ИННОВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

 
Код статьиS181570410026441-0-1
DOI10.54884/S181570410026441-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Pаведующая кафедрой теории и технологии социальной работы
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Cтарший научный сотрудник
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: профессор кафедры теории и технологии социальной работы
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Декан факультета психолого-социальной работы
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (75)
Страницы170-179
Аннотация

Цифровая цивилизация затрагивает все стороны жизни и активно входит в социальную сферу, обеспечивая более высокий уровень социальной деятельности. В связи с этим актуализируется использование цифровых технологий, способствующих изменению способов формирования профессиональных компетенций. Цифровизация системы образования и создание цифрового пространства вуза связаны с новым вектором развития России. В этом ключе совершенствуется система подготовки кадров в целях развития социальной основы города, его социального кластера, а также для важнейшей функции социального государства – поддержки социальных «групп риска», нуждающихся в дополнительной социальной защите. Цифровизация образования дает дополнительный импульс инициативам самоорганизации, способствует развитию моделирования и прогнозирования. При отборе содержания образования упорядочиваются структурные единицы контента, формируя целостность и завершенность модуля. Цифровизация развивает не только вертикальные, но и горизонтальные связи образовательной среды учреждения, что особенно актуально для специалистов социальной сферы, в практике которых использование межведомственного подхода выступает одним из требований профессиональной деятельности в работе с «группами риска». Наиболее актуальными проблемами, требующими инновационного рассмотрения при подготовке будущих специалистов, выступают следующие: организация социального обслуживания граждан пожилого возраста, людей с инвалидностью, семей, имеющих детей и испытывающих нуждаемость; содействие адаптации и социализации лиц, нуждающихся в социальной поддержке в процессе реабилитации, адаптации, обучения, профессиональной подготовки и трудоустройства.

 

Ключевые словацифровая цивилизация, образование, специалисты социальной сферы, инновационные программы, сетевая образовательная среда
Получено29.06.2023
Дата публикации11.08.2023
Кол-во символов21530
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Новые вызовы современности, связанные с развитием цифровых технологий, а также нормативно-правовые документы, анализ опыта и результаты подготовки специалистов социальной сферы выявляют, что содержание профессионального образования характеризуется динамичностью и гибкостью.
2 Тенденция постоянного обогащения содержания образования специалистов социальной сферы осуществляется за счет новых научных данных, развития опыта в социальной сфере, а также трансформирования этого содержания в системе формального и неформального образования специалистов.
3 Одной из специфических черт обогащения содержания профессионального образования специалистов выступает учет особенностей региональной социальной политики по ведущим направлениям, представленным блоком актуальных проблем:
  • организация социального обслуживания таких категорий граждан, как люди с инвалидностью, граждане пожилого возраста, группы риска, семьи с детьми, в условиях использования потенциала сетевого образования [1];
  • содействие адаптации и социализации лиц, нуждающихся в социальной поддержке в процессе реабилитации, адаптации, профессиональной подготовке и трудоустройстве в условиях сетевой образовательной среды;
  • включение специалистов по социальной работе в активную инновационную социальную деятельность с использованием возможностей цифровой трансформации по развитию разных форм активности; персонификация в процессе создания и реализации новейших проектов макро-, мезо- и микроуровней, развитие инноватики в государственных и негосударственных учреждениях, на базе НКО и т.д. в условиях реализации программ «Доступная среда», «Активное долголетие», «Долговременный уход» и др. на основе цифровизации современного образования [2].
4 Эти направления не изолированы, их элементы могут пересекаться, проникать друг в друга, создавать комплекс проблем, которые необходимо чаще всего решать в условиях межведомственного подхода на региональном или территориальном уровнях современного мегаполиса с использованием программ «Цифровизация социальной среды», федеральных сервисов «Модернизация государственной службы занятости» и «Единая цифровая платформа в социальной сфере» и др.
5 В каждом из регионов открыты социально-реабилитационные центры как для детей-инвалидов, так и для инвалидов трудоспособного возраста. Программы этих отделений охватывают богатый спектр направлений, способствующих социальной защите и гармоничному развитию личности.
6 Так, программа «Активное долголетие» направлена на развитие резервных возможностей пожилых людей. В ней участвуют люди пожилого возраста, а также лица, имеющие инвалидность. В процессе посещения социально-реабилитационных центров они получают все необходимые виды сопровождения как получатели социальных услуг [3].

всего просмотров: 126

Оценка читателей: голосов 0

1. Инновации в образовании и социальном обслуживании инвалидов и лиц пожилого возраста в процессе их реабилитации в условиях социальной неопределенности / под ред. С.С. Лебедевой. СПб.: СПбГИПСР, 2022. 146 с.

2. Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании: Сборник научных статей XXIV Международной научно-практической конференции 26–29 апреля 2023 / отв. ред. Н.Н. Суртаева, А.В. Кандаурова, С.В. Кривых. СПб.: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2023. 416 с.

3. Распоряжение Правительства РФ от 16.08.2022 г. № 2253-р. План мероприятий по реализации Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года. URL: http://static.government.ru/media/files/aYOUCPjm1mA1YUylD4jESvj4qwwMAwnS.pdf (дата обращения: 12.05.2023).

4. Кудрявцева М.Е., Лебедева С.С., Платонова Ю.Ю. Образование людей с инвалидностью в контексте использования стратегических коммуникаций в условиях неопределенности // Человек и образование. 2022. № 1(70). C. 81–90.

5. Платонова Ю.Ю. Формирование программ подготовки социальных работников в области формирования доступной среды для лиц с инвалидностью // Социолог: образование и профессиональные траектории: материалы Всероссийской научной конференции XV Ковалевские чтения, Санкт-Петербург, 25–27 ноября 2021 года / под ред. Ю.Ю. Платоновой. Санкт-Петербург: ООО «Скифия-принт», 2021. С. 660–662.

6. Марон А.Е., Рословцева М.Ю. Дидактика цифровизации образования: аспект патриотического воспитания кадет // Человек и образование. 2022. № 3. С. 99–105.

7. Будущее образование: глобальная повестка. URL: http://vcht.center/wp-content/uploads/2019/06/6.-Obrazovanie-do-2035.pdf (дата обращения: 19.03.2023)

8. Марон А.Е., Степанова М.В., Резинкина Л.В. Непрерывное образование людей пенсионного возраста: педагогическая модель // Человек и образование. 2018. № 3. С. 106–110.

9. Кондаков А.М., Сергеев И.С. Методология проектирования общего образования в контексте цифровой трансформации // Педагогика. 2021. № 1. С. 5–9.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх