ПЕДАГОГ В МИРЕ МНОГООБРАЗИЯ: ОТ ПЛЮРАЛИЗМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ К ЕДИНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОСТРАНСТВУ

 
Код статьиS181570410027028-5-1
DOI10.54884/S181570410027028-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Проректор по международной деятельности
Аффилиация: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Адрес: Российская Федерация, Великий Новгород
Должность: Заведующий кафедрой технологического и художественного образования
Аффилиация: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Адрес: Российская Федерация, Великий Новгород
Должность: Специалист по связям с общественностью департамента международного сотрудничества
Аффилиация: Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого
Адрес: Российская Федерация, Великий Новгород
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (75)
Страницы34-46
Аннотация

В статье в современном социокультурном контексте раскрываются различные аспекты многообразия в образовании. С учетом тенденций демократизации и гуманизации общество стремится к расширению многообразия, делает акцент на гетерогенности как катализаторе развития государства. В то же время в русле тенденции централизации общество и государство стремятся ограничить многообразие, видя в нем не только положительные стороны, но и опасности для социальной стабильности и сохранения единого ценностного пространства и культурно-национальной идентичности. В соответствии с этим вектором развития российского государства в последнее время в российском обществе усилилась потребность в создании в стране единого образовательного пространства. В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление отношения студентов педагогических специальностей к феномену многообразия в образовательных организациях, а также к усилению тенденции стандартизации в системе образования. В опросе, проведенном методами интервью, онлайн-анкетирования и незаконченного предложения, приняли участие 127 студентов. Зафиксировано в целом положительное отношение респондентов к различным видам многообразия в школе. Участники опроса отметили преимущества культурного, социального и дидактического многообразия. Значительная часть респондентов считает себя подготовленными в теоретическом и методическом плане к работе в гетерогенной образовательной среде. Позитивной оказалась также оценка студентами идеи создания единого образовательного пространства в России, включая введение единых учебников, учебных планов и программ

Ключевые словаменеджмент многообразия, культурное многообразие, дидактическое многообразие, гетерогенная образовательная среда, единое образовательное пространство, образовательный стандарт
Получено08.08.2023
Дата публикации11.08.2023
Кол-во символов31325
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Теоретические основы исследования. Проблема многообразия в обществе и образовании не является новой как в публичном дискурсе, так и в междисциплинарных научных исследованиях. Вместе с тем, во многих странах мира в последнее время продолжается дискуссия о различных аспектах многообразия, его противоречивом характере и потенциальных возможностях. Многие зарубежные исследователи (Грауманн О., Тиллманн К., Пренгель А., Крелл Г., Кнот А. и др.) утверждают, что любой человек ощущает себя более комфортно в гомогенной среде, чем в гетерогенном обществе. По мнению этих ученых, гомогенность, т.е. одинаковость, означает ясность, предсказуемость, доверительность [1; 2; 3; 4; 5]. В связи с этим многие более охотно осуществляют коммуникацию и взаимодействие с людьми, которые имеют схожие с ними взгляды, интересы и убеждения. Можно предположить, что и многие педагоги также предпочли бы гомогенный класс, в котором обучались бы школьники с одинаковым уровнем интеллектуального и физического развития, с одинаковым социально-духовно-нравственным статусом, одинаковыми поведенческими реакциями. Реальность, однако, в современной системе образования совсем иная. Индивидуальное, культурное, религиозное, социальное и другие виды многообразия реально существуют в системе образования, независимо от субъективных предпочтений педагогов, и при этом имеют тенденцию к непрерывному расширению. В одном и том же классе учитель может столкнуться с различными группами детей, имеющих особые образовательные потребности: инвалидами, мигрантами, особо одаренными, отстающими, общественно активными и пассивными. Следовательно, современный учитель должен владеть полидеминсиональным подходом (от лат. dimensio – измерение, размер, размеренность, имеющий отношение к количественному выражению), основы которого должны закладываться в период обучения будущих педагогов в вузе. Термин «полидеминсиональный подход» был впервые введен авторами в научный оборот и понимается как способность педагога осуществлять профессиональную деятельность в условиях многозадачности, когда ему одновременно приходится решать педагогические ситуации, разные по природе, характеру проявления и возможным последствиям. Такие ситуации могут быть связаны с физическими, ментальными, этнокультурными различиями обучающихся. Следствием этих различий могут быть неодинаковые реакции школьников на высказывания и стиль общения педагога, разные способы восприятия и обработки учебной информации, различные статусно-ролевые позиции учащегося в детском коллективе. В отличие от известных в педагогике индивидуального и дифференцированного подходов, при полидеминсиональном подходе учитель не только учитывает индивидуальные и возрастные особенности учащихся, но и стремится раскрыть и развивать их личностный потенциал, обогащая тем самым поликультурную образовательную среду класса и формируя коллективное знание.

