятельности.

Ключевые словапрофилактика административных правонарушений, представление об устранении причин административных правонарушений и условий их совершения, профилактика нарушений обязательных требований, контрольно-надзорная деятельность.
Источник финансированияИсследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01756, https://rscf.ru/project/23-28-01756/.
Получено02.02.2024
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Система Orphus

Загрузка...
Вверх