Аннотация | Аннотация. Законодательство о государственной службе на сегодняшний день представляет собой весьма неоднородную и эклектичную систему, в которой можно выделить несколько массивов в зависимости от времени их формирования. В результате подобной законодательной политики вопросы предоставления государственных гарантий государственным и муниципальным служащим при увольнении по инициативе представителя нанимателя (руководителя) решаются различным образом. Причем данные различия, как показано в работе, не обусловлены наличием объективных причин или особенностями того или иного вида службы, а представляют собой, чаще всего, дефект законодательной техники. В результате такого подхода нарушается конституционный принцип равенства, согласно которому регулирование правового положения лиц, находящихся в одинаковых условиях, должно осуществляться единообразно. Кроме того, это приводит к ряду чисто практических сложностей и несообразностей, обусловленных подобным нормативно-правовым регулированием.
Теоретико-методологическая разработанность данной темы является низкой. Большинство работ, касающихся гарантий при увольнении по инициативе работодателя касаются трудового права и не учитывают специфики государственно-служебных правоотношений. Немногие работы, в рамках которых поднимается вопрос о предоставлении таких гарантий государственным служащим посвящены исключительно расторжению служебного контракта в связи с сокращением должностей или ликвидацией государственного органа. Комплексный анализ гарантий, предусмотренных государственным и муниципальным служащим в случае увольнения по инициативе представителя нанимателя (руководителя), не проводился.
Для достижения поставленных задач используются как общенаучный диалектический метод, позволяющий уяснить двойственность понимания рассматриваемых юридических категорий, так и методы формальной логики, сравнительный, системно-структурный методы и др.
Вывод: необходима масштабная ревизия законодательства о государственной службе с целью единообразного решения вопроса о предоставлении государственным служащим гарантий при увольнении по инициативе представителя нанимателя или руководителя. Это, в свою очередь предполагает внятный перечень таких оснований расторжения служебного контракта (контракта). Кроме того, в законодательство о государственной и муниципальной службе необходимо включить нормы, закрепляющие государственные гарантии при увольнении отдельных категорий лиц, в частности, беременных женщин и лиц с семейными обязанностями. При этом данные нормы должны содержать и перечень оснований прекращения служебного контракта (контракта), при которых данные гарантии не предоставляются (например, в случае увольнения за утрату доверия). |