всего просмотров: 150

Оценка читателей: голосов 0

1. Грауманн О. Школа на пути к инклюзии. Критическая инвентаризация: монография / oтв. ред. Л.М. Волосникова; пер. с нем. Н.Д. Иващенко. Тюмень: Издательство ТГУ, 2020. 448 с.

2. Tillmann K.-J. System jagt Fiktion. Die homogene Lerngruppe. Friedrich Jahresheft, 2004. S. 6–9.

3. Prengel A. Kann Inklusive Pädagogik die Sehnsucht nach Gerechtigkeit erfüllen? — Paradoxien eines demokratischen Bildungskonzepts / Seitz S., Finnern N.-K. et al. Inklusiv gleich gerecht? Inklusion und Bildungsgerechtigkeit, 2012. S. 16–31.

4. Krell G. Diversity Studies. Grundlagen und disziplinäre Ansätze. Frankfurt: Campus Verlag, 2007. S. 32–41.

5. Knoth A. Managing Diversity. Skizzen einer Kulturtheorie. Zur Erschlieung menschlicher Vielfalt in Organisationen. Der Andere Verlag, 2006. S. 24–33.

6. Schmitt C., Tuider E., Witte M.D. Diversity Ansätze – Errungenschaften, Ambivalenzen und Herausforderungen. Sozialmagazin, Heft 9/10, 2015. S. 7–13.

7. Певзнер М.Н., Петряков П.А., Донина И.А. и др. Менеджмент многообразия. Великий Новгород: НГУ им. Яр. Мудрого, 2017. 451 с.

8. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: Тюменский государственный университет, 1996. 216 с.

9. Thomas R. Management of Diversity – neue Personalstrategien für Unternehmen – Wie passen Giraffe und Elefant in ein Haus? 1 Auflage, Wiesbaden, 2001. S. 34.

10. Школа Минпросвещения России. Институт управления образованием РАО [сайт]. URL: https://smp.iuorao.ru/ (дата обращения: 18.03.2023).

11. Агранович М.Г. Как будут работать школы по единым программам и учебникам? // Российская газета. 2022. № 210 (8858) [сайт]. URL: https://rg.ru/2022/09/19/zolotye-slova.html (дата обращения: 21.03.2023).

12. Педагогические кадры – основа развития образования и науки // Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова [сайт]. URL: https://www.msu.ru/news/pedagogicheskie-kadry-osnova-razvitiya-obrazovaniya-i-nauki.html (дата обращения: 23.03.2023).

13. Певзнер М.Н., Петряков П.А., Ширин А.Г. Педагогическое образование в университете: от единого стандарта к методическому многообразию // Человек и образование. 2022. № 2 (71). С. 142–154.

14. Певзнер М.Н., Петряков П.А., Ушанова И.А. Многообразие в обществе и образовании: возможно ли управлять многообразием? // Человек и образование. 2018. № 2. С. 10–16.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх